🎨
25 июня в Зале Зарядье представим мультимедийный проект «Художники-передвижники. Музыка эпохи».
Пока мы готовимся к выступлению, предлагаем вспомнить историю нескольких портретов, выполненных художниками-передвижниками. На полотнах – композиторы, чьи сочинения прозвучат в нашем концерте.
🖼 Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова
Валентин Александрович Серов
Дневниковые записи биографа Римского-Корсакова свидетельствуют, что во время сеанса художник и модель много смеялись, композитор «с комической серьезностью уверял Серова, что ему ужасно хочется на портрете казаться моложе, а главное – он желает, чтобы его сюртук и галстук были посинее».
5 мая 1898 года портрет был завершен. Картина сразу же заняла свое место в Третьяковской галерее, где уже в январе следующего года Римский-Корсаков осматривал ее в одном из залов музея.
🖼 Портрет Модеста Петровича Мусоргского
Илья Ефимович Репин
Большой поклонник композитора Илья Репин, узнав о тяжелой болезни Модеста Мусоргского, выехал в Петербург с надеждой успеть написать его портрет. Работа заняла четыре дня – со второго по пятое марта Репин приезжал в Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский. По словам Стасова, Репину удалось передать душевное состояние композитора «перед лицом вечности».
Павел Третьяков приобрел работу для своей галереи прежде, чем увидел картину, поверив единодушным хвалебным отзывам. А деньги, полученные за портрет, Репин пожертвовал на памятник Мусоргскому.
🖼 Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина
Илья Ефимович Репин
Одним из самых крупных по размерам в серии созданных Репиным изображений русских музыкантов стал портрет Александра Бородина. Личность этого музыканта особенно привлекала художника: с одной стороны – талантливый композитор, с другой – известный ученый-химик.
Портрет был создан Репиным вскоре после смерти композитора, под впечатлением от недавних встреч с ним. Бородин изображен во время концерта в Дворянском собрании (ныне – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии). Поза композитора у колонны не случайна – именно так, стоя, композитор слушал музыку на концертах.
🖼 Портрет Александра Константиновича Глазунова
Илья Ефимович Репин
Знакомство Репина с Глазуновым сразу же перешло в теплую дружбу, свидетельством которой стал портрет композитора. Чтобы выразить творческую сосредоточенность молодого композитора, художник создал строгий и необычно статичный портрет на темно-красном фоне, подчеркнув внимательный взгляд музыканта и силуэт его руки.
Глазунов, в свою очередь, называл себя поклонником таланта Репина и в 1889 году посвятил ему «Восточную рапсодию для большого оркестра».
🖼 Портрет Анатолия Константиновича Лядова
Илья Ефимович Репин
Об истории создания этого портрета известно немного, поэтому дадим слово ученику композитора, музыковеду Борису Асафьеву:
💬 «Вот Анатолий Константинович Лядов. С виду всегда в маске равнодушия и скептического «безучастия». Глаза спрятаны. Глубоко в них искрится, поддразнивая собеседника, «шустрая» мысль. При неудачных репликах мысль потухнет, съежится. При удачных лицо начнет светиться. Ненадолго... Маска безучастия и почти крыловской «лени лица» при настороженной внутри мысли опять закроет подлинный облик. Таким и являл себя Лядов чаще всего, таким он и был по натуре своей».
Подробнее о концерте 25 июня по ссылке
#РоссийскийНациональныйОркестр #РНО
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев