В июне 2022 года в Волгограде скончался последний офицер Русской освободительной армии, воевавшей в годы Второй мировой войны против СССР. Алексею Кулыгину было 100 лет. В 1942 году он в звании младшего лейтенанта Красной армии попал в плен к немцам под Харьковом и пошел добровольцем в РОА к генералу Андрею Власову, где дослужился до чина поручика и должности пропагандиста артполка. После войны американцы выдали Кулыгина СССР, он оказался в лагерях. Его судьбу разделили десятки тысяч власовцев, которых власти считали изменниками Родины и пособниками нацистов.
В 50-х годах почти все власовцы, дожившие до этого времени, были сняты с учета. Но ограничения их все же коснулись. Например, им запрещалось переезжать на ПМЖ в Москву, Ленинград, Киев, в западные области Украины и на приграничные территории.
Окончательно спецпоселения исчезли уже после смерти Сталина, в 1955 году. А за год до этого Хрущев освободил от пожизненного проживания «там» немцев, чеченцев, крымских татар и лиц других национальностей.
А в 1955 году бывшие солдаты РОА получили новые паспорта и вместе с ними возможность начать жизнь заново.
Кратко
Историки не дают даже приблизительных оценок того, сколько было походно-полевых жен у власовцев. По свидетельству очевидцев боевые подруги имели разные статусы. Гражданские жены сопровождали своих сожителей при перемещениях на фронтах, например, как Зверева и Чавчавадзе. Существовали и «стационарные» супруги, как Беллендерг у Власова.
Наряду с этим привилегированным классом была и другая категория спутниц. Они жили в Германии и были вынуждены сами зарабатывать пропитание себе и своим детям. В немецких архивах хранится коллективное письмо от жен солдат и офицеров РОА, которые работали на бумажной фабрике в Дрездене. Оно датировано маем 1944 года. В нем женщины жаловались генерал-лейтенанту Георгию Жиленкову, ближайшему сподвижнику Власова, на тяжелый труд, скудное обеспечение провизией и умоляли его о помощи.
Этот документ подтверждает, что Третий рейх относился к родственникам участников власовского движения как к прочим остарбайтерам, не испытывая к ним особых симпатий.
Девушки солдат РОА
В основном, жизнь солдат и офицеров РОА скрашивали девушки, которых немцы вывезли с оккупированной территории СССР для работы в Германии, а также дочери белоэмигрантов, охотно вступавшие в ряды армии коллаборационистов. Не исключено, что некоторые из этих женщин надеялись улучшить условия своей жизни, связав судьбу с военнослужащими – союзниками гитлеровцев. В американском журнале «Вестник Online», который издают эмигранты из России, была опубликована статья Исаака Гольдмана «Судьба полковника Зверева» (No 9 (268) от 24 апреля 2001 года). В ней автор рассказал о командире второй дивизии РОА, который дважды попадал в плен к фашистам. В первый раз офицер, сбежавший из немецкого лагеря, вызвал немало подозрений у сотрудников НКВД, но сумел убедить командование в том, что никого не предавал. А после второго пленения командир 350-й стрелковой дивизии Григорий Зверев понял, что обратного пути для него просто нет. Никто не поверит ему в случае еще одного успешного побега от немцев.
И пока официальная супруга и две дочери офицера после эвакуации жили в городе Фрунзе, полковник завел себе походно-полевую жену – некую аптекаршу Татьяну К. С ней он в мае 1945 года пытался пробиться на запад, в американскую зону влияния, но безуспешно. Понимая, чего им ожидать от советской власти, Григорий и Татьяна попытались покончить с собой, она отравилась медицинскими препаратами, а он пустил себе пулю в висок, но выжил, лишившись лишь правого глаза. Г. А. Зверева повесили в 1946 году за измену Родине вместе с А. А. Власовым и другими представителями руководства РОА.
Впрочем, не все военнослужащие РОА были любвеобильными изменниками, сразу забывавшими о женах с детьми, после перехода на сторону гитлеровцев. Некоторые из них изначально являлись холостяками, они создавали семьи уже в Германии. Как, например, ротмистр Георгий Чавчавадзе (Бен Чавчавадзе). Сведения о его судьбе содержатся в биографическом словаре «Русские в Северной Америке», который был составлен основателем Конгресса русских американцев Евгением Александровым и издан в 2005 году при участии Санкт-Петербургского государственного университета. Георгий Николаевич Чавчавадзе оказался в Германии в 1938 году, когда ему было 17 лет. Советское правительство просто обменяло их с матерью на австрийских коммунистов, арестованных нацистами. После окончания военного училища молодой человек воевал на Восточном фронте против бойцов Красной армии, начиная с 1941 года. Он был участником кровопролитных сражений в Латвии, под Лугой, Витебском, Великими Луками, Вязьмой и Ржевом. В РОА бравый ротмистр быстро дорос до должности командира 3-го эскадрона разведывательного дивизиона, которым руководил майор Б. А. Костенко. В то же время Г. Н. Чавчавадзе женился на Ирине Георгиевне Климовой, которая служила машинисткой при штабе 1-й пехотной дивизии вооруженных сил КОНР, дислоцированном в немецком городке Мюнзингене. По данным некоторых биографов, Ирина некоторое время была секретаршей А. А. Власова, хотя эти сведения не подтверждены документально.
Судьба супругов Чавчавадзе сложилась менее драматично, чем у большинства власовцев. Им удалось избежать советского плена. Из Западной Германии, территория которой контролировалась американцами, Георгий и Ирина переехали в Канаду, где вырастили троих детей. Г. Н. Чавчавадзе 35 лет преподавал в университете г. Оттавы.
Большинство военнослужащих РОА женились на так называемых остарбайтерах – жительницах оккупированных регионов СССР, перевезенных фашистами в Германию. Такой брак сулил этим бесправным девушкам и женщинам, воспринимавшимся немцами как дешевая рабочая сила, хоть какой-то официальный статус. Впрочем, никаких поблажек супругам солдат и офицеров РОА гитлеровцы, судя по всему, не делали.
https://dzen.ru/a/Z72lpiUGoEZEV-xH
Нет комментариев