К2 Black Panther – это наглядный пример того, как страна, которая всего тридцать лет назад не имела ни малейшего представления о том, как создаются танки, смогла за кратчайшие сроки разработать один из лучших танков в мире. Южная Корея совершила впечатляющий рывок в танкостроении и теперь сама делится технологиями.
Leopard 2, M1A2 Abrams, Challenger 2 и Т-90 часто считаются лучшими в современных рейтингах основных боевых танков. Однако южнокорейский K2 Black Panther, безусловно, заслуживает места в верхней части этих рейтингов.
K2, почти полностью разработанный в Южной Корее, является одним из самых новых и передовых основных боевых танков (ОБТ) на сегодняшний день.
На этапе интенсивной разработки Южная Корея изучила и внедрила в единую высокопроизводительную машину лучшие функции зарубежных разработок.
История
Как и в случае со многими другими транспортными средствами, история K2 началась задолго до его создания.
После Корейской войны Корейский полуостров был разделён на две части: Северную Корею и Южную Корею.
В 1953 году два соседа подписали соглашение о перемирии, которое положило конец боевым действиям, но напряжённость в отношениях между странами сохранялась. И Северная, и Южная Корея вкладывали значительные средства в свои вооружённые силы, чтобы противостоять друг другу в случае возобновления войны.
К концу 1970-х годов Северная Корея располагала большим количеством мощных танков советского производства. В то же время у Южной Кореи было меньше танков более низкого качества, таких как M47 и M48 «Паттон», предоставленных США.
Постоянно опасаясь нападения Северной Кореи, Южная Корея пыталась приобрести новые зарубежные модели, такие как M60 и Leopard 1.
Это не сработало, поэтому они решили построить танк самостоятельно.
Но они быстро упёрлись в стену: Южная Корея никогда раньше не разрабатывала ОБТ и не обладала инфраструктурой и техническими знаниями, необходимыми для этого. Поэтому им пришлось прибегнуть к значительной помощи со стороны.
Они планировали выбрать зарубежную конструкцию и производить её на родине по лицензии. В качестве основы для нового танка они выбрали XM1 — прототип M1 Abrams. Изучив конструкцию, Южная Корея внесла множество изменений, чтобы адаптировать танк под свои нужды.
Получившийся в результате танк получил название K1 и был принят на вооружение в 1987 году. Внешне он напоминал Abrams, и американские солдаты даже прозвали его «малышом Abrams».
Он был оснащён той же 105-мм пушкой, что и ранние модели Abrams, и был гораздо более боеспособным, чем всё, что было у Северной Кореи в то время.
Тем не менее около 80 % танка было иностранного производства, что не позволяло Южной Корее экспортировать его в другие страны.
В 1995 году Агентство оборонных разработок Южной Кореи (ADD) начало проект по разработке и созданию нового танка собственными силами. Он должен был стать улучшенной версией всё ещё мощного K1, и, поскольку это была местная разработка, Южная Корея могла свободно экспортировать его.
Следующие два года Южная Корея определялась с тем, чего она хочет и как этого добиться. Этот танк получил название K2.
Пилотируемый аппарат XK2. Изображение предоставлено Управлением программ оборонных закупок CC BY-SA 4.0.
Они изучили и протестировали множество систем и функций лучших танков со всего мира, чтобы найти идеи и технологии, которые можно было бы внедрить в их новую конструкцию.
Для K2 была предложена беспилотная башня, а также 140-мм гладкоствольная пушка от Rheinmetall, но в итоге конструкторы остановились на обычной башне с экипажем из трёх человек.
В середине 2000-х годов было построено пять демонстрационных образцов XK2, и этот тип самолёта был допущен к эксплуатации в армии.
Внутри находилась 120-мм гладкоствольная пушка L/55, разработанная компаниями ADD и Hyundai Wia. Эта пушка даже длиннее, чем 120-мм пушка L/44 Abrams, и может стрелять 120-мм снарядами стандарта НАТО.
Стенд для проверки огневой мощи XK2. Изображение предоставлено Управлением программы оборонных закупок CC BY-SA 2.0 kr.
Орудие заряжается с помощью автомата заряжания, аналогичного тому, что используется во французском ОБТ Leclerc.
Массовое производство началось в 2013 году, а в 2014 году K2 поступил на вооружение южнокорейской армии.
Характеристики
K2 получил такую же пушку, как у Leopard 2, — 120-мм гладкоствольное орудие Rheinmetall, которое производится в Корее по немецкой лицензии.
В отличие от "немца", у K2 автомат заряжания такой же, как у французского Leclerc. Это сокращает экипаж до трёх человек и ускоряет перезарядку, приближая машину по скорострельности к российским Т-80БВМ и Т-90М "Прорыв".
Боекомплект K2 — 40 снарядов, Leopard 2 — 42. Арсенал K2 разнообразнее: помимо кумулятивных HEAT и бронебойных подкалиберных снарядов APFSDS он стреляет снарядами KSTAM. Это нечто среднее между ракетой "Джавелин" и танковым боеприпасом, поражающим цель в верхнюю полусферу.
K2 хорошо защищён. Имеет противоснарядное комбинированное бронирование. На нём динамическая защита NERA (наподобие израильской Trophy), которая есть только на Leopard 2A7+.
Вес танков сопоставим: у 2A4 — 55,15 тонны, у "корейца" — до 55 тонн. Однако за счёт навесной брони последующие "Леопарды" отяжелели более чем на 10 тонн.
У K2 немецкий дизель фирмы MTU MB-883 Ka-500 мощностью полторы тысячи лошадиных сил, у "Леопарда" дизель того же производства — МВ 873 Ка-501. Мощность силовых установок сопоставима.
Скорость K2 — 75 км/ч, запас хода — 450 км. Скорость "Леопарда" — 72 км/ч, запас хода — 550 км.
K2 лидирует по электронике. Система информационно-управляющей системы (СИУС) объединила все узлы танка в одну сеть, а боевая информационно-управляющая система (БИУС) автоматизировала управление тактическим звеном, позволяя обмениваться данными онлайн. K2 создан для сетецентричных войн будущего, тогда как автоматика "Леопардов" из XX века. Другое ноу-хау K2 — система управления гидропневматической подвеской ISU, благодаря которой танк ложится на брюхо и стреляет из слепой зоны.
Пассивная защита комбинирует почти всё — стальной компонент с композитными элементами корпуса дополнен элементами динамической защиты в виде блоков взрывчатки, а также в виде дополнительных невзрывных модулей усиления. Обычно на натовских танках не практикуют «взрывную» динамическую защиту, так что в этой части корейцы учились у российской и китайской школ танкостроения.
Активная защита VIRSS soft-kill сочетает в себе и противоракеты срабатывающие по угрожаемому боеприпасу за 0,2-0,3 секунды, и средства более простые, в виде постановки дымовых завес — срабатывает при наведении на танк лазера или радара, а кроме того ТИУС автоматически наводит на источник пушку. Дым не простой, а многоспектральный, формирующий надёжную защиту от поражения, делая танк невидимым. За всё это отвечает собственная радиолокационная станция, работающая в миллиметровом диапазоне, способном фиксировать объекты самых малых габаритов.
Основное оружие представлено местной вариацией немецкой пушки 120 мм и 55 калибров длиной, такие же стоят на современных Абрамс и Леопард-2. Казалось бы, тут добавить нечего — пушка очень хорошая, но никакого новшества тут нет.
Однако корейцы, помимо собственных копий программируемых боеприпасов армии США, разработали собственный особенный снаряд-ракету — Smart Top-Attack Munition (KSTAM). Все знают про Джавелины и NLAW работающие в режиме верхней атаки. А тут снаряд который умеет атаковать аналогично — выпущенный по «минометному» он набирает высоту, после чего опускается на парашюте.
Та же РЛС далее корректирует его «опускание» на цель, которую можно выбирать уже после выстрела, а после этого отстреливается боевая часть, несущаяся к цели на скорости 2000 м/с. У снаряда даже есть собственный радар и инфракрасные датчики, которые через каналы связи дают возможность ручного управления. Такая система позволяет не демаскировать танк для систем обнаружения танков противника и эффективно их атаковать в малозащищённую верхнюю проекцию с дистанций до 8 км.
Превосходство над стандартными танковыми ПТУР очевидны — поражение не зависит от ландшафта, растительности и не боится КАЗов противника, которые не могут ни атаковать снаряд (мертвая зона для радаров КАЗ), ни атаковать сам танк.
В довесок корейцы решили проблему заряжания. В споре «автомат заряжания vs заряжающий» они выбрали первое, но реализовали не советский/российский принцип, а скопировали французскую систему ленточного конвейера (Леклерк), в которой этот самый конвейер отделён от боевого отсека и оборудован вышибными панелями как у Абрамса, давая шансы выжить экипажу при детонации.
