Она меня тронула. Жизнь многих ивановцев была связана с деревнями, о которых идет речь в этой статье-воспоминание.
Встречаются знакомые фамилии и имена. На фотографиях знакомые лица. Лучше почитайте. Это касается деревень Караклинка и Вятка Муромцевского района https://ok.ru/group/60269526122685/topic/155190208938173
❗ Уважаемые наши подписчики, делитесь своими воспоминаниями, комментируйте, ставьте лайки.
Делитесь своей историей и фотографиями. Воспоминания дают нам возможность окунуться в прошлое, узнать что-то новое об истории родного поселка, деревни.
А мы продолжаем...
🏡 Деревня Вятка
Из воспоминаний Бульчук Нины Александровны, которая родилась в октябре 1941 г. в д. Кондратьево. В деревню П-Вятку переехала в 1962 году, куда её направили на работу учителем.
"... По рассказам свекрови (Джусь Матрёна Дмитриевна, по мужу Бульчук), жили они в 15 км. от Киева. Содержали примерно в 1900 г. сахарный завод, потом разорились. В период столыпинских реформ (1900-1913 гг.) приехали в Сибирь с Украины.
Жизнь украинских и русских крестьян в царское время была очень тяжёлой. Они пользовались общинной землёй, которая делилась по едокам (членам семьи) только мужского пола. В результате земли получали мало, урожая, чтобы прокормить семью, не хватало. Крестьяне вынуждены были идти работать на помещика за кусок земли. Все лучшие земли на Украине и в других местах европейской части России принадлежали помещикам. Помещики кормили крестьян, как собак, крестьянских детей никто не учил и не лечил. В лучшем случае дети оканчивали церковно-приходскую школу – 3 класса.
Большая часть переселенцев длительное время жили в нищете в землянках.
По слухам первыми приехали старик со старухой. Старик был одноглазый, поэтому деревню назвали Глазовка, а потом писалась по-всякому: I-Вятка, П-Вятка, Первая Вятка. (Вятка - видимо переселенцы с Вятской губернии)
Потом появились хутора.
Куликовка, где жили Мавленко, Паглазовы, Бульчук, Глушков.
Караклинка (была школа до 4 класса) – сейчас там живут в домах, построенных колхозом.
Верх-Вятка – в 70-80-е гг. жила только одна бабушка
Таловка
II Вятка, местные называли свою деревню Орловка (была школа до 4 класса) – исчезла в 70-е годы.
В деревне была свиноферма, где работали Клещенок Мария Ивановна, Жучкова Татьяна, Демидкова. Зав. свинофермой был ветеран войны с деревянной ногой Клещенок Николай Филиппович.
Коноведами были Бобылев Илья и Шкарлюк Семён. На молоканке работали Ивановы Пётр и Вера.
Во время сезонных работ (кроме зимы) были организованны детские ясли. Полноценный детский сад появился в конце 80-х годов в Караклинке, но в 90-е его уже закрывают. В основном за детьми присматривали старики или старшие братья, сёстры. Заводских игрушек в деревне не было. Играли в кости от холодца, делали куклы из тряпок. Летом на улице играли в прятки, догонялки, «глухой телефон» и др.
Питались за счёт своего подворья. В каждом дворе были: корова, овцы, свиньи, куры. Днём работали в колхозе, а утром, вечером и ночью на себя.
В домах стояли самодельные столы и кровати, на кроватях матрацы с сеном. Повседневная одежда (фуфайки, тулупы и т.п.) висела на гвоздях, выходная (платья, рубахи, шали) хранилась в ящиках, либо висела в горнице под занавеской. Окна не занавешивали, шторы появились только в 50-е годы.
Гармонистом был Дрянин Иван. У него даже был рояль и он умел на нём играть. Его сын Дрянин Василий также играл на гармошке. Я (Бульчук Нина Александровна) вела танцевальный кружок, а он подыгрывал. Очень хорошо на гармони играл Витя Тетенькин, который впоследствии уехал из деревни. Шахов Николай также играл на гармони. Вся деревня пела частушки.
По окончании посевов, сбора урожая проводили «сабантуи». Выставлялись на улицу столы с различными яствами, пили бражку, самогон. Гуляли и праздновали всей деревней. Посты и мясоеды соблюдались только очень пожилыми людьми.
До 30-х годов (зачастую и дальше) на столах крестьян почти вся еда была не покупная. Хлеб хозяйки выпекали в русских печах. Пекли в русской печи и пироги, шаньги, печенюшки. В ней варили студни, выпаривали густое топлёное молоко. Из кусочков моркови, свёклы, оставленных на ночь, высушивали любимые детворой парёнки. Сладостей не было, вместо них - парёнки. Варили вкусное домашнее пиво, делали квасы.
Кроме приготовления еды, печь обогревала жильё, массивный корпус долго не остывал. Крестьяне жили в пяти стенных домах или однокомнатных избах, в которых русская печь занимала до трети пространства. Люди летом спали на полу, на сеновале, а зимой на полатях. Позже спали на деревянных кроватях, а старики часто на печи. На горячих кирпичах лечились простуженные. «Печь нам мать родная», - говорили в старину.
В огородах выращивали морковь, свеклу, репу, редьку, огурцы, капусту, картофель. Помидоры широкое распространение получили лишь в середине 70-х годов.
Масло били из зёрен конопли, рыжика. Подсолнечное масло наши крестьяне не знали. Для жарки и в каши использовали топлёные животные жиры или сливочное масло, которым Западная Сибирь славилась. Любимой едой были наваристые щи из русской печи.
По праздникам лепили всей семьёй пельмени. Когда мясорубок не было, мясо измельчали в деревянном корытце сечкой. Чтобы заинтересовать детей, в некоторые пельмени вкладывались пуговицы. Считалось, кому они попадутся во время еды, того ждёт удача.
Садов у крестьян не было, зато сибиряки широко использовали дикоросы. Грибы на зиму сушили, в погребах стояли кадки солёных груздей. Сбором ягод чаще занимались дети. Ягоды сушили, зимой из них варили кисель. Варенье не варили – сахар был в дефиците. А если и был, то его ели только по праздникам. Позже появились мелкие конфеты – лампасейки и подушечки. В праздничные дни чай пили вприкуску. За разговорами чая выпивали по несколько чашек и всё с одним кусочком.
У зажиточных крестьян часто был самовар. Засыпали в трубу, которая была встроена в самовар угли, их разжигали и вода закипала.
Другим напитком, который не выводился, был квас. Бочонок с ним всегда стоял в холодке. Хозяйка могла на скорую руку приготовить окрошку. Если молока не было, то на столе квас был всегда, вместе с хлебом, картофелем, луком и солью.
В 60-е и последующие годы святые праздники отмечали только пожилые люди и то скрыто. Втайне красили яйца. На Масленицу делали карусель, на Троицу ходили на кладбище. Молодёжь не участвовала.
Платья, рубахи шили из холста. Сушили лён на печках, мяли, пряли и сучили из него нитки, затем ткали. Толстые нити давали грубый холст, а из тонких ткали - нежный белого цвета, из которого шили праздничную одежду. А кто ленился, тот ходил голый или сидел дома. Ведь ткани стали продавать только в 50-е годы.
На ногах чарочки, сшитые из кожи свиней. А из шкур овец (их сначала квасили в чанах, мяли, чистили) шили тулупы, которые спасали от мороза во время работы на улице.
Работать приходилось от зари до зари, даже зимой. Возили сено, дрова, лес рубили. Крестьянская жизнь с раннего детства и до глубокой старости проходила в трудах.
Родителей уважали. Помогали, стариков не бросали. Всё обоюдно.
В деревне лечили знахари. Были и свои поверья, суеверия, заговоры. Хороший знахарь был Козленко Терентий, к нему приезжали со всех деревень. Он мог читать мысли, настроения. Он легко мог сказать, например, где находится потерявшийся телёнок и когда он вернётся домой.
При мне был председателем Носков Александр Федосеевич – хороший человек. Бригадиром в I – Вятке Кужелев Алексей Петрович, после его смерти Бульчук Алексей Петрович. В Караклинке бригадиром был Бульчук Иван Прокопьевич.
Когда воссоединили Вятку, Караклинку, Орловку с Рязанами, Алексеевкой, Игоревкой Носкова А. Ф. выбрали председателем. В итоге он переехал в Рязаны, где работал до конца жизни.
На фермы ходили агитаторы (учителя, библиотекари, зав. клубом). Ученики готовили мини-концерты.
Приезжала автолавка. Выпускали боевые листки, вручали флажки передовикам.
Долгое время директором школы работала Пиленкова Элеонора Алексеевна, преподавала математику. Её родители приехали в деревню из Армавира. Её муж Пиленков Семён Федорович вёл физкультуру и труд.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев