Сделка королей против амбиций Трампа
ГРЕНЛАНДСКИЙ ТУПИК
Как стало окончательно ясно после инаугурации Дональда Трампа 20 января, слова новоизбранного президента США о его планах присоединения к Америке принадлежащей пока Дании Гренландии напрасно воспринимались некоторыми политиками в Европе как шутка. Последние сомнения относительно серьёзности намерений нынешнего главы Белого дома развеялись после его недавнего телефонного разговора с датским премьером Метте Фредериксен. Без всякого уважения к собеседнице-даме Трамп вновь «с прямотой римлянина» заявил, что Гренландия должна стать американской в интересах «защиты всего свободного мира». И — точка.
Казалось бы, что после такого «приговора» грозовые тучи сгустились над родиной шекспировского Гамлета. Но тут возникла ситуация, ухватившись за которую как утопающий за ту самую соломинку, датские власти могут хотя бы попытаться сохранить статус-кво в отношении Гренландии.
Выяснилось, что в мире существует страна, которая, хотят того США или нет, но имеет приоритетное право на приобретение Гренландии в случае её продажи. И страна эта — Великобритания, сообщила на днях газета «Санди таймс» со ссылкой на Тома Хёйма, который был датским министром по делам автономного региона Гренландия с 1982 по 1987 год.
По словам Хёйма, ещё более ста лет назад, в 1917 году, между двумя королевствами — датским и британским — было подписано специальное соглашение по Гренландии. В соответствии с его условиями, если бы Дания продавала Гренландию, ей пришлось бы предоставить Британии право преимущественного выкупа. Таким образом, «если бы Трамп попытался купить Гренландию, ему бы сначала пришлось спросить Лондон. Ведь ещё в 1917 году Соединённое Королевство потребовало, чтобы в случае продажи Гренландии Британия имела право преимущественного приобретения», — приводит издание слова Хёйма.
Как поясняет газета, сделка 1917 года, о которой идёт речь, была частью договорённостей о покупке президентом США Вудро Вильсоном Датской Вест-Индии, ныне известной как Американские Виргинские Острова. США купили их у Дании за 25 миллионов долларов.
Интересно, что при этом некоторые бизнесмены настоятельно советовали Вильсону купить и Гренландию, но тот поначалу отказался, не видя в такой покупке никакой ценности. Когда его наконец убедили в целесообразности этого, Копенгаген не захотел включать передачу данной территории в сделку по Датской Вест-Индии. Власти Дании также потребовали письменные заверения от США в том, что Гренландия навсегда останется датской, и Вильсон такие гарантии предоставил.
«Это означает, что Соединённые Штаты официально признали: Гренландия есть и всегда будет датской. Но Трамп, похоже, никогда об этом не слышал», — заявил бывший датский министр по делам Гренландии.
Любопытно, как отнесётся Трамп к такому экскурсу в историю и его результатам, зафиксировавшим статус взаимоотношений Дании и США применительно к Гренландии? Ведь, казалось бы, налицо политический тупик. Но рискнём предположить, что нынешний глава Белого дома отнесётся к «королевским договорённостям» между Британией и Данией столетней давности, а также и гарантиям, которые дал датчанам президент Вильсон, без всякого пиетета. Ему важнее день сегодняшний, а сегодня он называет «абсолютной необходимостью» для США владеть Гренландией.
И вряд ли кто-то из оставшихся ещё в Старом Свете представителей европейских монархий сможет этому напору Трампа успешно противостоять. Если только он сам не передумает…
Николай ПЕТРОВСКИЙ.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев