Цветаева отмечала, что Игорь Северянин выглядел намного старше своих лет. Он выглядел так, словно бы родился в середине XIX века… Но именно в 1854 году родился Оскар Уайльд.
В самом начале 1882 года Уайльд сошёл с парохода в порту Нью-Йорка. Проходя таможенные процедуры, на вопрос о том, есть ли у него что-то, что подлежит декларированию, он, скромно опустив глаза, ответил: „Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности“.
В «Эпилоге» к своей первой книге – «Громокипящий кубок» – Северянин недвусмысленно заявляет:
Я, гений Игорь-Северянин…
И Уайльд и Северянин знали, что они гениальны. Оба открыто заявляли о своей гениальности.
Самолюбование - обычное занятие этих двух поэтов:
Слава
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
Мильоны женских поцелуев -
Ничто пред почестью богам:
И целовал мне руки Клюев,
И падал Фофанов к ногам!
Мне первым написал Валерий,
Спросив, как нравится мне он;
И Гумилёв стоял у двери,
Заманивая в "Аполлон".
Тринадцать книг страниц по триста
Газетных вырезок - мой путь.
Я принимал, смотря лучисто,
Хвалу и брань - людишек муть.
Корректен и высокомерен,
Всегда в Неясную влюблён,
В своем призвании уверен,
Я видел жизнь, как чудный сон.
Я знаю гром рукоплесканий
Десятков русских городов,
И упоение исканий,
И торжество моих стихов!
Петроград. 1918.
Творчество Уальда чуждо христианству и всему метафизическому. Пантеизм, преклонение перед силами природы проявляется и у Северянина в его произведениях «PRELUDE I», «Прогулка короля», «Сказка сиреневой кисти», «Поэза о солнце, в душе восходящем», «Героиза» и многих других.
В «Поэзе о солнце, в душе восходящем» Северянин пишет:
В моей душе восходит солнце,
Гоня невзгодную зиму.
В экстазе идолопоклонца
Молюсь таланту своему.
В его лучах легко и просто
Вступаю в жизнь, как в листный сад.
Я улыбаюсь, как подросток,
Приемлю все, всему я рад.
Ах, для меня, для беззаконца,
Один действителен закон —
В моей душе восходит солнце,
И я лучиться обречен!
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
Сравнительный текстуальный анализ произведений, принадлежащих О. Уайльду и И. Северянину, позволяет говорить о том, что Уайльд своим творчеством оказал сильное влияние на поэзию И. Северянина.
Комментарии 3
Справедливости ради, они действительно похожи крупным вытянутым лицом с тяжёлым подбородком, разрезом глаз, у которых наружние уголки заметно опущены, причёской, наконец. Да и разницу в костюме 80-х годов девятнадцатого века и 10-х века двадцатого заметит разве что историк моды или её искущённый знаток.А то уже даже томик "Избранного" Северянина выпустили с портретом Уайльда на обложе. Ладно блоги и интернет-ресурсы, но книга?! Куда смотрел редактор? Это уже настоящий позор.
Игорь Северянин не только собирал переполненные залы, но и слыл российским Оскаром Уайльдом. Не случайно Чеботаревская назвала его собра...ЕщёЧем Игорь Северянин отличается от Оскара Уайльда?Странный вопрос, правда? Это два совершенно разных человека. Они не были знакомы, никогда не встречались, родились и жили в разных странах. Разве что, примерно в одно время, но Уайльд был на тридцать три года старше. И тем не менее, на множестве ресурсов статьи об Игоре Северянине иллюстрируются фотографией Оскара Уайльда.
Справедливости ради, они действительно похожи крупным вытянутым лицом с тяжёлым подбородком, разрезом глаз, у которых наружние уголки заметно опущены, причёской, наконец. Да и разницу в костюме 80-х годов девятнадцатого века и 10-х века двадцатого заметит разве что историк моды или её искущённый знаток.А то уже даже томик "Избранного" Северянина выпустили с портретом Уайльда на обложе. Ладно блоги и интернет-ресурсы, но книга?! Куда смотрел редактор? Это уже настоящий позор.
Игорь Северянин не только собирал переполненные залы, но и слыл российским Оскаром Уайльдом. Не случайно Чеботаревская назвала его собратом Уайльда, подарив ему книгу «Афоризмы Оскара Уайльда», а критик Александр Редько заметил, что Северянин «хочет быть сокращенным российским изданием английского эстета Оскара Уайльда». Василий Каменский вспоминал:
«Но все-таки всех "кудесней" был сам поэзоконцертант: высокий, черный, кудрявый, с "лицом немым, душою пахотной", в длинном сюртуке, с хризантемой в петлице, ну, словом, русский Оскар Уайльд.
Северянин метался от:
Вы такая эстетная, вы такая изящная,
Но кого же в любовники?
И найдётся ли пара вам?
Ножки пледом укутайте дорогим, ягуаровым...
до "восторженной поэзы":
Но пока молодёжь молода,
Не погаснет на небе звезда.
Не утопится солнце в воде, —
Да весенятся все и везде!
И смотрю я в сплошные глаза:
В них — потоп, а в потопе — гроза».
Образ Оскара Уайльда в глазах современников настолько слился с Игорем Северяниным, что был увековечен в жанре «кинопоэзы». Вот как журнал «Пегас» в свойственном ему ироническом тоне рассказывал о кинопоэзе Игоря Северянина, снятой по мотиву поэзы «Ты ко мне не вернёшься...»:
«Надпись на экране перед портретом автора кинопоэзы:
Я — гений, Игорь Северянин,
Своей победой упоён!
Я повсеградно оэкранен,
Я повсесердно утверждён.
И.С.
Портрет автора на экране — дважды, в начале и в конце картины. Фигура под Оскара Уайльда. Взмах головы — гения».
Виктор Ховин в статье «Сквозь мечту» пояснил, чем был близок Оскар Уайльд Северянину:
«— Он был первым, кто сказал — живите, как цветы полевые, писал Оскар Уайльд о Христе, и Он же признавал, что душа каждого должна быть как девочка, что резвится и плача, и смеясь.