Фильтр
Откуда в СССР брались дешёвая коммуналка, бесплатные квартиры, детсады и школы?
Говорят, во времена СССР практически всё, что было необходимо советскому человеку, было бесплатно или невероятно дёшево. Однако почти всё это — лишь миф, созданный для обывателей, которые никогда не вдавались в вопросы ценообразования и жизни сельских жителей. Например, в 1930—1966 годы многие колхозники работали не за деньги, а за «трудодни» и немного продуктов: основной доход от деятельности колхозов получало государство, вкладывая его в «бесплатные» квартиры, образование и медицину. Совсем уж бесплатными советские дошкольные детские учреждения не были, но к ним был доступ даже у самых малообеспеченных граждан. Родители оплачивали лишь небольшой взнос за детское питание, причём те, чей доход был совсем мал, платили чуть ли не на половину меньше. Оплата в разных регионах составляла около 5—10% от дохода семьи. Конечно, семьям с несколькими маленькими детьми платить было сложнее, что косвенным образом привело к снижению рождаемости. Около половины стоимости оплачивали также матери-один
Откуда в СССР брались дешёвая коммуналка, бесплатные квартиры, детсады и школы?
Показать еще
  • Класс
Почему у вертолётов разное количество лопастей
Замечали, что у разных вертолетов разное количество лопастей? Если нет, обратите внимание на фотографии ниже. Почему так? Наверняка же должно быть какое-то оптимальное количество лопастей, и за 100 лет существования вертолетов инженеры уж точно должны были прийти к общему знаменателю? Так и есть, количество лопастей несущего винта вертолета является результатом строгого инженерного компромисса между эффективностью, прочностью, вибрациями и безопасностью. Основная задача винта — создать подъемную силу, отбрасывая вниз массу воздуха. Обывателю может показаться, что чем больше лопастей, тем лучше, но это не совсем так. Подъёмная сила винта, действительно, будет больше, но при вращении каждая лопасть создаёт позади себя возмущения и завихрения, что резко снижает эффективность последующих лопастей. С этой точки зрения эффективнее сделать всего одну лопасть, но на практике это нерационально из-за колоссальных нагрузок. Вес машины и динамические силы пришлось бы держать единственной лопасти
Почему у вертолётов разное количество лопастей
Показать еще
  • Класс
Правда ли, что обезьяна с печатной машинкой когда-нибудь напечатает «Войну и мир»? Математика говорит, что да
Сегодня расскажу вам одно математическое правило, которое обычно поражает нематематиков. Да так, что они говорят: «Да не, не может такого быть»! Только в более нецензурной форме. Итак, представьте самую случайную вещь на свете. Например, обезьяну, которая просто долбит пальцами по клавиатуре. Она печатает полную бессмыслицу: «ывадлорывалдоы...». Теперь представьте, что у этой обезьяны бесконечное количество времени. Не сто лет, и не миллион, не очень-очень много, а реальная бесконечность. Так вот, математики придумали правило: если что-то имеет хотя бы крошечный шанс случиться, и у него есть бесконечное количество попыток, то это рано или поздно обязательно произойдет. Давай проверим на примере. Какой шанс, что обезьяна с первой попытки напечатает слово «КОТ»? Чтобы узнать общий шанс, мы перемножаем: (1/33) • (1/33) • (1/33). Получается 1 из 35 937. Это как надеяться, что ты с первого раза вытащишь из мешка с 36 тысячами шаров один-единственный нужный. Почти нереально, но шанс есть! А
Правда ли, что обезьяна с печатной машинкой когда-нибудь напечатает «Войну и мир»? Математика говорит, что да
Показать еще
  • Класс
Чем отличается лицей от гимназии, и что круче
Есть средняя общеобразовательная школа, а есть лицеи и гимназии. Но чем последние отличаются друг от друга не все знают. Вроде и то, и то — про повышенный уровень образования. Но что круче? На самом деле, они на одном уровне. Ключевое различие между лицеем и гимназией заключается в их образовательной ориентации. Гимназия предоставляет универсальное и глубокое классическое образование с гуманитарным уклоном. Её главная цель — дать ученикам широкий кругозор, фундаментальные знания и развить интеллектуальные способности. Углублённо здесь изучают иностранные языки, историю, литературу, готовя выпускников к поступлению в классические университеты на самые разные специальности. Лицей, в свою очередь, сфокусирован на узкопрофильной, предпрофессиональной подготовке. Он часто сотрудничает с конкретными вузами (техническими, медицинскими), и его программа заточена под их требования. Ученики углублённо изучают профильные предметы — физику, математику, химию — и ориентированы на получение конкрет
Чем отличается лицей от гимназии, и что круче
Показать еще
  • Класс
Почему Египет, Казахстан и Бразилия перенесли свои столицы?