Система управления огнём в K2 очень хороша по отслеживанию и сопровождению целей до 10 км, за счёт высокоточных датчиков баллистического вычислителя позволяет атаковать даже низколетящие самолёты, и, тем более, вертолёты. Прицельно-панорамный комплекс мало отличается от К1, да и от натовских образцов, соответственно. Но его дополнили возможностью управления башней и пушкой как наводчиком, так и командиром, причём они могут дублировать функции друг друга.
Когда танки работают в комплексе, БИУС подразделения К2 предотвращает избыточное поражение — то есть распределяет цели между машинами, при необходимости, не давая им бессмысленно группой лупить в одну и ту же цель. Это нужно для экономии боеприпасов.
Ходовая часть оснащена гидро-пневматической подвеской с возможностью изменения положения каждого катка. Благодаря этому Черная Пантера получила свою особую фишку — танк может менять клиренс, «садиться», «преклонить колени», а также переваливаться с боку на бок.
Данный девайс продиктован локальными проблемами. Страна горная и холмистая в значительной степени, в этих условиях танку может быть нужно обстреливать цели ниже по склону, преодолевать многочисленные препятствия.
Черная Пантера оснащена комплектом перехода брода вплавь. Оно позволяет машине форсировать реки и другие водные препятствия глубиной 4,2 м. Предыдущие модели K1 и K1A1 не имели такой особенности.
Ну и в конце — отличная удельная мощность 1500-сильного компактного турбодизеля в почти 28 лошадей на тонну массы.
Кратко
Основные параметры: Масса: 55 тонн;
Длина корпуса: 10,8 м (с пушкой вперёд);
Ширина: 3,6 м;
Высота: 2,4 м;
Экипаж: 3 человека (командир, наводчик, механик-водитель).
Вооружение: Основное орудие: 120-мм гладкоствольная пушка CN08 с длиной калибра ствола L55;Боекомплект: до 40 снарядов;
Автомат заряжания обеспечивает скорострельность до 10 выстрелов в минуту;
Орудие поражает цели на дистанции до 8 км с использованием управляемых снарядов KSTAM-II (выстреливаемых через ствол).
Пулемёты :Коаксиальный пулемет калибра 7,62 мм;
Зенитный пулемет калибра 12,7 мм.
Ракетное вооружение: танк способен применять управляемые ракеты для поражения бронированных целей и укреплений на больших дистанциях.
Двигатель и подвижность: Двигатель: дизельный двигатель мощностью 1500 л.с.
Максимальная скорость: По шоссе: 70 км/ч;
На пересеченной местности: 50 км/ч.
Запас хода: 450–500 км;
Подвеска: гидропневматическая, позволяющая изменять клиренс и угол наклона корпуса.
Броня и защита: Броня: композитная модульная броня с возможностью установки дополнительных защитных панелей;
Активная защита: Система активной защиты (APS) обеспечивает обнаружение и перехват летящих снарядов, включая противотанковые ракеты;
Инфракрасные и лазерные датчики предупреждают экипаж о наведении ПТУР вооружения противника;
Дымовые гранатомёты: для создания помех лазерным и тепловым системам наведения.
Электроника и системы управления: Система управления огнём: способна автоматически отслеживать и поражать цели, включая движущиеся, на больших дистанциях;
Тепловизоры: для работы в условиях ночного времени и плохой видимости;
Навигация: интегрированная GPS и инерциальная система;
Связь: защищённые каналы для координации с другими боевыми единицами.
Орудие 120 мм:Обычные снаряды (бронебойные и кумулятивные): до 3 км;
Управляемые снаряды KSTAM-II: до 8 км. Снаряды KSTAM-II предназначены для поражения целей сверху, что особенно эффективно против танков с усиленной лобовой бронёй.
Пулемёты:7,62 мм: эффективная дальность до 1,5 км;
12,7 мм: до 2 км;
Ракетное вооружение: Способно поражать цели на расстоянии до 10 км в зависимости от типа ракеты.
Основные модификации K2 Black Panther
K2 PIP (Product Improvement Program):Это программа поэтапного улучшения базового танка K2;
Предусматривает модернизацию систем управления огнём, улучшение бронирования и интеграцию новейших активных систем защиты.
K2PL (Польская версия): Разработана для польских вооружённых сил.
Ключевые особенности:Усиленная броня для соответствия требованиям НАТО;
Улучшенные системы связи и интеграция польского оборудования;
Увеличенный запас хода и модифицированная подвеска.
Сборка производится в Польше в рамках трансфера технологий.
K2NO (Норвежская версия):Участвовала в тендере для вооружённых сил Норвегии (вместе с немецким Leopard 2A7).
Адаптирована для условий Скандинавии:Усиленная защита от мин;
Повышенная надёжность в условиях низких температур;
Локальная интеграция оборудования для соответствия стандартам Норвегии.
