Фильтр
Дом Богомолова и Путиловский храм
Продолжаем рассказ Любови Александровны Старковой об истории Шампетра. С разорением барона Александра Раля бывшая шереметевская усадьба и еще четыре, следовавших за ней, делятся на мелкие участки и распродаются владельцам. Часть бывшей усадьбы «Шампетр» приобрел купец С. У. Богомолов, который построил напротив завода каменный двухэтажный дом (пр. Стачек, 50), сохраняющийся по сей день и передающих дух Петергофской дороги уже начала 20-го века. Многие дома строились здесь в таком «теремочном» стиле, однако большинство были деревянные и до наших дней не дошли. От Петергофского шоссе отходила Богомоловская улица (современная ул. Возрождения), названная именем владельца каменного дома, на которой жили рабочие Путиловского завода. В книге «История Путиловского завода», выпущенной в 1939 г. и написанной тремя авторами М. Мительманом, Б. Глебовым и А. Ульянским дана картина быта рабочих: «На Путиловском заводе в 1860-70- гг. рабочие жили земляческими артелями, пили в трактирах на один счет,
Дом Богомолова и Путиловский храм
Показать еще
  • Класс
Шампетр у Кировского завода
Продолжаем серию публикаций известного краеведа Любови Александровны Старковой об усадьбах Петергофской дороги и их владельцах. На этот раз поговорим о шереметевском «Шампетре», который находился примерно между виадуком и улицей Васи Алексеева. Напротив Кировского завода, недалеко от виадука, перекинутого через пр. Стачек находится улица Возрождения (бывшая Богомоловская). Она проложена по бывшей центральной аллее дачи, которой владели Шереметевы. Современная насыпь Путиловского железнодорожного путепровода – его левая граница (примерно). Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого фельдмаршала петровских времен Бориса Петровича Шереметева получил участок земли под эту дачу 28 октября 1762 года. Строительство дачного дома началось в том же году. Дачу назвали «Шампетр» (игра слов на французскомязыке: это означает и «сельский», и «поле (место) Петра»). Так писал граф Шереметев своему управляющему: «…При оных при строениях и работах быть… Федору Аргунову и как лучше рассудите, так и делать»
Шампетр у Кировского завода
Показать еще
  • Класс
Железнодорожный текст «Двенадцати стульев» – 3: Москва
Заключительная часть нашего обзора посвящена Москве. Шумная и «отъедавшаяся после голодных лет» (по выражению Ильфа) столица врывается в текст романа дважды. Первые раз герои попадают уверенные в скором и легком обретении сокровищ. Эта часть романа так и называется – «В Москве». Второй раз Остап и Киса оказываются в белокаменной измотанные бесплодной охотой с надеждой на один единственный призрачный шанс от загадочного стула, исчезнувшего во дворе Октябрьского вокзала. Начинается часть «В Москве» с яркой характеристики каждому столичному вокзалу. Московские вокзалы – ворота города. Ежедневно они впускают и выпускают тридцать тысяч пассажиров. Ярко и образно показывается, насколько они не похожи друг на друга. В первую очередь своими пассажирами. Почитаем их в сопрвождении фотографий примерно тех лет. Через Александровский (Белорусский) вокзал входит в Москву иностранец на каучуковых подошвах, в костюме для гольфа (шаровары и толстые шерстяные чулки наружу). С Курского – попадает в М
Железнодорожный текст «Двенадцати стульев» – 3: Москва
Показать еще
  • Класс
Железнодорожный текст «Двенадцати стульев» – 2: Старгород и его трамвай
Одна из глав бессмертного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова целиком посвящена открытию трамвая в губернском Старгороде, где волею судеб оказываются Остап Ибрагимович Бендер и Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Это 13-я (в полном издании – 15-я) глава «Дышите глубже, вы взволнованы». В ней живыми красками рисуется открытие трамвая. Разные источники указывают несколько прототипов Старгорода. Среди них даже те, в которых в то время не открывался трамвай, да и вообще так никогда и не открылся. Таков, например, «прото-Старгород» – Старобельск на Луганщине. Его объявили прообразом Старгорода. В основном потому, что в его окрестностях действительно есть Чмаровка, со стороны которой приходит в город великий комбинатор. Для убедительности установили в центре Старобельска памятник Остапу Бендеру. Вроде бы даже и Ильф с Петровым здесь были в командировке. Но это, как сейчас говорят, не точно... На самом деле Старгород – образ собирательный и в первой части мы показали, что в железнодорожном контек
Железнодорожный текст «Двенадцати стульев» – 2: Старгород и его трамвай
Показать еще
  • Класс
Железнодорожный текст «Двенадцати стульев» – 1: Ильф, Петров и рельсы
