Фильтр
Как человек оправдывает диавола самооправданием. Предупреждение преподобного Паисия Святогорца
Мы часто ищем оправдания своим страстям и ошибкам. «Ну а что я могла сделать? Обстоятельства вынудили... Мне пришлось соврать, потому что меня припёрли в угол... Я был вынужден пойти на меньшее зло, чтобы избежать большего... » — знакомо? Но преподобный Паисий Святогорец говорит о духовном законе: тот, кто оправдывает своё падение, оправдывает диавола. Самооправдание опаснее, чем ошибка или падение. Ошибку можно исправить покаянием. Упав, остается возможность встать. Но когда человек начинает комкать истину ради того, чтобы оправдать своё падение, он оскорбляет Бога - Святого Духа и изгоняет Его Благодать из души. Более того, он пытается легитимизировать зло — придать ему вид правды. Это уже не простительная ошибка, а необратимая духовная катастрофа: искажение истины ради комфорта искаженной совести. Преподобный Паисий предупреждает: бесстыдство самооправдания и презрение к истине — это первая ступень оскорбления Святого Духа. И чем дальше, тем дальше от Бога и труднее вернуться. Об
Как человек оправдывает диавола самооправданием. Предупреждение преподобного Паисия Святогорца
Показать еще
  • Класс
Как святитель Спиридон дал мне квартиру
Издательство «Орфограф» готовит новый поэтический перевод Жития святителя Спиридона Тримифунтского. Второй частью книги станет сборник ранее не публиковавшихся чудес святителя Спиридона, которые мы собираем в Греции и в России. Сегодня — одно из чудес, о котором клирикам храма Святителя Спиридона на Керкире (Корфу) рассказал раб Божий Константин из Москвы. Не знаю, чудо это или нет. Но 11 лет назад у меня была проблема с жильём. Я жил с родителями в крохотной квартире — с женой и маленьким ребёнком. Ещё до рождения ребёнка я взял за правило каждое утро перед работой читать молитву святому Спиридону. Для себя я решил, что мне хуже от этого не будет, и начал с малого: читал молитву каждое утро. Тем не менее, мои дела стали идти хуже: на работе появились проблемы, зарплату выплачивали с задержкой, а вскоре я и вовсе остался без работы и с невыплаченной зарплатой. Я не переставал молиться святому Спиридону, хотя порой грешные мысли меня настигали, заставляя впадать в уныние и переставать
Как святитель Спиридон дал мне квартиру
Показать еще
  • Класс
Та самая «Панагуда», которая ждала святого старца. Как преподобный Паисий Святогорец нашёл своё последнее земное пристанище
Из Жития преподобного Паисия Святогорца, глава 12: Итак, зимой 1979 года отец Паисий начал искать себе новую келью. Но найти её оказалось не так просто. Вечером 26 февраля преподобный совершал всенощное бдение и горячо, со многой болью, молился: «Святая Евфимия! Святой Арсений! Куда мне идти? Помогите мне!» Также он молился о помощи святым Богоотцам Иоакиму и Анне, перед которыми особенно благоговел. И действительно, все эти святые ему помогли. На следующий день, 27 февраля (в этот самый день пятью годами ранее его посетила святая Евфимия), он с утра обходил разные места вокруг Кариеса, ища себе келью, — но безрезультатно. Вечером, очень уставший, он пришёл в келью Вознесения Господня в Кариесе, где жил старец Иоаким с послушником. Послушник занимался резьбой по дереву, и старец попросил отца Паисия зайти и посмотреть, как тот вырезал две иконы святого Арсения, и дать юноше опытный совет. Когда отец Паисий сказал, что ищет келью, старец Иоаким, не задумываясь, воскликнул: — Так в
Та самая «Панагуда», которая ждала святого старца. Как преподобный Паисий Святогорец нашёл своё последнее земное пристанище
Показать еще
  • Класс
Как Ангел-Хранитель святого Паисия Святогорца явился ему и прогнал невыносимую боль
Из Жития преподобного Паисия Святогорца: о боли, молитве и явлении Ангела Хранителя: Так прошли десять лет жизни преподобного старца Паисия на Капсале, в келье Честного Креста. В последние годы он понимал, что, если продолжать безмолвную жизнь, нужно искать для этого какое-то другое, более подходящее место. Возникли и серьёзные духовные причины, побуждавшие преподобного к поиску другой кельи. Он много думал, сомневался и молился о том, куда ему пойти. 4 февраля 1979 года, около девяти часов вечера, он никак не мог успокоиться. Голова не просто болела — она раскалывалась, словно кто-то взял молоток со стамеской и раскалывал ему череп. Глаза чуть не вылезали из орбит, особенно правый. От невыносимой боли по телу отца Паисия стали пробегать судороги. «Такой боли, — рассказывал он потом, — я в жизни не испытывал». Даже молитву творить он не мог — только повторял: «Христе мой! Матерь Божия!» Становилось всё хуже и хуже. Но вдруг он увидел за своим правым плечом своего ангела-хранителя. Анг
Как Ангел-Хранитель святого Паисия Святогорца явился ему и прогнал невыносимую боль
Показать еще
  • Класс
«На десять лет одной хватит»: Какую книгу советовал читать преподобный Паисий Святогорец монахам и мирянам
Святой старец Паисий Святогорец — живой свидетель действия благодати Божией и мудрый духовный наставник, сам питался прежде всего творениями святых отцов. Но среди всех книг, прошедших через его подвижническую жизнь, одна занимала особое, сокровенное — первое после Евангелия место. Это были Слова подвижнические преподобного аввы Исаака Сирина. Однажды в молодости, будучи ещё простым монахом в Эсфигменском монастыре, отец Аверкий (впоследствии — отец Паисий) пошёл по поручению братии на монастырский конак в Карие́с. Зайдя в лавку купить селёдки, он и не подозревал, что именно там начнётся его духовное знакомство с великим сирийским подвижником. Продавец завернул рыбу в вырванный лист из журнала Святогорская библиотека. Уже на конаке, развернув покупку, отец Аверкий заметил промасленный листок с текстом. Это был отрывок из Слов преподобного Исаака Сирина. Он высушил его, прочитал — и, как сам потом говорил, «прочитанное сразило его наповал». Целый год он перечитывал этот небольшой текст
«На десять лет одной хватит»: Какую книгу советовал читать преподобный Паисий Святогорец монахам и мирянам
Показать еще
  • Класс
Навигатор по шести томам «Слов» преподобного старца Паисия Святогорца. Что в каком томе и с чего начать чтение
Шеститомный сборник Слов преподобного Паисия Святогорца охватывает самые различные аспекты христианской жизни и устроен так, чтобы каждый читатель мог найти интересующие его темы. В шеститомнике нет общего сюжета, можно начинать чтение преподобного Паисия Святогорца с любого места любого тома и в любом месте переходить к другому тому. Этот краткий путеводитель по томам преподобного Паисия Святогорца поможет вам сразу перейти к тем главам и частям, которые наиболее соответствуют вашим духовным нуждам: от общих вопросов о современном человеке (том первый) до подробных наставлений по молитве и участию в богослужении (том шестой). Первый том вводный, он говорит об общем состоянии современного человека, последующие — посвящены конкретным вопросам духовной борьбы, семейной жизни, молитвы и другим важным духовным темам. Ниже приведены ключевые темы каждого тома, а в конце — краткий тематический указатель по томам (к сожалению, в формате этой соцсети нельзя вставить таблицу, поэтому даём её
Навигатор по шести томам «Слов» преподобного старца Паисия Святогорца. Что в каком томе и с чего начать чтение
Показать еще
  • Класс
Можно ли «заставить» Бога вмешаться и нам помочь? И не ересь ли это?
В святоотеческом языке (особенно у святого Паисия Святогорца) иногда встречаются парадоксальные выражения. К таким относится и мысль преподобного старца: "Возлагая на Бога своё будущее и своё упование, мы, некоторым образом, обязываем Его нам помочь". Но неужели Бога действительно можно к чему-либо обязать? На первый взгляд — звучит дерзко. Ведь Бог — Абсолют, Совершенная Свобода, Творец, Он ничем и никем не ограничен. Как можно сделать Его обязанным? Преподобный Паисий говорит не в юридическом, не в магическом и не в буквоедском смысле. Он говорит об «обязании Бога» как о духовной закономерности божественной любви. Это не требование к Богу, а божественная закономерность отношений человека с Творцом, в основе которой лежит взаимная жертвенная любовь. Когда человек с полным доверием вручает себя Богу — не формально, а по-настоящему — он входит в такое состояние смирения и любви, что Бог как бы «не может» не ответить. И именно в этом состоянии ума и сердца многое начинает происходить —
Можно ли «заставить» Бога вмешаться и нам помочь? И не ересь ли это?
Показать еще
  • Класс
Хранение ума или техника мониторинга помыслов? Путь к Царству Христа или к психологическому комфорту?
В последние годы многие учатся наблюдать за собой: за мыслями, эмоциями, реакциями. Практики осознанности, когнитивная терапия, дневники чувств и мыслей стали частью повседневной заботы о себе. По детски удивившись тому, что «ты — это не твои мысли», люди учатся не отождествляться с внутренним шумом, освобождаться от автоматических реакций. При определенных условиях, всё это — важные и полезные инструменты. Но в духовной традиции Церкви, особенно в её монашеском опыте, тема мыслей раскрывается на принципиально ином уровне, поскольку и цель стоит не земная. Святые отцы называют мысли помыслами и видят в них не столько психологические явления, сколько — движения души, которые могут вести либо ко спасению во Христе, либо ко греху. Помысл — это не просто мысль или ощущение, а начало духовного выбора: в помысле уже содержится направление — ко Христу или от Него. Внешне аскетика и психология действительно используют похожие инструменты: будь внимателен к мыслям, различай их, не следуй каждо
Хранение ума или техника мониторинга помыслов? Путь к Царству Христа или к психологическому комфорту?
Показать еще
  • Класс
Кто такой благородный человек, почему ему не обязательно учиться в Сколково и иметь хорошо устроенного папу
В современном языке слово «благородство» становится всё более архаичным. Его заменили «здоровая самооценка», «личные границы», «адекватность». Всё это, конечно, важно. Только благородство — это не об удобстве жить и не о психологическом комфорте. Это — про внутренний аристократизм души. Про способность отдавать — и при этом не унижать ни других, ни себя. Для преподобного Паисия Святогорца благородство всегда связано с тем, что в греческой традиции называется "филотимо". Это то самое любочестие, о котором он так много говорит и на котором многие читатели русского перевода спотыкаются, поскольку "филотимо" трудно перевести дословно: оно объединяет в себе чувство долга, жертвенность, благодарность, стремление отдать больше, чем от тебя ждут — и всё это добровольно, от любви. Филотимо — это когда ты не просто делаешь добро, а стараешься сделать его от сердца, не по схеме "ты мне, я тебе" — а с трепетом, с уважением к другому, даже если он этого не замечает. И — важно — внутреннее благоро
Кто такой благородный человек, почему ему не обязательно учиться в Сколково и иметь хорошо устроенного папу
Показать еще
  • Класс
Почему, осуждая других, мы тем самым рассказываем правду о себе, которую боимся принять. Святой Паисий Святогорец об оправдании во Христе
Осуждение других — это всегда не про них, а про нас. Мы редко задумываемся, насколько субъективны наши оценки. Нам кажется, что мы видим ситуацию ясно, но на самом деле смотрим на другого человека сквозь призму своего собственного настроения, усталости, пережитого опыта, личных комплексов и травм. Мы не способны знать, что чувствует другой, какой путь он прошёл, у нас отсутствуют инструменты для измерения степени его внутреннего напряжения. От нас по определению скрыто как долго и какие внутренние бури он сдерживает, а какие не удалось сдержать. Именно потому оценка другого в рамках осуждения не может не быть искаженной, осуждение всегда частично и необъективно — мы всегда судим не человека, а собственную интерпретацию его поступка. Мы не Бог, чтобы до атома взвесить все "за" и "против" и вынести вердикт. А раз так — любое осуждение становится, как минимум бесполезным, а чаще — глубоко несправедливым и токсичным. Мы берём на себя роль судьи без доступа к полной картине. Осуждая ближн
Почему, осуждая других, мы тем самым рассказываем правду о себе, которую боимся принять. Святой Паисий Святогорец об оправдании во Христе
Показать еще
  • Класс
Показать ещё