В истории России столица переносилась несколько раз. Например, в 1712 году из Москвы в Санкт-Петербург при Петре I. Почти два века спустя в 1918 году столица снова была возвращена в Москву из Петрограда (так тогда назывался Санкт-Петербург). А кто, кстати, знает, сколько вообще столиц было у России? (Ссылку на ответ оставлю в конце статьи). Но сегодня не о России, а о других государствах, которые решили перенести свои столицы. Зачем они это делают? Начнём с Египта. Я уже писал о его столице Каире в статье о мегаполисах Африки (ссылка в конце). Так как там проживает более 20 миллионов человек, в 2015 году решили построить новый город. Он будет находиться примерно в 20 километрах от Каира. Создание фактически с нуля нового города должно сократить темпы роста населения в действующей столице. Но на практике данный проект оказалось реализовать не так просто. Стоимость реализации поставленной задачи составляет по скромным подсчётам около 60 миллиардов долларов. Хотя многие эксперты называют
Почему Египет, Казахстан и Бразилия перенесли свои столицы?
Показать еще
  • Класс
Парадокс астрономии: почему красные карлики вовсе не красные
Астрономия — наука точная, но её язык часто оказывается обманчивым и вводит в заблуждение. Яркий пример — красные карлики. Эти звёзды, вопреки своему названию, не имеют красного цвета. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать природу их свечения. Температура поверхности красных карликов составляет от 2200 до 3800 градусов по Цельсию. Для сравнения: спираль обычной лампы накаливания раскалена до 2700–2800 градусов и светится жёлто-оранжевым светом. Поскольку красные карлики горячее, их световой спектр смещён в жёлтую, а не красную область. Фактически, невооружённому глазу они показались бы бледно-жёлтыми. Именно таким — жёлтым — обычно изображают Солнце, хотя его свет, который мы видим с Земли, является белым. Истинно красный цвет свечения возможен лишь при температурах около 1000–1500 градусов. Среди полноценных звёзд, поддерживающих термоядерный синтез гелия, таких практически нет. Столь холодными бывают лишь коричневые карлики — «несостоявшиеся» звёзды, в недрах которых реакции идут
Парадокс астрономии: почему красные карлики вовсе не красные
Показать еще
  • Класс
Почему США не сбросили ядерную бомбу на СССР во Второй мировой
В декабре 1945 году Пентагон утвердил план ядерной бомбёжки СССР. Уничтожить планировалось как минимум 20 крупных городов, среди которых числились Свердловск, Москва, Ленинград, Баку, Куйбышев, Одесса, Новосибирск и другие. На тот момент американцы были уверены, что легко победят большую страну, просто скинув ядерные бомбы на советские города. Только вот реальность оказалась совершенно иной, но давайте обо всём по порядку. Ядерное оружие появилось у США немного раньше, чем у СССР. В связи с этим многие эксперты высказывали мнение, что, имея преимущество в виде ядерных зарядов, США могли переломить ход войны, выйдя из неё главным победителем, и, попутно, уничтожив СССР. Однако анализ тогдашней ситуации показывает, что США не сделали бы это. В 1945 году американский президент Гарри Трумэн похвастался лидеру СССР Иосифу Сталину, что США успешно испытали новейшее оружие — ядерное. Сталин виду не подал, но приказал советским учёным во главе с Игорем Курчатовым бросить все силы на создание о
Почему США не сбросили ядерную бомбу на СССР во Второй мировой
Показать еще
  • Класс
Самый массовый коллективный судебный иск в истории по поводу развала СССР
Весной 2020 года впервые стартовала беспрецедентная акция: граждане (из России и стран бывшего СССР) подали коллективный иск в Верховный суд России на тему развала СССР Михаилом Горбачёвым. Иск был подан от лица всего 20 человек и принят не был: «Чушь какая-то!» — сказали в суде. Данный иск не принят до сих пор, но к концу лета 2025 года активистами собрано почти 657 тысяч подписей. В марте 1991 года в СССР был проведён первый и последний в его истории референдум, на котором избирателям был задан всего один вопрос на тему необходимости сохранения СССР, состоящего из равноправных и суверенных республик, где будут гарантироваться свободы и права всех, вне зависимости от национальности. В референдуме участвовало свыше 80% избирателей из них 77% высказались за сохранение СССР. Несмотря на то, что большинство избирателей хотели сохранить единый СССР, власти не послушали их, буквально наплевав на волю народа. К сентябрю 1991 года уже были организованы новые органы власти: Совет Республик и Г
Самый массовый коллективный судебный иск в истории по поводу развала СССР
Показать еще
  • Класс
Как представить себе 4-е измерение? Объясняю с помощью аналогий (в фильмах врут)
Представьте себе точку. У нее нет длины, ширины или высоты. Только положение. Это нулевое измерение. Теперь поведем эту точку по прямой. Её след — линия. У линии есть длина. Это первое измерение. Обитатель такой линии может двигаться только вперед и назад. Для него не существует понятий «влево» или «вверх». А теперь двинем нашу линию перпендикулярно самой себе. Её след — плоскость. Квадрат. Появилась ширина. Это второе измерение. Его житель — плоский человечек — может ходить по всей плоскости, но для него слова «гравитация» или «полет» — магия. Его мир плоский, как лист бумаги. Дальше — самое интересное. Возьмем наш квадрат и двинем его… куда? В новом, недоступном для плоского человечка направлении — перпендикулярно самой плоскости. Его след — это объёмный куб. Так мы получаем знакомое нам третье измерение. Мы, трехмерные существа, можем заглянуть «сверху» на весь мир плоского человечка, увидеть, что у него в карманах и что находится внутри его дома, не открывая дверь. Для него это буд
Как представить себе 4-е измерение? Объясняю с помощью аналогий (в фильмах врут)
Показать еще
  • Класс
А что там будет в школе будущего?
Через полторы недели в школу. Снова учителя у доски, классы на 30 человек с партами, домашние задания, контрольные работы, рюкзаки с учебниками и всё прочее, с чем ассоциируется школа. Но что если это последнее поколение, которое будет ходить в такие школы? Я сейчас представлю, как может выглядеть школа детей и внуков тех, кто ходит в школу сейчас. С виду это может быть обычное здание. Почти такое же, в которое ходили учиться мы. Но внутри всё по-другому. Представьте, что вы заходите в холл, а там вас встречает робот вместо сурового завуча. Проходите в класс, а там больше нет скрипучих меловых досок и строгого голоса классного руководителя. Вместо этого почти музейная тишина, нарушаемая лёгким гулом компьютеров и оживленным обсуждением какой-то группы подростков в углу, активно жестикулирующих вокруг голографической модели ДНК. Вообще классы в их привычном понимании исчезли, уступив место многофункциональным трансформируемым пространствам — коворкингам, лабораториям, студиям виртуал
А что там будет в школе будущего?
Показать еще
  • Класс
Показать ещё