--------------------------------------------------
с.27. на сайте ФИПИ : ОБЗ
Чехов "Ионыч", фрагмент:
"Старцев воспользовался минутой замешательства и сказал Екатерине Ивановне шёпотом, сильно волнуясь:
Ради Бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдёмте в сад!
Она пожала плечами, как бы недоумевая и не понимая, что ему нужно от неё, но встала и пошла........... К чему поведёт этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище".
(А.П. Чехов, «Ионыч»)
Далее задания 1-8.
Почему, несмотря на очевидное «дурачество» Котика, Старцев всё же поехал на кладбище?
Почему Старцев настойчиво добивается возможности поговорить
с Катериной Ивановной?
зад. 9:
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы
(с указанием автора), в котором рассказана история несостоявшейся любви.
В чём сходство (или различие) этого произведения с чеховским «Ионычем»?
Кроме рассказа А.П. Чехова "Ионыч", история несостоявшейся любви рассказана в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Следует сказать, что в обоих случаях есть описание нежных любовных чувств героев. Так, в первом случае отмечается, что Екатерина Ивановна восхищала Старцева своей "свежестью, наивным выражением глаз и щёк", казалась ему очень умной и "развитой не по летам". У Пушкина же Татьяна пишет трепетное и искренние письмо, в котором рассказывает Онегину о своих чувствах и умоляет его о помощи:
Вообрази, я здесь одна,
Никто меня не понимает,......
Обращаемся к романам «Евгений Онегин», «Обломов», «Отцы и дети»,
к комедии Грибоедова Горе от ума», рассказу Куприна «Гранатовый браслет»....
Характер героев: «Оба героя как бы “консервируют” себя. Оба, осознанно
или нет, запирают свои чувства и желания, а значит, запирают в себе жизнь».
Поведение героинь: «В “Горе от ума” Софья насмехается над влюбленным, распуская слухи о том, что он сошёл с ума, так и Котик просто посмеялась над Старцевым».
Дальнейшая судьба отвергнутых героев: «И там и там отвергнутые герои (Татьяна и Старцев) вынуждены смириться, забыть о своих чувствах
и жить дальше»; «Старцев отпустил свои чувства, а Желтков нес их с собой до самой смерти».
---------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------
с.28.Прочитайте текст и выполните задания.
"…Послушайте меня, Павел Петрович, дайте себе денька два сроку, сразу вы едва ли что-нибудь найдёте. Переберите все наши сословия да подумайте хорошенько над каждым, а мы пока с Аркадием будем…
......
Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. «Как хорошо, Боже мой!» –
подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста…"
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Зад. 1 - 9
зад.8: В чём проявляется неоднозначность отношения Николая Петровича к молодому поколению?
Зад. №9. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях русской литературы образы природы помогают раскрыть внутреннее состояние человека и в чём соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведённым фрагментом? в чём соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведённым фрагментом?
-----------------------------------------------------------------------------------------
Во многих произведениях русской литературы образы природы помогают раскрыть внутреннее состояние героя. Так, в драме Н. А. Островского "Гроза" главная героиня боится сурового явления природы. Гроза, в понимании Катерины, " кара божья". Именно гроза показывает чистоту и непорочность девушки. Базаров же из романа "Отцы и дети" не верит законам природы, для него этого слова не существует. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" ,— утверждает Евгений. В его понимании всё, что окружает нас — это всего лишь ресурс, который можно использовать для собственной выгоды. Катерина же принимает грозу, как символ покорения за грехи.
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" образ природы очень ярко отражается в жизни Андрея Болконского. Именно благодаря встрече с дубом, герой начинает жить заново, он осмыслил прошлое и понял, что в его жизни не всё в порядке. "Нет, жизнь не окончена в 31 год" ,— утверждает герой. Встреча с природой помогла Андрею найти себя, в отличие от Евгения, Болконский чувствует природу и понимает её значимость. Таким образом, во многих произведениях русской литературы образы природы помогают раскрыть внутреннее состояние героя.
-----------------------------------------------------------------------------------------
стр. 29 ГЁТЕ
Прочитайте текст и выполните задания. 1--5.
Каким настроением проникнуто стихотворение И.В. Гёте «На озере»?
6. Как душевные движения героя стихотворения перекликаются с миром природы?
Задание №7. Дайте развернутый ответ.
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме взаимоотношений человека и природы. В чём сходно (или различно) звучание данной темы в этом произведении и приведённом стихотворении И.В. Гёте?
НА ОЗЕРЕ
И жизнь, и бодрость, и покой
Дыханьем вольным пью.
Природа, сладко быть с тобой,
Упасть на грудь твою!
Колышась плавно, в лад веслу,
Несёт ладью вода.
Ушла в заоблачную мглу
Зубчатых скал гряда.
Взор мой, взор! Иль видишь снова
Золотые сны былого?
Сердце, сбрось былого власть,
Вновь приходит жизнь и страсть.
Пьёт туман рассветный
Островерхие дали.
Зыбью огнецветной
Волны вдруг засверкали.
Ветер налетевший
Будит зеркало вод,
И, почти созревший,
К влаге клонится плод.
(И.В. Гёте, перевод В. Левика)
----------------------------------------------------------------------------
стр.30. Прочитайте текст и выполните задания.
Грибоедов "Горе от ума", Действие IV \\Явление 12
Лиза: Вы, сударь, камень, сударь, лёд.
Молчалин: Ах! Лизанька, ты от себя ли?
Лиза: От барышни-с.
Выполните задания 1- 5
Какие черты натуры Молчалина проявились в данном фрагменте?
Как в репликах Лизы проявляется её характер?
Задание №7. Дайте развернутый ответ.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы
(с указанием автора), в котором происходит самораскрытие отрицательного персонажа. В чём схоже (или чем различается) поведение героя выбранного произведения и поведение Молчалина в данном фрагменте?
---------------------------------------------------------------------------------------
стр.30, 31 Лермонтов
ПОЭТ
Когда Рафáэль вдохновенный
Пречистой Девы лик священный
Живою кистью окончал, –
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И, утомлённый и немой,
Он забывал огонь небесный.
Таков поэт: чуть мысль блеснёт,
Как он пером своим прольёт
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет и в тишине
Поёт, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Всё тише, и призрáк бежит!
Но долго, долго он хранит
Первоначальны впечатленья.
(М.Ю. Лермонтов, 1828)
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова состоит из двух частей. Как называется связь и взаиморасположение частей в художественном произведении?
\композиция\
с.31 : ...2 - 5
Задание №6. Дайте развернутый ответ.
Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая части стихотворения «Поэт»?
Задание №7. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях русской поэзии звучит тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением М.Ю. Лермонтова?
-------------------------------------------------------------------------------------
с.31. Достоевский
Прочитайте текст и выполните задания.
–
Вот ваше письмо, –
начала она, положив его на стол. –
Разве возможно то, что вы пишете? Вы намекаете на преступление, совершённое будто бы братом. ...
... – Ведь вы его знаете, видели? Разве он может быть вором?
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
зад.1- 4. стр.32. -зад.5 -7,
Задание №8. Дайте развернутый ответ.
Как в поведении Дуни проявляется её отношение к брату?
Задание №9. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях русской литературы изображены героини с сильным характером и в чём их можно сравнить с Дуней Раскольниковой?
-------------------------------------------------
стр.32. Прочитайте текст и выполните задания.
Было уже довольно темно; голова её мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал...
...Что сталось с старухой и с бедным слепым –
не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
зад.1 -5
стр.33. зад.6, 7
Задание №8. Дайте развернутый ответ.
Герои каких произведений русских писателей являют собой тип «лишнего человека» и в чём этих героев можно сопоставить с лермонтовским Печориным?
Задание №9. Дайте развернутый ответ.
В чём внутренне несхожи между собой Печорин и контрабандисты?
------------------------------------------
стр.33 ПАСТЕРНАК "Дрозды"
На захолустном полустанке
Обеденная тишина.
Безжизненно поют овсянки
В кустарнике у полотна.
Бескрайный, жаркий, как желанье,
Прямой просёлочный простор.
Лиловый лес на заднем плане,
Седого облака вихор.
Лесной дорогою деревья
Заигрывают с пристяжной.
По углубленьям на корчевье
Фиалки, снег и перегной.
Наверное, из этих впадин
И пьют дрозды, когда взамен
Раззванивают слухи за день
Огнём и льдом своих колен.
Вот долгий слог, а вот короткий.
Вот жаркий, вот холодный душ.
Вот что выделывают глоткой,
Лужённой лоском этих луж.
У них на кочках свой посёлок,
Подглядыванье из-за штор,
Шушуканье в углах светёлок
И целодневный таратор.
По их распахнутым покоям
Загадки в гласности снуют.
У них часы с дремучим боем,
Им ветви четверти поют.
Таков притон дроздов тенистый.
Они в неубранном
Живут, как жить должны артисты.
Я тоже с них пример беру.
(Б.Л. Пастернак, 1941) зад.1 - 5
Задание №6. Дайте развернутый ответ.
Какой смысл вкладывает поэт в две последние строки стихотворения?
Задание №7. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях отечественных поэтов созданы образы живой природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением
Б.Л. Пастернака?
-----------------------------------------------
стр.34 В.Костров "В керосиновой лампе - клочок огня..."
* * *
В керосиновой лампе – клочок огня.
Всё моё у меня под рукой.
Ты, Россия моя, наградила меня
Песней, женщиной и рекой.
Нет. Поля и леса не пустой матерьял,
Да и солнышко вдалеке.
Но себя я терял, когда изменял
Песне, женщине и реке.
У собрата денег полон кошель,
Пуст карман моего пиджака.
Но с годами всё так же прекрасна цель –
Песня, женщина и река.
И когда, с последним ударом в грудь,
Сердце станет на вечный покой,
Я хотел бы услышать не что-нибудь –
Песню женскую над рекой.
(В.А. Костров) зад.1--3
Задание №4. Дайте развернутый ответ.
Как в стихотворении В.А. Кострова сочетаются возвышенное и земное?
Каким Вам видится внутренний мир героя стихотворения В.А. Кострова?
Задание №5. Дайте развернутый ответ.
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора),
в котором звучит тема России. В чём сходно (или чем различно) звучание данной темы в выбранном произведении и приведённом стихотворении В.А. Кострова?
-------------------------------------------------
стр.34. Гончаров "Обломов"
Прочитайте текст и выполните задания.
И недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остаётся недели две ....
....Он только что проснётся у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч.
(И.А. Гончаров, «Обломов»)
зад. 1,2. стр.35 зад 3-4-5
Задание №5. Дайте развернутый ответ на одно из представленный заданий.
6,7 Почему старший Штольц был бессилен что-либо изменить в характере и образе жизни своего воспитанника?
Чем объясняется авторская ирония, присутствующая в приведённом фрагменте?
Задание №8. Дайте развернутый ответ.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы
(с указанием автора), в котором раскрывается тема образования. В чём это произведение можно сопоставить с романом «Обломов»?
---------------------------------------------------------------
стр.35 АСП "Кд"
Прочитайте текст и выполните задания.
"Вскоре я выздоровел и мог перебраться на мою квартиру.
С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться....
...Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
зад.1 - 4
стр.36 зад 5
Задание №8. Дайте развернутый ответ.
Чем вызван гнев Гринёва-старшего и во всём ли он справедлив?
Задание №9. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения героев и их родителей и в чём эти произведения можно сопоставить
с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?
-----------------------------------------------------------------------------
стр.36. РОДИНА \1941\ К.Симонов
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(К.М. Симонов, 1941)
Как в стихотворении К.М. Симонова связаны размышления о подвиге на войне с темой малой родины?
В каких произведениях отечественных поэтов звучит тема любви к своему родному краю и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К.М. Симонова?
------------------------------------------------
стр.37 Прочитайте текст и выполните задания. Пушкин "Кд"
"На другой день утром пришёл я к Марье Ивановне. Я сообщил ей свои предположения. Она признала их благоразумие и тотчас со мною согласилась.
Отряд Зурина должен был выступить из города в тот же день....
...Мысль о нём неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина.
(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»).
Чем объясняется противоречивость чувств, охвативших Гринёва при мысли о поражении Пугачёва?
Задание №9. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения дворянства и народа и в чём эти произведения можно сопоставить
с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?
------------------------------------------------------
стр.38 Прочитайте текст и выполните задания. Лерм. "Гнвр"
...Господа! никто здесь его не защищает? Никто? Тем лучше! Хотите испытать его храбрость? Это нас позабавит...- Хотим – только как?
- А вот слушайте: Грушницкий на него особенно сердит - ему первая роль!
...... –
И я также... я вас обвиняла... может быть, напрасно? Но объяснитесь: я могу вам простить всё...
