Фильтр
70000011484042
Что меня поразило в этих крестьянках с севера
Какие же они худенькие должны быть! Да, на фото все крестьянки. наряды богатейшие. Но такие бывали у людей на севере. Так одевались не каждый день, а на праздники, доставая практически все, что лежало в сундуках, чтобы показать свое приданое потенциальным женихам. От того девушки буквально были похожи на капусту из загадки "сто одежек и все без застежек". Да, я знала, что на девушках, к примеру, куча платков. Минимум два было на голове (если это так называемая платочница), а также платок + расшитая жемчугом и золотом повязка поверх него на "повязочнице" (вот это высокая конструкция на голове — зовется повязкой). Плюс к тому платки меняли в течение праздничного дня, чтобы показать, что он у девушки вообще-то не один. Кроме того у повязочниц на плечах привязано множество алых платков (аловиц). Чем девушка богаче, тем платков больше. То что мы видим черным на плечах, на деле алого цвета. Это многочисленные шелковые платки. И, конечно, много-много рядов бус (в основном, янтарных). А еще о
Что меня поразило в этих крестьянках с севера
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Типичные? северные лица: подборка фотопортретов прошлого
Из-за того, что женились люди часто в пределах небольшого района, черты лиц становились зачастую типичными для определенной территории (и как следствие: для представителей какого-то народа). Поэтому сейчас по внешности мы можем примерно угадать, к какой национальности себя относили предки того или иного человека (а может, и он сам), или из каких он мест. А можем и не угадать. Покажу портреты людей, которые меня привлекли. Без какой-то подоплеки. Просто лица, ничего более. Многие мои читатели любят рассматривать старые фото, так что вот еще одна такая подборка из кадров, которые я не публиковала, или быть может парочку публиковала давно. Глядя на эти фото мне кажется, что да, это настоящие северяне. Хотя, покажи мне их кто без подписи и предложи угадать, да еще и если национальная одежда не надета, то не факт, что вообще поняла бы, кто здесь кто)
Типичные? северные лица: подборка фотопортретов прошлого
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Почему на севере боялись полярного сияния
И даже связывали его с суицидами. Интересно, что хоть сияние и было на севере рядовым явлением, его нередко боялись. Возможно, тут можно провести аналогию с грозой. Гроза тоже — вполне рядовое природное событие, а ее боятся. С другой стороны, гроза сопровождается молниями, а молнии могут устроить пожар, да и в человека попасть. А северное сияние вот вообще не ясно, почему вызывало какие-то мрачные ассоциации и тем более страх. Итак, вот несколько свидетельств исследователей конца 19-начала 20 веков о том, что думали народы севера о полярном сиянии: Чукчи "По представлению чукоч, на том свете лучшие места для обитания отдаются людям, умершим добровольной смертью. Они живут в красном пламени северного сияния и проводят время за игрой в мяч, причем мячом служит моржовый череп." – В.Г. Богораз, начало ХХ века Русские поморы на Кольском полуострове: "Я спросил Петра Ивановича [помора из Гаврилово] о Северном сиянии, называемом на Мурмане Lunosiânya, а русские его называют Irisjevernaya S
Почему на севере боялись полярного сияния
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Почему свиньи: экзоты для традиционного хозяйства севера
Кстати, на крайнем севере почти не держали не только свиней, но и коз и лошадей! На крайнем севере, в Заполярье, традиционными сельскохозяйственными животными считаются олени. И почему-то не многие знают, что уже даже в 19 веке овцы также были традиционными животными в тундре, у Белого моря, наряду с оленями. Овцы не только жили в поселениях Кольского полуострова с лопарями, ижемцами и русскими промысловиками, но и кочевали вместе с оленьим стадом, питаясь одними с ним кормами, включая мох, водоросли, рыбу и даже отходы жизнедеятельности. Что касается свиней, то эти животные в Арктике были экзотикой (да и на севере в целом их держали очень мало, в отличие от коров и овец). Свинью тут: все равно что попугая завести) И все-таки этих жирненьких попугаев хоть немного, но держали. Например, на Мурмане у оседлых колонистов к 1877 году имелась 21 свинья. Для сравнения: овец было 507 голов, а оленей около 300. Кормили свиней, как я понимаю, по большей частью рыбой. Г. Богуслав, в статье своей
Почему свиньи: экзоты для традиционного хозяйства севера
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Смешные и странные гербы российских северов
Какие-то динозавры, соколы с туалетной бумагой, летающие избы. Смотрится забавно. Предлагаю взглянуть на подборку таких гербов и узнать, что означают изображенные объекты. Когда почитаешь объяснение, думаешь, "а-а-а, ну да, логично". Но пока не прочитаешь, порой, смотришь и думаешь, ну что это вообще за дикая фантазия, даже не верится, что это официальный гос.символ. Вот, например, герб Котласского района Архангельской области. Без шуток, он реально такой. Вот официальное объяснение, что он означает: «В пересечённом червленью и зеленью поле серебряный пояс, вверху волнистый, а внизу елеобразный; вверху золотой церковный купол на серебряном барабане со сквозными окнами, по сторонам сопровождаемый серебряными ступками соли; внизу — золотой обернувшийся динозавр с четырьмя гребнями и обращённым хвостом, образующим три выщерблено-чешуйчатые волны». То есть "две парящие палатки" это ступки соли. А динозавр это реально динозавр и есть. Далее, герб города Сокол Вологодской области. А вот о
