Это не просто игра. Это проективная методика, где через куклу ребенок проецирует свои переживания, страхи, эмоции и внутренние конфликты. Кукла становится его «альтер эго», голосом, которым он не может говорить от своего имени, рукой, которая совершает действия, на которые он не решается в реальной жизни.
В кризисном центре мы создали специальный кукольный театр, где сценой является маленькая безопасная комната, а актерами — куклы-рукавички, марионетки и простые мягкие игрушки.
Почему это работает с детьми, пережившими насилие?
1. Безопасность и дистанция. Ребенок говорит не о себе, а о кукле. «Мишка боится громких звуков», «Зайчику грустно, когда папа кричит», «Эта кукла очень злится, но не знает, что делать». Эта дистанция снимает тревогу и защищает хрупкую психику от повторной травматизации. Через куклу можно выразить все, что таится внутри, не боясь осуждения или наказания.
2. Проработка негативных эмоций.
· Гнев и агрессия: Часто дети, видевшие насилие, сами начинают проявлять агрессию. В кукольном театре они могут разыграть ссору, дать кукле-«агрессору» высказать все, что накопилось, или даже безопасно «наказать» ее. Это позволяет выпустить пар социально приемлемым способом и понять, что гнев — это нормальная реакция на нарушение его границ.
· Страх и тревога: Ребенок может разыграть пугающую ситуацию из прошлого, но теперь у него есть контроль над сюжетом. Он может сделать так, чтобы кукла-«защитник» пришла на помощь, или чтобы «злой» персонай осознал свою вину и извинился. Это возвращает ему чувство контроля, утраченное в реальной жизни.
· Вина и стыд: Многие дети необоснованно винят себя в происходящем дома. Проигрывая ситуацию с куклами, они могут услышать от психолога (через другую куклу): «Это не твоя вина. Взрослые не должны так поступать».
3. Восстановление картины мира. Домашнее насилие искажает у ребенка представление о добре и зле, о семье, о любви. Через сказкотерапию с куклами мы создаем новые сценарии, где добро побеждает, где есть эмпатия, поддержка и справедливость. Мы проигрываем модели здоровых отношений.
4. Развитие эмпатии и коммуникативных навыков. Управляя куклой, ребенок учится понимать ее «чувства», а значит, и свои собственные. Он учится говорить от ее имени, формулировать мысли, что особенно важно для детей, которые замкнулись в себе.
Пример из практики
Ко мне на занятие пришел мальчик Саша (имя изменено), 6 лет. Он был молчалив, угрюм, на контакт не шел. Я предложила ему ящик с куклами. Он долго выбирал и взял маленького зайчонка и большого волка. В своей первой истории волк постоянно пугал и гонялся за зайчонком, который лишь прятался и дрожал.
Несколько сеансов подряд сюжет повторялся. Но однажды Саша вдруг ввел в игру третьего персонажа — мудрого и сильного филина. Филин встал на защиту зайчонка и твердо сказал волку: «Стоп! Здесь нельзя никого обижать. Здесь безопасно».
Это был переломный момент. Через кукол Саша не только воспроизвел свою травму (волк — образ обидчика), но и нашел в себе и во внешнем мире (филин — образ психолога, мамы, закона) ресурс для защиты. После этого он постепенно начал говорить о своих чувствах уже от своего имени.
Кукольная терапия — это не волшебная таблетка, а бережный, деликатный инструмент в руках специалиста. Это мост, который мы строим к травмированной детской душе, чтобы помочь ей выйти из тени страха и снова научиться доверять, чувствовать и жить полной жизнью.
е-mail: centr_semya@mail.ru Телефоны: 8(496)22-2-71-44
8(496)22-2-71-45
8(496)22-2-71-46
#минсоцразвития #кризисныйцентр #соцсфера #ГоспабликМО


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев