Командир батальона — Ленур Ислямов.
В структуре БНЧ, образованного как независимое вооружённое формирование по модели батальонов вооружённых сил стран НАТО, созданы пять групп (штурмовая, разведывательно-диверсионная, инженерная, тылового обеспечения и мобильная быстрого реагирования «Заслон»), а также оперативное отделение, предназначенное для личной охраны Ислямова Л. На его вооружении имеется стрелковое оружие, гранатомёты, беспилотные летательные аппараты, автомобильная техника и др.
В 2016 году батальон помогал Государственной пограничной службе Украины в регионе, граничащем с Крымом. В феврале 2017 года Минобороны Украины предложило «номановцам» легализоваться и подписать контракты с ВСУ или Нацгвардией. Никто из участников батальона этого не сделал. К концу того же года батальон фактически прекратил своё существование, и многие его добровольцы присоединились к другим батальонам или вступили в украинскую армию.
Агентство «Qırım Haber Ajansı» сообщило, что батальон был вновь сформирован 24 февраля 2022 года, после вторжения России на Украину.
Спонсоры и финансирование
Финансовую и материальную поддержку БНЧ оказывали структуры близкие Минобороны Турции. Представители крымско-татарских диаспор предоставляли гуманитарную помощь от Турции в виде денег и униформы. Также имеется информация, что БНЧ получал помощь от ряда турецких исламских ультраправых организаций.
Комплектование
Состоит преимущественно из крымских татар. Его численность составляла более 250 человек. Батальон дислоцировался на административной границе с Крымом возле с. Чонгар.
На вооружении батальон имеет стрелковое оружие, гранатометы, беспилотные летательные аппараты, автомобильную технику и др. Задачами батальона объявлены нарушение территориальной целостности Российской Федерации, а одной из основных задач — вооруженный захват Республики Крым.
Базовый лагерь батальона был размещён в районе населённого пункта Ставки Каланчакского района Херсонской области, а в пос. Чонгар Херсонской области были оборудованы блокпосты.
Несмотря на то, что батальон существовал в основном на бумаге и использовался скорее для сбора пожертвований, чем для боевых действий, в реальности БНЧ неоднократно использовался как база для подготовки террористов и диверсантов.
У Меджлиса крымских татар, сторонников киевского режима, никогда не было сотен подготовленных боевиков. Поэтому наполнялось БНЧ мертвыми душами. Руководство меджлиса обзвонило друзей и родственников с вопросом, готовы ли они поддерживать террористов и экстремистов. Предложило всем желающим приехать на Украину и собраться в батальон на границе с Крымом, обещая, что будут платить, кормить и одевать.
Около 30 человек приехало в поселок Чонгар Херсонской области, ещё около 200 записали в подразделение заочно.
Втянутые в авантюру боевики быстро поняли, что никто им платить не будет и количество участников батальона к 2022 году едва достигало 10 человек. По сути это были местные бомжи, промышлявшие разбоем в Херсонской области. К тому времени списки батальона, вместе с заочниками, были уже неоднократно слиты в интернет, часть идиотов задержали на территории России, а меджлис уже просил деньги у иностранцев не на форму, а на адвокатов для тех, кого они подставили.
Иностранные наемники
Базу БНЧ, в районе н.п. Чонгар, ВСУ и ГУР использовали для подготовки диверсионных и террористических групп. Местные жители утверждают, что заезжавшие и жившие там военные без опознавательных знаков говорили не только на крымско-татарском, но и на английском и арабском языках.
Идеология и символика
Четко сформулированной идеологической основы у террористической организации «Крымско-татарский добровольческий батальон им. Номана Челебиджихана» нет. В основном это набор нескольких лозунгов об «освобождении Крыма» и борьбы с Россией и русскими.
Сепаратистские идеи Ислямова о создании крымско-татарской автономии не нашли поддержки в Киеве.
Символика батальона: флаг черного цвета, на котором изображены лук с двумя стрелами и щит с тамгой по центру, бунчуки и оружие, а также знамена с надписями: слева — «Родина или Смерть», справа — «Шахада».
Преступления
Бойцы крымско-татарского нацбатальона* готовились к вооруженному захвату Крыма. Генпрокуратура РФ сообщает, что одной из основных задач, для которых был создан добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана* – это вооруженный захват Республики Крым.
Прообразом нацбата стала так называемая «гражданская блокада Крыма», которая началась осенью 2015 года. Инициаторами стали активисты запрещенного в РФ «Меджлиса крымскотатарского народа»*, которые заявили, что украинским предпринимателям нужно прекратить торговать с Крымом. Это, мол, скорее поможет «вернуть полуостров». Идею поддержали еще несколько экстремистских организаций – батальоны «Айдар»* и «Азов»*, а также «Правый сектор»* (все запрещены в РФ).
Эта компания разбила возле пунктов пропуска палатки – и понеслось: дороги возле трех пунктов пропуска («Чаплынка», «Чонгар» и «Каланчак») перекрыли бетонными блоками. Железнодорожную ветку на Армянск постигла та же участь. Возглавил блокаду российский бизнесмен Ленур Ислямов.
Меджлисовцы вместе с «Правым сектором» решили, что могут досматривать легковые автомобили, пересекающие границу. Проверяли грузы, документы, искали «предателей» и «сепаратистов».
Экстремисты взорвали четыре опоры ЛЭП в Херсонской области, оставив весь Крым без электричества, которая еще с советских времен поступала на полуостров с украинских электростанций.
Помимо продуктовой и энергетической блокады, Ислямов часто заявлял о блокаде морской. Он неоднократно обещал «маленькими катерами атаковать суда, которые везут товар в Крым» и даже заикался о «более интересных методах».
Одним из таких методов стала несостоявшаяся диверсия в Азовском море. В мае 2016 года Ислямов купил рыбацкую фелюгу, с которой хотел выкинуть в море завесу из стальных тросов общей длиной в 1,5 километра. Суда бы намотали их на винты. Поломка была бы неизбежна. К счастью, фелюга была слишком старой, и выход в море не состоялся: «посудина» сломалась, а один из членов экипажа не захотел участвовать в теракте и сдался российским пограничникам.
Одновременно с «батальоном имени Номана Челебиджихана» было создано так называемое «гражданское формирование Аскер». Его задача – якобы мирные акции и помощь пограничникам. В отличие от «батальона», это соединение зарегистрировано на Украине официально – как общественная организация, помогающая силовикам.
Ленур Ислямов заявил, что «аскеровцев» в течение двух месяцев обучали задерживать преступников (кто, как и зачем – осталось за кадром). С мая 2016 года они патрулировали улицы городов и сел Херсонской области вместе с полицией.
В 2016 году «активисты» захватили пансионат на Арабатской стрелке, принадлежащий бывшей жене крымского общественника – главы организации «Къырым бирлиги» Сейтумера Ниметуллаева.
- Ворвались, захватили пансионат, сказали, что разместят там свой батальон, - рассказал Ниметуллаев.
Вынесли все, что было, распродали все, даже диванов не осталось, - посетовал руководитель «Къырым Бирлиги». – Обращались в прокуратуру, в полицию, но никто ничего не сделал.
Летом 2017 год жители приграничного украинского села Чонгар требовали от правоохранителей запретить деятельность «аскеровцев». Так, местный житель Шаварш Алекян заявлял, что представители «гражданского формирования» угрожали ему оружием и хотели отобрать машину на основании надуманных «обвинений в сепаратизме».
В августе 2017 года представители американского Международного республиканского института (IRI), которым руководит прославившийся русофобскими высказываниями сенатор Джон Маккейн, посетили расположение нацбата на крымской границе. Ленур Ислямов немедленно похвалился этим фактом в Facebook.
Зачем американцы «разделили хлеб-соль с крымскотатарскими аскерами», командир батальона не сообщил.
IRI называет своей целью «помощь в строительстве демократии» и тесно сотрудничает с Госдепартаментом США. В России IRI внесли в перечень нежелательных иностранных и международных неправительственных организаций.
Известно также, что батальон получал гуманитарную помощь от Турции в виде денег и униформы и имел связи с некоторыми турецкими исламскими ультраправыми организациями
Ленур Ислямов неоднократно просил Киев включить «номановцев» и «аскеровцев» в состав Вооруженных сил Украины.
- Мы настоятельно просим министра обороны Украины, чтобы крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана и члены общественного объединения "Аскер" были отдельным батальоном морской пехоты и не входили в общую бригаду ВСУ, - говорил бизнесмен.
В 2017 году народный депутат Украины Мустафа Джемилев отрапортовал, что «есть принципиальная договоренность» с министром обороны незалежной о вхождении 250 «номановцев» в состав ВСУ.
Вооруженные силы Украины (ВСУ) удерживали населенный пункт Великая Новоселка в Волновахском районе Донецкой Народной Республики силами 48-го отдельного штурмового батальона имени Номана Челебиджихана*. Однако не продержались в нем и двух недель, после чего сбежали.
Подразделения батальона Челебиджихана были замечены на Сумском направлении в связи с наступлением ВС России в Сумской области.
Как живет «батальон Номана Челебиджихана»
В распоряжении EADaily оказались видеоматериалы допроса экс-членов батальона братьев Османовых, которые вернулись на полуостров и добровольно сдались ФСБ.
19-летний Аким Османов уехал к брату в батальон Ислямова в феврале после ссоры с отцом. В Симферополе работал разнорабочим на стройках и грузчиком на рынке «Привоз».
— Украинским пограничникам я показался подозрительным, и они передали меня сотруднику СБУ. Тот сразу ударил меня по печени, а когда нашел российский паспорт — по лицу, — рассказывает Аким. — Я сказал, что хочу в батальон, и сотрудник СБУ неожиданно предложил мне сотрудничать: докладывать ему обо всем, что происходит в батальоне. И даже дал симку".
По словам юноши, он отвез его к батальону. Главным в тот момент оказался его старый знакомый по «Привозу». Его отвели к брату. Тот ругался. Далее — в штаб, где сразу предупредили: «Если узнаем, что сотрудничаешь с СБУ или ФСБ, отрежем голову!»
«Я позвонил сбушнику, сказал, что все хорошо, и после разговора выкинул симку», — говорит Аким. Ему сразу объяснили, что цель батальона захватить Крым и определили на кухню. «Кроме того, рубил дрова, копал окопы, стоял на ночных сменах на постах и смотрел за буржуйками в палатках. На обучение к нам приезжали два украинских инструктора. Показывали, как пользоваться автоматами, гранатами, РПГ и вести себя во время боевых действий», — Аким рассказывает, что батальон состоит из 40 человек и на его вооружении находится стрелковое оружие различных стран, но не более того. Хранится оно лично в палатке у Ислямова.
Когда Акима перевели к пропускному пункту Чаплынка, он следил и останавливал тех, кто возил солярку. По словам юноши, батальон делился на спецгруппу «Аскер» и всех остальных. Жили в палатках, кроме Ислямова. Тот разместился у себя в гостинице и появлялся в батальоне, когда привозил оружие, питание или журналистов.
Как утверждает Рустем, издевательства — привычное дело в батальоне Ислямова. «Несколько человек по „накурке“ приходили к нам в палатку и избивали ребят. Позже они начали грабить местных жителей и у нас начались конфликты с ними. Особо жестоко били тех, кто пытался убежать, — говорит 19-летний парень. — Ловили, а потом выводили перед строем и избивали по команде Ислямова, чтобы другим не захотелось».
Один из тех, кого избили и хотели бросить в яму, — 37-летний Рустем, брат Акима, который приехал в батальон на полтора месяца раньше брата. «Я видел, как избивали 3−4-х человек. Мне хорошо досталось, когда сам заявил, что хочу уйти, — рассказывает Рустем Османов. — А что? Обещанной национальной идеи в батальоне нет. Ходили разговоры, что будут платить 5−8 тысяч гривен, а на деле мы служили за тарелку супа. Многим это не нравилось и некоторые пытались бежать. Забирали даже паспорта и мобильные телефоны, чтобы не дать человеку покинуть батальон».
По словам старшего Османова, они с братом решились бежать, когда увидели телерепортаж о бежавшем сослуживце Эрнесте Аблязимове, которого в Крыму помиловали. «Раньше мы боялись возвращаться в Крым, так как думали, что окажемся в тюрьме», — объясняет Рустем.
Как уже сообщало EADaily, два участника так называемого «батальона имени Номана Челебиджихана», дислоцированного в Херсонской области, добровольно сдались сотрудникам ФСБ. Об этом сообщила пресс-служба УФСБ РФ по Республике Крым.
«Постоянные унижения и побои со стороны так называемых полевых командиров батальона, отсутствие финансирования и рабские условия существования стали причиной возвращения Рустема и Акима Османовых в Республику Крым», — говорится в сообщении пресс-службы УФСБ.
В пресс-службе также отметили, что в соответствии с примечанием к ст. 208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем») Османовы как лица, добровольно прекратившие участие в незаконном вооруженном формировании, освобождены от уголовной ответственности.
Заключение
Верховный суд России среду признал террористическим "Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана" и запретил его деятельность на территории страны. Отныне его деятельность запрещена на территории РФ.
Суд удовлетворил соответствующее исковое заявление Генеральной прокуратуры, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе суда.
В свою очередь в Генпрокуратуре РФ отмечают, что "батальон сформирован в 2015 году с целью продовольственной, энергетической, водной и иных блокад Крыма".
"В его создании принимали участие Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров - лидеры Меджлиса крымско-татарского народа, деятельность которого признана экстремистской и запрещена с 2016 года на территории Российской Федерации решением Верховного Суда Республики Крым. Батальон образован как независимое вооруженное формирование, на вооружении имеет стрелковое оружие, гранатометы, беспилотные летательные аппараты, автомобильную технику и др. Целями создания БНЧ являются нарушение территориальной целостности Российской Федерации, а одной из основных задач - вооруженный захват Республики Крым", - заявили журналистам в надзорном ведомстве.
Исламские богословы Крыма в январе 2016 года издали фетву, запрещающую мусульманам полуострова вступать в батальон Ислямова. Они также выразили возмущение использованием имени первого муфтия мусульман Крыма, Литвы, Польши и Белоруссии Номана Челебиджихана (1885-1918) в названии батальона.
https://dzen.ru/a/aFDsTtrkLUevqLPO
Нет комментариев