K2E (Экспортная версия):Универсальная модификация для потенциальных иностранных заказчиков;
Может быть адаптирована под конкретные требования стран;
Включает базовые системы активной и пассивной защиты, мощное вооружение и надежную электронику.
K2 для Турции:Разработка лицензионной версии для турецкого основного боевого танка Altay;
Южная Корея передала Турции технологии трансмиссии и двигателя, которые использовались в K2.
К2 "Чёрная пантера" против Т-90
Защищённость и живучесть K2 и T90 M сопоставимы, но "кореец" уступает "россиянину" по числу дополнительных защит. Т90М легче K2 на семь тонн и, имея менее мощный двигатель (1,2 тысячи л.с.), сопоставим по скорости. По запасу хода T-90 превосходит K2 на 100 км.
По данным Hyundai Rotem, K2 делает до 15 выстрелов в минуту, T-90 — 8 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы K2 — до 8 км, у T-90 — до 10 км.
На данный момент "Чёрная пантера" считается самым дорогим серийным танком четвёртого поколения. Он стоит в два раза дороже T-90, который в модернизированной версии обойдётся примерно в 4,3 млн долларов.
Эксперты Military Watch хвалят танк K2 и отдают ему пальму первенства, упуская один важный момент. В отличие от конкурентов, особенно от Т-90, корейская машина ни в одном серьёзном бою ещё не бывала.
По словам военного эксперта Алексея Леонкова, повышенная компьютеризированность K2 призвана повысить живучесть танка, но есть нюанс.
— Практика показывает, что такие сложные системы на поле боя ведут себя неадекватно. Да, Южная Корея шла по каким-то своим лекалам, но у меня вопрос: "Где она воевала для того, чтобы получить необходимый боевой опыт для создания ОБТ" Я приведу другой пример: последняя модификация танка Abrams очень навороченная, однако хуситы нашли его слабые стороны — и электроника не помогла, — отметил военный эксперт Алексей Леонков.
По словам эксперта, электроника даёт информативность, но на поле боя она может оказаться излишней.
— Пока что это "танк-теоретик". Мы видим, что в теории это "супертанк", но на полигоне можно всё показать на пять с плюсом, а на поле боя это может оказаться двойка с минусом. По рекламе этот танк — просто фантастика, а как поведёт себя в бою — никто не знает, — отметил Алексей Леонков.
Проблемы
Одна из самых сложных проблем K2 — ремонт в полевых условиях. Современная подвеска In-arm Suspension Unit, где каждый элемент управляется отдельно и гасит отдачу выстрела, требует сложного ремонта. Если танк получит повреждение подвески, вероятность потери K2 кратно возрастает. Учитывая тот факт, что цена K2 доходит до восьми-десяти миллионов долларов, воевать на "машине будущего" может быть накладно для любой армии мира.
Ввиду отсутствия необходимого опыта Южная Корея не смогла быстро и качественно разработать перспективный основной танк и все агрегаты для него. Основную часть работ успешно выполнили, но силовой блок оказался чрезмерно сложной задачей. В результате серийные K2 Black Panther пришлось строить с применением импортных агрегатов.
В 2007-2008 гг. удалось изготовить опытную партию двигателей и трансмиссий для использования при строительстве танков-прототипов
Испытания нескольких опытных ОБТ продолжались до начала десятых годов и завершились с неоднозначным результатом. Основная часть узлов и систем подтвердила расчетные характеристики сразу или после некоторой доработки. Одновременно с этим вновь проявились все проблемы по линии МТО. Двигатель и трансмиссия не выдавали необходимую мощность, часто ломались и т.д.
Удастся ли южнокорейской промышленности завершить доводку новой трансмиссии и довести ее до эксплуатации, неизвестно. При этом уже возникают вопросы о целесообразности такого шага. Танки K2 с немецкими агрегатами соответствуют всем требованиям, а перестройка производства или переоснащение готовых машин связаны с новыми трудностями. Вполне возможно, что танки K2 так и останутся с немецкими трансмиссиями, доступными и надежными.
Использование готовых импортных агрегатов привело к некоторым репутационным издержкам, но позволило вовремя запустить серийное производство танков.
Впрочем, применение иностранных комплектующих привело к новым трудностям. Южная Корея планирует продавать свой танк третьим странам. Наличие импортных агрегатов может накладывать определенные ограничения, опоздания при экспорте техники или даже угрожает сотрудничеству с некоторыми заказчиками.
https://dzen.ru/a/aGe_HzIkWktA3ZKG
Нет комментариев