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
Задание №8. Дайте развернутый ответ.
Чем объясняется неизбежность конфликта Печорина с Грушницким?
Задание №9. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях русской литературы изображены герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом, и в чём они могут быть сопоставлены с главным героем романа М.Ю. Лермонтова?
----------------------------------------------------------
стр.39. Прочитайте текст и выполните задания.
ВО ВЕСЬ ГОЛОС
(фрагмент первого вступления в поэму «Во весь голос»)
Мой стих дойдёт,
но он дойдёт не так, –
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звёзд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
(В.В. Маяковский, 1929)
Как соотносится содержание приведённого фрагмента с названием произведения В.В. Маяковского?
Какие произведения отечественных поэтов посвящены теме творчества и
в чём эти произведения можно сопоставить с отрывком из поэмы
В.В. Маяковского «Во весь голос»?
------------------------------------------
стр.39-40-
Прочитайте текст и выполните задания.
ЯВЛЕНИЕ VII
Хлестаков, Бобчинский и Добчинский.
Бобчинский.- Имею честь представиться: житель здешнего города, Пётр Иванов сын, Бобчинский.
Добчинский.- Помещик Пётр Иванов сын, Добчинский....
зад. 1 - 3
стр.40. зад 5-...
В чём заключается комизм «взяточничества» Хлестакова в данной сцене?
Почему герои так легко принимают Хлестакова за ревизора?
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора),
в котором изображены нравы чиновников. В чём герои этого произведения схожи с персонажами «Ревизора»?
----------------------------------------------
стр. 40 Прочитайте текст и выполните задания.
Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках, рассмотрел его против света и опять покачал головою. Потом обратил его подкладкой вверх и вновь покачал, вновь снял крышку с генералом, заклеенным бумажкой, и, натащивши в нос табаку, закрыл, спрятал табакерку и наконец сказал:
– Нет, нельзя поправить: худой гардероб!
У Акакия Акакиевича при этих словах ёкнуло сердце....
(Н.В. Гоголь, «Шинель»)
-Почему в приведённом фрагменте дважды упомянута табакерка Петровича с портретом генерала на крышке?
-В чём состоит драматизм приведённого эпизода?
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора),
в котором изображён «маленький человек». В чём схожи (или чем различаются) герой в выбранном произведении и Башмачкин из гоголевской «Шинели»?
------------------------------------------------------
стр.41. Б. ОКУДЖАВА
* * *
У поэта соперников нету –
Ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас – за себя.
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм..
Всё, что было его, – нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
(Б.Ш. Окуджава, 1986)
Как в стихотворении Б.Ш. Окуджавы раскрывается тема взаимоотношений поэта и потомков?
В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема творчества
и творца и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением
Б.Ш. Окуджавы «У поэта соперников нету…»?
-------------------------------------------
Прочитайте текст и выполните задания.
* * *
В небе моём, как на синем поле,
Осыпаются грёзы, гаснет звезда.
Все мои грёзы – сны, и не боле,
И не свершаются никогда.
Не каждая ива – плакучая ива,
Не у каждой розы розовый цвет.
Я знаю героев, бегущих трусливо,
И дверь, на которой запоров нет.
Ни страсти, ни пыл ничего не значат.
Всё, что мы говорим, есть ложь.
Сердце отноет. Глаза отплачут.
А с голого разума что возьмёшь?
(Г. Аполлинер, 1900, пер. М. Яснова)
стр.42. зад. 1- 5
-Что даёт основание отнести стихотворение Г. Аполлинера
к философской лирике?
-Каким предстаёт внутренний мир лирического героя стихотворения Г. Аполлинера?
Задание №6. Дайте развернутый ответ.
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), герой которого переживает жизненный кризис. В чём сходно (или чем различно) идейное звучание выбранного произведения и приведённого стихотворения Г. Аполлинера?
---------------------------------------------
стр. 43. Пастернак "ТИШИНА"
ТИШИНА
Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно, невдалеке
Средь заросли стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест лесной подсед,
Хрустя, обгладывает молодь.
Задевши за её хребет,
Болтается на ветке жёлудь.
Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всём лесу один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Звеня на всю лесную падь
И оглашая лесосеку,
Он что-то хочет рассказать
Почти словами человека.
1957
Как в стихотворении Б.Л. Пастернака «Тишина» передана гармония природного мира?
