Но вопреки озлобленным критикам Случевский оказался тем, кто безошибочно угадал направление новой поэзии — иррациональной и мистической.
Символистов особенно привлекал у Случевского "ночной" полюс, демонический, где обман казался истиной, где по-мефистофельски правили бал "двойники", "пляски смерти" , где "способность фантастической живописи" высвечивала зло, безумие, "изломы" в природе и в человеческой психике. В позднем стихотворении "Быть ли песне?" Случевский напишет:
"Наш стих, как смысл людской природы,
Обезобразишься и ты ".
Потому Случевский до сих пор считается "несвоевременным" поэтом, который отразил слом поэтических эпох, от классики — к модернизму, от Пушкина и Лермонтова — к Сологубу и Блоку.
Еще совсем недавно, в конце XX века, исследователи творчества Случевского как бы извинялись перед читателем за то, что обращаются к наследию "полузабытого" автора.
Но стихи Случевского говорят сами за себя.
Поэт словно дерзает преодолеть в себе лирика и вознестись до метафизика, основываясь при этом на сухой позитивистской философии своего времени (в лице Огюста Конта).
В 1865 году поэт становится доктором философии.
Анненский вышел из стихов Случевского, как "все мы вышли из "Шинели“ Гоголя".
Вторым поэтом, попавшим под влияние Случевского, был Сологуб.
Наконец, Вячеслав Иванов посвятил поэту стихотворение
"Тени Случевского" , начинающееся так :
"Тебе, о тень Случевского, привет
В кругу тобой излюбленных поэтов! "
Cхватить, зафиксировать
"неуловимое", живописать то,
"...чего, как будто, нет,
нет в осязании и даже нет в виденьи"— вот задача Случевского-художника.
В этом стремлении он более всего схож с импрессионистом Фетом, который был так же встречен в штыки критиками и который так же стремился "шепнуть о том, пред чем язык немеет". Как потом скажет поэт-символист И. Ф. Анненский:
"Поэзия не изображает, она намекает на то, что остается недоступным выражению.
Мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что дал нам почувствовать несказанное".
Комментарии 2
_______М. Кармаза.
Понять весь мир какой-то странный сложным,
Огромною игрушкой сатаны,
Ещё не сделанным, где сплетены
Тьма с яркостью и ложное с неложным.
Суровый бард, в боренье с невозможным
Любовь как знамя поднял ты, и сны
У розовой подслушал ты луны,
Что сердце девы делает тревожным.
Едва заслышим мы заветный звук
В твоём органе гулком и протяжном,
Смущается покой наш бледный, вдруг
Каким угрюмым явит мир и важным
Иоанна «Откровенья» голос нам
И вторит, кажется, его словам.
Бальмонт писал в письме к Случевскому:
«Есть что-то невыразимо прекрасное в Вашей способности переходить от самых диаболических настроений к этим тихим колыбельным звукам, к этой чарующей прелести детского лепета и детских ясных глаз. За это одно можно Вас любить: за способность глубокой души совмещать в себе разные полюсы».
Случевский умер 29 сентября 1904 года. На похороны пришли около ста человек, речей почти не было. А уже через деся...ЕщёНиколай Гумилев, у которого есть акростих, посвященный Случевскому, напишет:
Понять весь мир какой-то странный сложным,
Огромною игрушкой сатаны,
Ещё не сделанным, где сплетены
Тьма с яркостью и ложное с неложным.
Суровый бард, в боренье с невозможным
Любовь как знамя поднял ты, и сны
У розовой подслушал ты луны,
Что сердце девы делает тревожным.
Едва заслышим мы заветный звук
В твоём органе гулком и протяжном,
Смущается покой наш бледный, вдруг
Каким угрюмым явит мир и важным
Иоанна «Откровенья» голос нам
И вторит, кажется, его словам.
Бальмонт писал в письме к Случевскому:
«Есть что-то невыразимо прекрасное в Вашей способности переходить от самых диаболических настроений к этим тихим колыбельным звукам, к этой чарующей прелести детского лепета и детских ясных глаз. За это одно можно Вас любить: за способность глубокой души совмещать в себе разные полюсы».
Случевский умер 29 сентября 1904 года. На похороны пришли около ста человек, речей почти не было. А уже через десять лет могила Случевского совершенно заросла дикой травой и с трудом читается надпись на полусгнившем кресте. Имя Случевского постепенно исчезло со страниц журналов и из критических статей. Серебряный век русской поэзии продолжал обогащать литературу новыми блистательными именами. И творчество Случевского было постепенно практически забыто теми, кто вышел из его поэзии — мистической и иррациональной. В истории русской литературы Константин Случевский сыграл роль Мефистофеля с его постоянным скепсисом, сомнением, отрицанием
Кряжи бессчетных гор передо мною...
Но, если бы в горах не искривленья,
Не щели недр, провалы и утесы —
В них не было б той чудной красоты,
Где так любовны тени голубые,
А блеск заката пурпуром горит…
Мое созданье — эта красота,
Всегда везде присущая крушеньям!
А красота — добро! Я злобой добр…
А в этом двойственность... И ад, и небо
Идут неудержимо к разрушенью…