НА НИКОЛАЕВСКИХ СТРОЙКАХ
Существует устойчивый стереотип, что грандиозные успехи Николаевских строек объясняются «рабскими условиями» трудящихся. На самом деле рекордные темпы строительства промышленных объектов были достигнуты за счет механизации работ. Впервые массово начинают применяться экскаваторы, подъемные краны, грузовики, дорожная спецтехника: катки, камнедробилки, машины для забивки свай. Совершенствуются технологии добычи руды – на шахтах появляются электрическое освещение, углеподъемные машины, система вентиляции, гидравлические отбойники, прессы и врубовые машины. Хотя ручной труд еще играл роль, но он уступал дорогу машинам. Труд рабочих, конечно же, был тяжелым, но его условия улучшались, а рабочие превращались в квалифицированных, образованных специалистов. Специально для их обучения открываются учебные заведения, например, Горный институт в Сибири.
В отличие от СССР, стройки Царской России не были связаны с массовым использованием труда заключенных. Арестанты использовались, но не массово. Так, например, крупнейшей дореволюционной стройкой с привлечением осужденных и каторжников было создание Амурской магистрали – заключительного участка Транссиба. В 1913 году там работало около 5 тыс. арестантов, но это в 38 раз (!) меньше, чем в 1936 году в Дмитлаге на стройке канала им. Москвы. (В Дмитлаге в 1936 году работало 188,8 тыс. чел.). Интересно и то, что на Амурской магистрали в 1913 году работало всего в 4 раза меньше заключенных, чем погибло на строительстве канала им. Москвы (и это по самым скромным подсчетам).
Андрей Борисюк
История России, которую приказали забыть.
Николай II и его время. М., 2017
Источник: http://www.pkrest.ru/ : Газета «Православный Крест»*, № 10 (202) от 15 мая 2018 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2