Фильтр
70000011002956
Спутниковая карта из 16 века: как Леонардо да Винчи создал «вид с высоты» ещё в 1502 году
В мире, где картография не мыслима без спутников, GPS и дронов, трудно представить, что один человек смог создать детальную карту города... 500 лет назад. Но именно это сделал Леонардо да Винчи. Без технологий, без Google Maps — только гений, линейка и острый ум. Дело было в 1502 году. Леонардо получил заказ от Чезаре Борджиа — военного командующего, политика и человека с большими амбициями. Ему нужна была точная карта города Имола, который недавно перешёл под его контроль. Карта нужна была не для красоты — она должна была помочь в обороне и управлении городом. Леонардо, как всегда, подошёл к делу нестандартно. Он не мог подняться в воздух, не мог нажать кнопку «спутник» — но мог измерять, наблюдать и считать. Результат — удивительно точная карта Имолы, на которой чётко видны улицы, здания, стены, башни и даже оборонительные сооружения. Всё это — с точной ориентацией и масштабом. Это первая в истории Европы карта, нарисованная с видом «прямо сверху» и рассчитанная математически точно.
Спутниковая карта из 16 века: как Леонардо да Винчи создал «вид с высоты» ещё в 1502 году
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Загадочное Саргассово море: единственное море без берегов и его тайны
Саргассово море — одно из самых уникальных и малоизученных мест на планете. Оно не имеет ни берегов, ни привычных очертаний, как другие моря, и словно висит посреди Атлантического океана. Это не просто географическая причуда — Саргассово море окутано мифами, научными загадками и редкими природными явлениями. Саргассово море расположено между течениями Североатлантического круговорота, и именно эти водные потоки образуют его естественные «границы». Оно ограничено: На карте оно выглядит как участок океана, но с чёткой биологической и физической идентичностью. Размер моря варьируется, но его площадь обычно оценивается в около 5 миллионов квадратных километров — это больше территории Европейского Союза. Название море получило от буро-зелёных водорослей саргассум, которые густо покрывают его поверхность. Эти водоросли не прикреплены ко дну, как обычные морские растения, а свободно дрейфуют, образуя плавучие острова. И хотя кажется, что это просто «мусор», саргассум поддерживает целую экосис
Загадочное Саргассово море: единственное море без берегов и его тайны
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Американцы представили боевого дрона с ИИ: будущее воздушных боёв уже рядом
ВВС США делают серьёзный шаг к новой эпохе военной авиации: в этом году в небо поднимется новейший беспилотный дрон YFQ-42A, способный выполнять боевые задачи с использованием искусственного интеллекта. Это не просто ещё один БПЛА — это "умный напарник", который будет работать в паре с пилотируемыми истребителями. YFQ-42A — проект компании General Atomics. Его внешность впечатляет: обтекаемый корпус, узкие крылья, V-образное хвостовое оперение и спрятанный внутри отсек для оружия. Такая конструкция помогает снизить радиолокационную заметность — его будет сложнее заметить радарами противника. Он сможет нести, например, ракеты класса "воздух-воздух" и сопровождать пилотируемые истребители в самых опасных миссиях. Дрон умеет принимать решения самостоятельно благодаря продвинутым ИИ-алгоритмам. При этом он всё же не действует "по наитию" — управление остаётся за пилотом и командным центром. Такая связка "человек + машина" (называется MUM-T — manned-unmanned teaming) делает воздушные операц
Американцы представили боевого дрона с ИИ: будущее воздушных боёв уже рядом
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Возвращение гигантов неба: есть ли будущее у дирижаблей?
Почему старинные летательные аппараты снова вызывают интерес — и кто хочет вернуть их в небо? Когда-то дирижабли символизировали прогресс и роскошь: летающие корабли, пересекающие океаны в тишине и комфорте. После катастрофы «Гинденбурга» в 1937 году интерес к ним резко угас, уступив место более быстрым и безопасным самолётам. Однако в XXI веке дирижабли снова становятся предметом внимания — теперь уже не как романтический реликт прошлого, а как потенциально экологичная, экономичная и универсальная альтернатива современной авиации. Современные вызовы — от климатического кризиса до роста цен на топливо — заставляют инженеров и инвесторов пересматривать прежние решения. На фоне этих процессов дирижабли внезапно обрели актуальность: Низкое энергопотребление. Для удержания в воздухе дирижаблю не нужно постоянно тратить топливо — подъём обеспечивается за счёт газа, который легче воздуха, что делает его значительно экономичнее по сравнению с самолётами. Сегодня над созданием дирижаблей ново
Возвращение гигантов неба: есть ли будущее у дирижаблей?
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Сияние жизни, которое гаснет в момент смерти, свет внутри нас.
Каждое живое существо излучает свет. Не метафорически — буквально. Это свечение не видно глазу, но его можно зафиксировать специальными сверхчувствительными камерами. И вот теперь учёные впервые измерили этот «свет жизни» с беспрецедентной точностью — и доказали: когда организм умирает, он действительно гаснет. Речь идёт о так называемой ультраслабой фотонной эмиссии (Ultraweak Photon Emission, UPE) — слабом свечении, которое возникает в клетках при обычном обмене веществ. В отличие от биолюминесценции у светлячков, это не «лампа», которую организм включает по желанию. Это скорее побочный эффект работы клетки. Как дым от костра — пока горит жизнь, идёт и свечение. Команда из Университета Калгари (Канада) сравнила это излучение у живых и недавно погибших мышей. Температура тела у всех была одинаковой — 37 °C. Но камеры зафиксировали заметную разницу: живые тела светились, мёртвые — почти нет. И это происходило сразу после смерти, даже до того как остывало тело. Таким образом, UPE можно
Сияние жизни, которое гаснет в момент смерти, свет внутри нас.
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Навигация Beidou захватывает мир: как Китай строит альтернативу GPS
Beidou — это национальная спутниковая навигационная система Китая, созданная как альтернатива американскому GPS. Разработка началась ещё в 2000-х, но по-настоящему глобальной система стала после запуска Beidou-3 в 2020 году. Сегодня она охватывает весь земной шар и активно внедряется не только внутри страны, но и за её пределами. По данным властей, в 2025 году количество ежедневных запросов к Beidou превысило 1 триллион. Это не означает, что столько раз люди открывают карту — в основном это автоматические сигналы и процессы: Главная цель — независимость. Beidou даёт Китаю полный контроль над навигационными сервисами. Это особенно важно в условиях, когда отношения с США остаются напряжёнными, а GPS — американская система. Кроме того, собственная платформа позволяет продвигать свои технологии за рубеж и конкурировать с другими глобальными системами (ГЛОНАСС, Galileo). По итогам 2024 года объём индустрии, связанной с Beidou, оценивается в 79 миллиардов долларов. Это и спутники, и назем
Навигация Beidou захватывает мир: как Китай строит альтернативу GPS
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Видео как LiDAR авто повредил камеру iPhone
Инцидент с iPhone 16 Pro Max и электрокаром Volvo EX90 с системой LiDAR стал вирусным — смартфон получил повреждение камеры прямо во время съёмки. Почему это произошло и кто рискует? На платформе Reddit один из пользователей опубликовал видео, на котором он снимает электромобиль Volvo EX90. Через несколько секунд камера смартфона — iPhone 16 Pro Max — начала выдавать артефакты и визуальные сбои. Оказалось, что сенсор был повреждён во время съёмки активного LiDAR-модуля, установленного на крыше автомобиля. LiDAR (Light Detection and Ranging) — это система, которая с помощью лазерных импульсов формирует точную 3D-карту окружающего пространства. Эта технология активно применяется в автономных транспортных средствах. Лазер, чаще всего в ближнем инфракрасном диапазоне, испускается в виде коротких импульсов, которые отражаются от объектов и возвращаются в приёмник. Для человеческого глаза LiDAR безопасен, поскольку интенсивность излучения ограничена международными стандартами. Однако с CMOS