Смешные и странные гербы российских северов
Показать еще
  • Класс
70000011484042
"Красивые" крестьянки по оценкам современников: фотоподборка
Иногда критерии красоты у современных читателей просто удивляют. На одно и то же фото могут написать "какие красивые", и "что за чучело". Я не утрирую, это реально так, почти в каждой моей статье с подборками крестьянских портретов. Это, конечно, говорит об абсолютной субъективности восприятия красивого. Вот, например, эту девушку в одном из пабликов в ВК критиковали на чем свет стоит. А по-моему, она не хуже большинства из тех, кого посчитали красавицами, и кого я покажу ниже. Еще интересный момент, люди оценивают как красивое то, что они считают "своим", близким, родственным. Например, в пабликах, группах и на каналах, посвященных северу, в которых сидят северяне, часто читаю комментарии в стиле "северянки все красавицы". Часто понятием "красавица" характеризуют просто нарядную женщину, одетую в богатый костюм. То есть красивая = шикарно одетая. Иногда для того, чтобы назвать кого-то красавицей, достаточно атрибута в виде толстой косы. Или платка и сарафана, или чего-то подобного, чт
"Красивые" крестьянки по оценкам современников: фотоподборка
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Странная география: что за ней скрыто
Московия, Биармия, Тартария, Лапония, Эльсингия, Ингерманландия, и так далее. Странные географические объекты, далеко не всегда понятные нам. Что же обозначают эти названия? Так в 16-17 веке иностранцы называли вполне реальные регионы или страны. Часто название они давали от народа, их населявшего. Так, Карелия от карел. Московия от московитов. Самоедия от самоедов. Даже Тунгусия была. Тартария, по-видимому, от неких условных татар (тартар); условных, потому что подразумевали под ним огромный регион от Каспия до Тихого океана и до границ современных Китая и Индии, и казалось бы, при чем тут татары. Про Самоедию я прочитала у Николааса Витсена (1641–1717), ученого и бургомистра Амстердама, автора первого подробного исследования Сибири, Монголии и Центральной Азии. В 1692 году он выпустил публикацию под названием "Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии, 1692 год". "Область Самоедия имеет соседей на юге народы Обдории
Странная география: что за ней скрыто
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Какой народ на севере называл себя местным или своим, что даже в самоназвании это закрепилось
Когда я рассказываю о деревне, то часто использую слово "местные". У меня как-то даже спрашивали в комментариях, мол, неужели я себя местной не ощущаю. Ну как сказать, в широком смысле да, ощущаю. Как жительница Обонежья, куда входит и Петрозаводск (где я родилась и жила несколько лет во время учебы в университете), и Подпорожье, где жила до 18 лет, и Вытегорский район Вологодской области, где живу уже шестой год. В узком же смысле я, наверное, местной-деревенской себя считать не буду уже, хоть тут мой дом, прописка и огород с цветочками. Потому как приехала я сюда почти в 40 лет, сложившимся человеком, и все местные особенности уже не впитаю (да и цели, разумеется, такой нет). А написать я хочу вот о чем. Оказывается самоназвания некоторых народов звучат буквально как "местные" или "свои", "здешние люди". Например, вепсы долгое время себя называли не вепсами (это название им в принципе официально дано только в ХХ веке, а до этого их официально звали чухарями или чудью; русские соседи
Какой народ на севере называл себя местным или своим, что даже в самоназвании это закрепилось
Показать еще
  • Класс
70000011484042
Архаика и примитив жизни в Российской империи на фото
Покажу очередную подборку интересных фотографий, которые сняты на севере Российской империи, в конце 19 или начале 20 века. По этим фото можно чуточку больше узнать о той жизни. Сразу поясню для тех, кому станет обидно от слова примитив. Примитивный: не значит плохой. Примитивный: значит простой. Исходный. Первый. Архаичный. Древний. Даже если цивилизация рухнет, мы сможем изготовить большинство таких примитивных инструментов и вещей из подручных средств: палок, веток, коры, льна, глины и т.п. Тот же глиняный горшок: максимально примитивная вещь, которая при этом почти не изменилась за тысячи лет. Как мы видим по фото, многие такие инструменты использовались крестьянами даже в начале ХХ века, а что-то и до сих пор. А теперь вернусь к фотографиям Вот, например, один из народов, населяющих Кольский полуостров: саамы. За спиной у них поняга: специальный деревянный каркас с лямками, на который уже крепятся мешки с вещами. Архаичный прообраз современного рюкзака. Только сделать его можн
Архаика и примитив жизни в Российской империи на фото
Показать еще
  • Класс
Показать ещё