Фильтр
Сам не летает и другим не даёт – газотурбинный двигатель зенитки ЗСУ-23-4
Первая часть статьи Самарская область, город Кинель, парк Победы. Мрачные стволы 23-миллиметровых пушек ЗСУ «Шилка» на фоне сияющего сусальным золотом и аметистом собора Георгия Победоносца... У каждого при взгляде на это свои мысли. Для кого-то оружие – абсолютное зло. Христианская же мораль говорит, что драться тоже надо уметь, чтобы защищать своих. Но мы здесь не для решения моральных вопросов, а для продолжения изучения двух двигателей ЗСУ-23, и прежде всего – газотурбинного ДГ4М-1, огромное выхлопное устройство которого грозно смотрит из правой задней части корпуса ЗСУ: Вот вид спереди-слева на этот двигатель: Схема у него до ужаса нетипичная – центробежный компрессор и центростремительная турбина стоят спина к спине, а камера сгорания стоит в стороне «боком», под 90° к оси ротора: Ротор, как видим, консольный – конец вала с рабочими колёсами компрессора и турбины «висит» свободно. Взгляд в сопло, вдалеке видна турбина с корончатой гайкой в центре, а на переднем плане – сопла дре
Сам не летает и другим не даёт – газотурбинный двигатель зенитки ЗСУ-23-4
Показать еще
  • Класс
Чудо-авария в Полтаве полвека назад
Разборы аварий и катастроф Пятьдесят лет и один день назад, 25 апреля 1975 года, в аэропорту Полтава заходил на посадку Ан-24РВ номер СССР-46476. Самолёт на тот момент новый, выпущенный в августе 1972-го, не пролетавший и трёх лет. Чем Ан-24РВ отличается от более старых Ан-24 – третьим двигателем – показано в статье о вспомогательных силовых установках: Самолёт новый, да вот погода в Полтаве была на грани сложной: дымка, видимость 2000 м. Сложными метеоусловиями (СМУ) считается видимость менее 2000 м при нижней границе облачности (НГО) ниже 200 м. Температура воздуха согласно архиву погоды днём поднималась до 17 °С, ночью падала до 4 °С, осадков не было. Система слепой посадки (ILS) в аэропорту Полтава отсутствовала, её в этом глухом порту нет и сейчас, длина полосы – 2550 м. Командир в этих неоднозначных условиях снижается слишком уверенно: при неточном заходе нужно строго контролировать высоту, и если она меньше 200 м, а дальняя приводная радиостанция (ДПРС) не пройдена – то прекраща
Чудо-авария в Полтаве полвека назад
Показать еще
  • Класс
«Самолётный» двигатель истребителя самолётов – ГТД установки «Шилка»
Пламенный мотор — оглавление На днях вышел ролик о некоем небольшом газотурбинном двигателе от боевой машины. От какой? Ответ – в Кинеле. Кинель – прежде всего город железнодорожников. Это чувствуется даже в парке на озере Крымском: Здесь закатаны в асфальт рельсы старого подъездного пути, а на заднем плане видны цеха сервисного локомотивного депо Кинель: В депо заглянем после победы, а пока – в одноимённый парк, парк Победы. Он издалека виден по собору Георгия Победоносца: В городе железнодорожников нашлось место и боевой технике, что стоит за собором, вот, например, зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», она же 2А6: Сразу видно, что это не танк – место тяжёлого орудия калибром эдак миллиметра 152 занимают четыре 23-миллиметровых ствола автоматической зенитной пушки АЗП-23. Забавно, что калибр у АЗП-23 точно как у кормовых орудий бомбардировщиков Ту-22М и Ту-95, однако ГШ-23 заряжается снарядами 23х115 мм, а для АЗП-23 нужны снаряды 23х152 мм, так что честной дуэли не получит
«Самолётный» двигатель истребителя самолётов – ГТД установки «Шилка»
Показать еще
  • Класс
Полицейский разворот Ан-12 в Новом Уренгое
Разборы аварий и катастроф 26 марта 2025 года в аэропорту Новый Уренгой грузовой самолёт Ан-12БП авиакомпании ATRAN после касания земли вошёл в «неуправляемый занос», вспахал сугроб и сильно приложился правой консолью крыла о землю. Все живы, винты внешних двигателей загнуты в форме «солнцеворотов», крыло тоже погнуто: Двигатели АИ-20, скорее всего, ещё полетают – внутренние вообще практически не пострадали, внешние в худшем случае пойдут на запчасти, самое в них ценное – лопатки. АИ-20 сейчас в большом дефиците – их выпускал Запорожский завод... А вот самолёту, очевидно, пришёл конец – чётко видна деформация крыла в районе четвëртого двигателя. Это лечится лишь заменой, а где взять другой агрегат? Пишут, что причина аварии – незакрытие замка выпущенного положения левой опоры шасси. В таком случае экипаж до последнего, пока хватает эффективности рулей, держит машину вправо, чтобы упасть на левый борт на возможно меньшей скорости. Интересно другое: по слухам, за два дня до аварии на э
Полицейский разворот Ан-12 в Новом Уренгое
Показать еще
  • Класс
Вышел апрельский номер «Науки и техники»! А что было в мартовском?
На днях увидел свет апрельский номер журнала «Наука и техника»: Внутри – моя статья об авиационном электроприводе. Ей предшествовала мартовская статья об асинхронном приводе в целом и конкретно на локомотивах, где подробно рассказано, какие проблемы стоят при пуске и регулировании простейших по конструкции асинхронных двигателей. Опираясь на статью мартовскую, было намного проще писать апрельскую – ведь законы электротехники везде одни. Начинается мартовская «Сила – в музыке транзисторов» со снимка ВЛ80К в степях Украины: Следом – его трансформаторное помещение, где машинист по ходу действия статьи кое-что переключает: А потом – днепропетровский скоростной типа третьего, ДС3, электровоз с асинхронным тяговым приводом: Страницу 26, это третья страница статьи, открывает снимок роторов двигателей НВА-55 и НВА-55С, присланный Старым машинистом в комментариях к статье «ТЭД-31»: Далее – схема расположения обмоток асинхронника и две основных схемы соединения (бывают и другие), звезда Y и треу
Вышел апрельский номер «Науки и техники»! А что было в мартовском?
Показать еще
  • Класс
Левым берегом Волги... Купино и Звезда (часть 9)
Часть 1 с оглавлением Пришла весна – пора любви и свободы! В средней полосе России снег уже сошёл, самое время вспомнить, что можно выходить на улицу без полпуда одежды и тонуть ногами в траве (конечно, сразу осматривая их на предмет иксодовых клопов, я уже неделю назад одного снял). Вспомним в фотографиях? В предыдущей 8-й части мы проехали село Новокиевка и доехали до Купина – довольно крупного трудового села. Вот подстанция на его краю: Слева подходит линия 6 киловольт, что видно по трём проводам, на опоре установлен разъединитель, с помощью которого бригада создаёт видимый разрыв цепи, после чего без опаски заходит в здание КТП – комплектной трансформаторной подстанции. Подробно типичная подстанция 6/0,4 или 10/0,4 кВ разжёвана в статье о Старом Томышеве: Здесь же мы видим кабель АВВГ, тянущийся из здания подстанции к опоре, а дальше воздушная линия выполнена неизолированным проводом АС – алюминиевым со стальным сердечником. И побежала «воздушка» по просторам бывшего совхоза Маслен
Левым берегом Волги... Купино и Звезда (часть 9)
Показать еще
  • Класс
Тушкины потроха-33. Отбор воздуха, обогрев и кондиционирование
Оглавление цикла о Ту-154 Двигатель бодро выполз на взлётный режим. Бортинженер щёлкнул секундомером и, запомнив цифру, щёлкнул ещё два раза и стянул РУД на малый газ. Надо же, скажет обыватель, даже за сколько секунд мотор потеряет обороты – и то надо знать. Но в авиации нет мелочей – важно, чтобы двигатель при сбросе не погас, не «тупил», чтобы автомат сброса давал столько топлива, сколько задумал конструктор. Шесть секунд. Уложились. Все три двигателя опробованы, пора проверить и систему кондиционирования. По ходу опробования было нельзя – отбор воздуха на «погоду в доме» корёжит все параметры, а они под запись. «Кочегар» повернулся к вестибюлю: – что там, все двери закрыты? – и на всякий случай дотянулся до кнопки проверки ламп дверей и люков. Два ряда окошек вспыхнули огнём и все до единого потухли – порядок. Выключатель отбора от первого двигателя вверх! «Знак радиации» сигнализации закрытия заслонки несколько мгновений подумал и, пару раз моргнув, погас – отбор открыт. Теперь П
Тушкины потроха-33. Отбор воздуха, обогрев и кондиционирование
Показать еще
  • Класс
Сверхзвуковые чудеса. Различия Су-34 и МиГ-31 в двух штрихах
9½ лет спустя, август 2015-го, авиапарад в Самаре. Третья часть, все посты здесь. На малой высоте идут два истребителя-бомбардировщика Су-34: Следом дымят два истребителя-перехватчика МиГ-31: С первого взгляда кто-то может их спутать – два киля, небольшое крыло, но самолёты это совершенно разные. МиГ-25 (о нём есть статья) и МиГ-31 легко узнать по громадным заваленным вперёд воздухозаборникам по бокам: А у семейства Су-27, куда входит и Су-34, ВЗ на брюхе: У малыша МиГ-29 тоже, но там свои отличия. От базового Су-27 истребитель-бомбардировщик внешне отличается, говоря по-западному, схемой «продольный триплан» – помимо стабилизатора на хвосте у него есть переднее горизонтальное оперение (ПГО). На Ту-144 похожая поверхность называется передним крылом, о нём была статья. Ещё одно кардинальное (вам встречалась забавная ошибка с удвоенной -о- вместо -а-, помесь координат с кардиналом?) различие – двигатели. На Су-27/30/34 стоит невообразимый АЛ-31Ф, на МиГ-31 – гремящий и дымящий Д-30Ф6, сы
Сверхзвуковые чудеса. Различия Су-34 и МиГ-31 в двух штрихах
Показать еще
  • Класс
У Суперджета три шасси? Не угадали!
О небе, самолётах, вертолётах Часто приходится слышать фразы вроде "на переднем шасси", "не выпустилось правое шасси" – и всегда от людей, ни разу не открывавших раздел 032 «Шасси» руководства по технической эксплуатации какого-нибудь самолёта или вертолёта, оно же РТЭ или AMM (aircraft maintenance manual). Потому что шасси у самолёта одно, это система, которая уже может состоять из нескольких стоек, гидравлических и электрических агрегатов и далее по фантазии конструктора. Заглянем в раздел 032 РТЭ Ту-154М: "Шасси выполнено по трёхопорной схеме с передней поворотной опорой", ниже показано расположение опор. Без комментариев. Главный узел опоры – стойка, что даёт понять параграф 032.10 «Основные опоры и створки – описание и работа»: А вот стандартная спецификация АНТК Антонова на самолёт Ан-140, документ с длинным номером 140.00.0000.000.000.D: Почти то же самое слово в слово, а фраза "Передняя стойка – рычажного типа, убирается в направлении полёта..." даёт понять, что корректно говор
У Суперджета три шасси? Не угадали!
Показать еще
  • Класс
Показать ещё