Какие произведения отечественных поэтов посвящены описанию жизни природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б.Л. Пастернака «Тишина»?
------------------------------------------------------
стр.43 ЖИРАФ. Н. ГУМИЛЁВ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
(Н.С. Гумилёв, 1907)
Какие черты романтической лирики присутствуют в стихотворении Н.С. Гумилёва «Жираф»?
Что отдаляет друг от друга героя и героиню стихотворения «Жираф»?
Задание №5. Дайте развернутый ответ.
Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором
присутствует образ-символ из мира природы. В чём сходно (или чем различно) звучание этого образа в выбранном произведении и приведённом стихотворении Н.С. Гумилёва «Жираф»?
-------------------------------------------------------
стр. 44. Островский "ГРОЗА"
Прочитайте текст и выполните задания.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают....
Задание №8. Дайте развернутый ответ.
Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Задание №9. Дайте развернутый ответ.
В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А.Н. Островского «Гроза»?
-------------------------------------------
стр.- 45 Прочитайте текст и выполните задания.
МЫ ВРАЩАЕМ ЗЕМЛЮ \ В.ВЫСОЦКИЙ\
От границы мы Землю вертели назад –
Было дело сначала.
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя,
Мы толкаем её сапогами –
От себя, от себя!
И от ветра с востока пригнулись стога,
Жмётся к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.
Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день –это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.
Мы ползём, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем зло, не любя,
И коленями Землю толкаем –
От себя, от себя!
Здесь никто не найдёт, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
Всем живым ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.
Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт?
Где настигнет –В упор или с тыла?
Кто-то там, впереди, навалился на дот –
И Земля на мгновенье застыла.
Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мёртвым скорбя.
Шар земной я вращаю локтями –
От себя, от себя!
Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе,
Но на запад, на запад ползёт батальон,
Чтобы солнце взошло на востоке.
Животом – по грязи, дышим смрадом болот,
Но глаза закрываем на запах.
Нынче по небу солнце нормально идёт,
Потому что мы рвёмся на запад.
Руки, ноги – на месте ли, нет ли?
Как на свадьбе, росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли –
На себя! От себя!
(В.С. Высоцкий, 1972)
--Какое значение в стихотворении В.С. Высоцкого «Мы вращаем Землю» имеет противопоставление востока и запада?
--
В каких произведениях отечественной лирики звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с данным стихотворением В.С. Высоцкого?
--------------------------------------------------
стр. 46. Гоголь."Мд"
Прочитайте текст и выполните задания.
Хотя почтмейстер был очень речист, но и тот, взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своём мыслящую физиономию, покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во всё время игры. .....
Какую роль в приведённом фрагменте играет авторская ирония?
В чём суть чичиковской стратегии общения с окружающими?
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы
(с указанием автора), в котором сатирически изображено светское общество. В чём схожи (или чем различаются) авторские характеристики общества
в выбранном произведении и «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя?
--------------------------------------------
стр.46 -
Прочитайте текст и выполните задания. ЛНТ "Война и мир"
…Как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил
в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
–Семён! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им ещё в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
--Что в данном эпизоде указывает на сходство характеров графа и его дочери Наташи?
--Как приведённый фрагмент отражает атмосферу, царящую в этой семье?
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены добрые семейные отношения.
В чём сходство (или различие) этих отношений в выбранном Вами произведении и в сцене из приведённого фрагмента «Войны и мира»?
------------------------------------------------
стр.47. Ник. РУБЦОВ
ВЕСНА НА МОРЕ
Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!
День пройдёт - устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребется о причал...
(Н.М. Рубцов, 1959)
Как в стихотворении Н.М. Рубцова перекликаются между собой гармония в природе и в душе человека?
Каким настроением проникнуто стихотворение Н.М. Рубцова?
В каком из произведений отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора) представлен образ моря и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Н.М. Рубцова «Весна на море»?
--------------------------------------------------------
стр. 48 Тургенев И.С. "О и Д"
Прочитайте текст и выполните задания.
Кучер Николая Петровича вывел лошадей.
– Ну, поворачивайся, толстобородый! –обратился Базаров к ямщику.
–Слышь, Митюха, – подхватил другой тут же стоявший ямщик с руками, засунутыми в задние прорехи тулупа, – барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть....
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев