Фильтр
Что такое «бог из машины» и при чем тут театр: история одного приема
Вспомните истории, в конце которых герои оказываются в безвыходном положении. Кажется, все потеряно — но внезапно появляется нечто чудесное и спасает их. Почему авторы веками прибегали к такому решению и как оно работало в театре и литературе — рассказываем в нашем материале. Античные греки любили хорошие истории с бурей страстей и достойным финалом. Но чем сложнее конфликт, тем труднее найти правдоподобное решение. Тогда драматурги нашли универсальный выход: вмешательство богов. Для театра этот прием был решен технически: в постановках использовался механизм — кран, на котором актера поднимали над сценой и «спускали с небес». Так божественное присутствие становилось наглядным, а публика испытывала катарсис. Отсюда и название: deus ex machina — «бог из машины». Считается, что это был любимый прием у Еврипида: из 18 сохранившихся трагедий в восьми концовка решается появлением олимпийского божества. Самый известный пример — финал «Медеи». Медея убивает своих детей, чтобы отомстить неверн
Что такое «бог из машины» и при чем тут театр: история одного приема
Показать еще
  • Класс
От чугуна до конского волоса: русские народные промыслы
Народные промыслы — застывшая в вещах память о прошлом. В каждом орнаменте, узоре или детали — привычки и характер людей, которые веками жили бок о бок. Мы решили рассказать о некоторых ремеслах, что дожили до наших дней. Постарались выбрать самые разнообразные, а в комментариях будет интересно почитать истории про хранящиеся у вас дома изделия, сделанные народными мастерами. Уральский город Касли известен во всем мире благодаря тончайшему художественному литью из чугуна. Завод, основанный в 18 веке, начинал с производства железа, а в 19 веке освоил создание изысканных декоративных изделий. Мастера создают из грубого металла ажурные узоры, тонкие цепочки, изящные фигуры животных и людей. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Касли представил целый чугунный павильон, настолько изящный, что президент Франции захотел его купить — но получил отказ. Секрет особого вида изделий — в фирменной краске «голландская сажа», состав которой не меняется с 19 века. Она придает поверхности благоро
От чугуна до конского волоса: русские народные промыслы
Показать еще
  • Класс
Чем пах СССР: 5 легендарных ароматов прошлого
Советская парфюмерия — это мир особенных запахов, каждый из которых хранит свои тайны и воспоминания. В Москве и Ленинграде создавались ароматы, ставшие символами эпохи. Давайте вспомним духи, которыми наверняка пользовались наши мамы, бабушки и даже дедушки. Название: Ландыш серебристый Производитель: Северное сияние (Ленинград) Дизайн: высокий флакон с выгравированной веточкой ландыша Запах: элегантный аромат цветов ландыша и свежести зеленого леса Интересный факт: классику советской парфюмерии делал главный конкурент «Новой зари» — ленинградская фабрика «Северное сияние». Она была основана еще до революции купцом Фёдором Калем, но после этого несколько раз меняла владельцев и названия. Фабрика не прекращала работу даже во время блокады: здесь делали корпуса для мин, медицинские препараты и духи в крошечных флакончиках. Одним из первых полноформатных послевоенных парфюмов стала «Белая сирень» — казалось, будто по всему городу одновременно зацвели эти цветы. Еще одним прорывом стал «Л
Чем пах СССР: 5 легендарных ароматов прошлого
Показать еще
  • Класс
Город-герой, город-мечта, город с душой моряка: литературные портреты Севастополя
В Севастополе переплелись культуры греков, римлян, византийцев и русских. Он выдержал почти девять месяцев осады в Крымскую войну и пережил тяжелые испытания Великой Отечественной. Окруженный живописными бухтами с прозрачной водой, город хранит древние крепостные стены и живет насыщенной современной жизнью с фестивалями и культурными событиями. Взглянем на Севастополь глазами русских классиков. Толстой побывал на Крымском фронте во время обороны Севастополя в 1854–1855 годах. Молодой офицер наблюдал за боевыми действиями и видел мужество солдат и горечь потерь. Этот опыт лег в основу цикла «Севастопольские рассказы», где он описывает не только события войны, но и размышляет о человеческой природе, смерти, мужестве и бессмысленности страданий. О чем? О ключевом эпизоде Крымской войны — длительной блокаде Севастополя. В книге подробно описывается обстановка в городе, ход боевых действий и эмоциональные переживания его жителей и защитников. Три рассказа цикла «Севастополь в декабре», «С
Город-герой, город-мечта, город с душой моряка: литературные портреты Севастополя
Показать еще
  • Класс
Пляшущий город Аристарха Лентулова: как звучит Москва на полотнах «художника солнца»
В середине 1910-х годов авангардист, участник «Бубнового валета» Аристарх Лентулов нашел собственный стиль — экспрессивный, музыкальный и полный движения. Его вдохновлял город, где прошлое соседствует с настоящим, а купола старинных храмов смотрят на фасады доходных домов. В этих контрастах он видел ритм новой эпохи — и передавал его через яркий живописный эксперимент. Рассказываем, как художник превратил старинную архитектуру в вихрь цвета и света. Для своих панно Лентулов выбирал прежде всего московскую архитектуру. В ней, как он писал, сочетаются «конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, дивным узорочьем форм». Такой мотив стал для художника идеальной основой: формы он дробил на цветовые фрагменты, которые, казалось, двигались, как в калейдоскопе. В этих ярких лоскутках и необычных ракурсах он искал душу Москвы — не давящую и строгую, а жизнерадостную и немного сказочную. Об образе древней столицы, переданном им на картине «Москва», Лентулов писал: «…Ее пестрота и коло
Пляшущий город Аристарха Лентулова: как звучит Москва на полотнах «художника солнца»
Показать еще
  • Класс
«Читать в здравом уме возбраняется»: как авангардисты изобретали язык будущего
Поэты и художники русского авангарда верили, что старый язык не может выразить суть нового времени. Им казалось, что он ограничивает мышление: если для чего-то нет слова, значит, почувствовать и осмыслить это гораздо труднее. Чтобы прорваться за пределы привычного, авангардисты начали изобретать новые слова — неологизмы. Разберемся, как и зачем они это делали, и расскажем о значении самых необычных слов. Велимир Хлебников мечтал создать универсальный язык будущего, «звездный язык», который был бы понятен не только людям, но и богам и звездам. Он верил, что язык отражает невидимый ритм, по которому живет весь мир: тело человека, законы природы, само пространство. И стремился соединить звук, образ и смысл в единое целое, чтобы выразить то, что невозможно сказать обычными словами. Вот некоторые из его неологизмов: миросозер — человек, мыслящий глобально; восторгокрылый — окрыленный восторгом; смехачи — существа, излучающие смех. Эти поиски особенно ярко проявились в стихотворении:
«Читать в здравом уме возбраняется»: как авангардисты изобретали язык будущего
Показать еще
  • Класс
Балетные па и колесница с певчими: как Пётр III изменил Ораниенбаум
В середине 18 века Ораниенбаум стал одним из самых музыкальных мест страны. Пётр III, страстно увлеченный игрой на скрипке, один за другим строил здесь концертные залы и прямо на аллеях парка устраивал грандиозные представления. Здесь же открылись одни из первых в России музыкальная и балетная школы. Давайте посмотрим, как Пётр шаг за шагом создавал здесь свою империю звуков. Июль 1757 года. В Ораниенбауме устроили роскошный музыкальный вечер. Сначала в саду накрыли ужин, столы засияли в свете тысяч восковых ламп. Стоило гостям рассесться, из аллеи Верхнего парка (сегодня она называется Тройной липовой аллеей) медленно показалась колесница. Она была украшена цветами и фестонами, а везли ее около двадцати быков с нарядными венками на шеях. На самой колеснице играли музыканты и пели певчие в одинаковых костюмах, а впереди шли танцоры в изысканных нарядах, исполняя сложные па. Все вокруг было залито светом. «Аллея была так ярко иллюминована, что можно было различить все предметы. Когда ор
Балетные па и колесница с певчими: как Пётр III изменил Ораниенбаум
Показать еще
  • Класс
Показать ещё