Видео как LiDAR авто повредил камеру iPhone
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Xiaomi готовит сюрприз: на подходе флагманский чип Xring 01
На этой неделе Xiaomi представит свой первый топовый мобильный чип — Xring 01. Это событие может изменить расклад сил на рынке Android-смартфонов. До недавнего времени Xiaomi использовала в своих устройствах решения от Qualcomm и MediaTek. Были и собственные попытки — чипы Surge S1 и C1, но они так и не вышли за рамки эксперимента. Сейчас всё по-другому: Xring 01 создаётся как полноценный флагманский процессор, способный соперничать с лучшими. Пока компания держит детали в секрете, но инсайдеры делятся первыми утечками: Такой набор указывает, что Xring 01 создаётся с прицелом не на догоняющего, а на лидера. По данным журналиста Dominic Preston, первым устройством на базе нового чипа станет один из будущих флагманов Xiaomi. Наиболее вероятные кандидаты — Xiaomi 15 или обновлённая модель из линейки MIX. Компания рассчитывает, что собственный процессор придаст устройству особый статус и поможет выделиться среди других флагманов на Android. Если Xring 01 действительно окажется мощным, ста
Xiaomi готовит сюрприз: на подходе флагманский чип Xring 01
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Новые видео с J-50: Китай тестирует истребитель шестого поколения
В китайской соцсети Weibo появились свежие кадры испытаний новейшего истребителя J-50 — одного из самых загадочных проектов военной авиации Китая. Видео раскрывают конструктивные особенности перспективного боевого самолёта шестого поколения. J-50 (Цзянь-50) — разработка корпорации SAC (Shenyang Aircraft Corporation), одного из флагманов китайского авиастроения. Это один из первых прототипов истребителя шестого поколения, в котором объединили малозаметность, высокую манёвренность, искусственный интеллект и взаимодействие с беспилотниками. J-50 построен по бесхвостой схеме с двумя двигателями. Такое решение снижает радиолокационную заметность и улучшает аэродинамические характеристики. Судя по текущей конфигурации, китайские инженеры стремятся сделать самолёт максимально универсальным и адаптивным для боевых условий будущего. На видео, распространённых в Weibo: Эти фрагменты дают первое реальное представление о лётной конфигурации самолёта, ранее известного только по рендерам и утечкам.
Новые видео с J-50: Китай тестирует истребитель шестого поколения
Показать еще
  • Класс
70000011002956
Китайские беспилотные самосвалы: меняют добычу полезных ископаемых
100 электрических самосвалов без водителей начали работать в китайском карьере. Без выхлопов, без риска для человека, но с умной начинкой и 5G-связью. На угольном разрезе Иминь, расположенном во Внутренней Монголии, заработал крупнейший в мире парк беспилотных самосвалов. Впервые машины такого масштаба не просто тестируются — они работают. В карьере одновременно задействованы 100 полностью электрических, автономных грузовиков Huaneng Ruichi. Проект объединил усилия China Huaneng Group, Huawei, XCMG и других компаний. Каждый из этих гигантов рассчитан на перевозку до 90 тонн груза. У них нет кабины — управлением занимается встроенная система автопилота. Машины спокойно работают при морозах до –40 °C, легко адаптируются к условиям местности и не требуют присутствия человека. Главная «начинка» — система автономного управления от Huawei. Это не просто автопилот, а целая цифровая экосистема. В неё входят: Инфраструктура построена на технологии 5G-A, что позволяет грузовикам общаться между
Китайские беспилотные самосвалы: меняют добычу полезных ископаемых
Показать еще
  • Класс
Показать ещё