Тильман Рименшнейдер, Тильман Рименшнайдер нем. Tilman Riemenschneider; ок. 1460, Хайлигенштадт — 7 июля 1531, Вюрцбург) — немецкий скульптор переходного времени от эпохи готики к искусству Северного Возрождения. Последний крупный мастер резных (нерасписных) деревянных алтарей.
Родился в Хайлигенштадте в предгорьях Гарца в семье чеканщика монет. Работал в Вюрцбурге (с 1483 г.). К 1485 г. завел уже собственную большую мастерскую. Создавал алтари, надгробия и прочие монументальные композиции для украшения храмов. Работал преимущественно в дереве (липа), но часто обращался и к камню (мрамор, известняк, алебастр). В 1520-1521 гг. Рименшнейдер был бургомистром в Вюрцбурге. В 1525 г. за связь с восставшими франконскими крестьянами был брошен в тюрьму, подвергнут пыткам и лишен гражданских прав. Произведения Рименшнейдера (статуи Адама и Евы; надгробие Рудольфа фон Шеренберг, камень, 1496-1499 гг., собор Санкт-Килиан, Вюрцбург; алтарь святой крови, дерево, 1501-1504 гг., Якобскирхе, Ротенбург) сохраняют динамику форм и изломанность линий, характерную для поздней готики. Однако Рименшнейдер одним из первых отказался от традиционной раскраски и позолоты статуй, наделял отчётливо индивидуализированные персонажи интенсивной духовной жизнью, виртуозно используя для этого фактуру материала и обращая особое внимание на жизненную убедительность мимики и жестов. В поздних работах Рименшнейдера (алтарь Марии, дерево, 1505-1510 гг., Херготскирхе, Креглинген; надгробие Лоренца фон Бибра, камень, ок. 1519 г., собор Санкт-Килиан, Вюрцбург; рельеф "Оплакивание Христа" в алтаре приходской церкви в Майдбронне, известняк, 1519-1523 гг.) проявляется стремление мастера к большей обобщенности и внутренней ясности образов, к гармонической уравновешенности композиции. Умер Рименшнейдер в Вюрцбурге.
Нет комментариев