Казалось бы, о знаменитых сатириках и их романе известно всё. Миллионные тиражи и почти десяток экранизаций на разных языках. Но мы предлагаем посмотреть на текст романа со своеобразного ракурса: истории отечественных железных дорог и трамвая, особенно той части, что пришлась на время написания романа – 1920-е годы. Многое в этом романе появилось неслучайно. Роман «Двенадцать стульев» создавался Ильфом и Петровым в очень сжатые сроки, поскольку по частям публиковался в журнале «Тридцать дней» в 1928 году. Первые наброски появляются весной 1927 года. Летом Ильф и Петров отправляются в командировку на Кавказ и в Крым, впечатления от которой лягут в несколько глав романа. К концу года роман был фактически готов. Поэтому многое из того, что стало основой романа – это реальность всего лишь 1926-27-го годов. Свой хлеб Ильф (Илья Файнзильберг) и Петров (Евгений Катаев) добывали тяжелым журналистским трудом в газете железнодорожников «Гудок». Через них проходили все важные и малозначительные с
Железнодорожный текст «Двенадцати стульев» – 1: Ильф, Петров и рельсы
Показать еще
  • Класс
Эдуард Эбсворт и Литания
От многих усадеб Петергофской дороги остались лишь живописные пруды. Но и они многое могут рассказать об истории владельцев. Достаточно лишь прочитать материалы исследователей и включить своё воображение. Привычные «излюбленные места отдыха жителей района» оживут новыми красками. Публикуем статью краеведа Сергея Иванова, автора проекта ligovo-spb.ru об усадьбе «Литания». Одним из пригородных имений на Петергофской дороге до революции владел Эдуард Егорович Эбсворт, купец 1-й гильдии, англичанин. Уже бывавшее сдвоенным имение при Александре Демидове и Якове Моллво перешло во владение Эбсворта около 1880 года. Сейчас вы можете знать эти места Сосновой поляны на Петергофском шоссе, как парк «Литания», парк Ленфильма. С востока проходит начало улицы Тамбасова, западной границей является парковая дорожка у дома 38 по ул. Чекистов, южнее границу можно проследить по внутриквартальным проездам до пр. Народного Ополчения (а его часть до революции и называлась Эбсвортовский проспект) между дом
Эдуард Эбсворт и Литания
Показать еще
  • Класс
«Танки» у Нарвских ворот: история одной фотографии
История героической обороны Ленинграда на юго-западных подступах к городу еще далека от полного изучения. Случается, что в очередной раз глядя на давно известную фотографию тех суровых лет, открываешь малоизвестную страницу истории. Поводом для исследования стали несколько фотографий с изображением тяжелой техники у Нарвских ворот, дошедших до нашего времени. Их две: одна Давида Михайловича Трахтенберга (под названием «Самоходные орудия идут на фронт» опубликован в газете «Известия» №17 (8319) от 20 января 1944 года с пометкой «доставлено на самолете»). Вторая – Бориса Павловича Кудоярова (под тем же названием в газете «Комсомольская правда» №15 (5726) от 18 января 1944 года). Известна также работа блокадного художника Александра Дмитриевича Кетова с названием «Танки с Кировского завода – на фронт», созданная явно по одной из фотографий. На первый взгляд, само название выглядит несоответствующим сюжету. Во-первых, на фотографии и картине не танки, а самоходные установки СУ-122. На Кир
«Танки» у Нарвских ворот: история одной фотографии
Показать еще
  • Класс
Названия за окном электрички: Гатчина - Ивангород
Пока очень редко, но ходят электрички (а точнее дизель-поезда) по малодеятельной с точки зрения пассажиров железной дороге – Гатчина – Ивангород. А ведь строилась эта дорога как стратегическая, да и сегодня таковой остается как кратчайший путь к западной границе России. Ее появление было связано с необходимостью соединения Санкт-Петербурга с портами Балтики – Нарвой, Ревелем (Таллином) и Балтийским портом (ныне – Палдиски). В 1870 году была построена дорога от Ревеля до Тосно. Да! Дорога не имела входа в Петербург, для чего через некоторое время была выкуплена Петергофская железная дорога и не построена соединительная ветка между Гатчиной и Красным селом. Петегофский вокзал был переименован в Балтийский, каким он и остается по сей день. Итак, отправимся в двухчасовую поездка от Гатчины до Ивангорода. Как обычно, читаем названия, вспоминаем историю. Наш поезд находится на станции Войсковицы, которая располагается на территории одноимённого посёлка. Сам же посёлок Войсковицы впервые упом
Названия за окном электрички: Гатчина - Ивангород
Показать еще
  • Класс
Нарвские ворота в открытках 20-го века
Музей Оранэлы занимается изучением истории Стрельнинской линии Петербургского трамвая – наследии «первой русской электрички». Она должна была связать Нарвские триумфальные ворота со Стрельной, Петергофом и Ораниенбаумом вдоль исторической Петергофской дороги. Нарвские ворота, как следствие, – это особая точка «мира Оранэлы», поэтому в коллекции музея собрана довольно обширная коллекция открыток с изображением ворот за весь 20-й век. Она открывает возможность проследить, как изменялась Нарвская застава и площадь Стачек за последние сто лет, наполненных бурными событиями истории города и страны. При этом сами ворота оставались, как говорят в математике, «инвариантом», некой точкой, которая не меняется при преобразованиях пространства. На своем месте они стоят почти 200 лет, со своей высоты наблюдая, как меняется Город. Нарвские триумфальные ворота появляются в 1834 году на современной площади Стачек у юго-западного въезда в Петербург в память о победоносном возвращении наших войск после
Нарвские ворота в открытках 20-го века
Показать еще
  • Класс
Показать ещё