Рождение сибирского колорита.
#моя_на_родная илимская роспись.
Заканчивает свою работу временная выставка «Моя народная. Моя родная», посвященная русской народной традиционной и фабричной игрушке. Мы смогли на ней показать и рассказать многое о нашей народной культуре вообще, и о нашей родной игрушке, в частности. Какие-то ремесла живут и процветают не один век, какие-то, почти исчезнувшие с развитием промышленности, удалось воссоздать и сохранить для потомков в советский период, а какие-то ушли безвозвратно вместе с эпохой СССР.
И в этой связи особенно отрадно, что и сегодня тоже рождаются новые направления традиционного народного творчества.
Завершить серию публикаций по теме выставки #моя_на_родная я хочу знакомством вас с одним таким, по историческим меркам совсем молодым,
самым что-ни-на-есть нашим родным, местным, самобытным, но уже успевшим стать брэндом Иркутской области, народным ремеслом - Илимской росписью.
Хотела привезти мастеров и их работы на эту выставку, но, увы, без поддержки грантодателей (а я рассчитывала на наш областной ежегодный конкурс Губернского собрания общественности, который в этом году так и не состоялся) это сделать финансово сама не смогла.
Поэтому знакомимся (надеюсь, пока) виртуально!
Илимской росписи всего чуть больше 30-ти лет. Её в 90-е годы создали мастера декоративно-прикладного искусства в городе Усть-Илимске, Иркутской области, - педагоги Школы народных ремёсел. В придуманной ими росписи местный таёжный колорит дополнил черты старинной урало-сибирской техники.
«Иван-чай, ромашка, полевая герань, лютик, жарок, клевер, марьин корень, тысячелистник - эти неброские цветы присутствуют в работах усть-илимских мастеров. Изделия украшают изображения ягод: брусники, рябины, шиповника и др., а также шишки лиственницы, похожие на розочки с нежными хвоинками. Колорит илимской росписи неяркий, как и колорит илимской тайги. Доминируют в этой росписи вариации зеленого от холодного до теплого, оттенки розового, коричневого и фиолетового.»*
*Издание «Илимская роспись: Рождение сибирского колорита»
В 2024 году технология Илимской росписи была включена в Региональный реестр объектов нематериального этнокультурного наследия Иркутской области. Сегодня она представляет историческую, культурную и научную ценность!
👏👏👏 Любим, ценим, восхищаемся, гордимся!
«Корни стиля уходят в традиции домовой и маховой тагильской росписи, которая, в свою очередь, берёт истоки из богатой урало-сибирской культуры.
Каждый элемент в Илимской росписи — это дань красоте родной земли. Анималистические и флористические мотивы отражают щедрость природы: здесь и силуэты животных, и изящные узоры цветов, характерные для восточно-сибирских пейзажей.
Илимская роспись стала символом уважения к традициям и любви к своему краю!»*
*Группа ВК Иркутского областного Дома народного творчества https://vk.com/wall-89889416_7014 Носитель технологии Илимского росписи, народный мастер Иркутской области, руководитель Народного творческого объединения «Мастера Илима» Детской школы искусств № 2 «им. Т. Г. Сафиулиной» Елена Михеенкова в интервью изданию «Усть-Илимск-24» так ответила на вопрос «чем все-таки отличается илимская роспись от других»:
- В ней мы изображаем все то, что можно увидеть в нашем крае летом на дачах и в тайге. Казалось бы, сибирские цветочки незаметные, не яркие, но они очень красивые, когда оживают в руках мастера. У нас уже стилизовано 15 растений, то есть решено, как они будут выглядеть в росписи, и работа ведется дальше. Наша илимская роспись основана не только на старых традициях урало-сибирской росписи. У нас много авторских отличий. Это оценили и приняли в Иркутске.
Оценили и то, что мы работаем на чистой древесине. Если мы ее тонируем, то обязательно сохраняем рисунок древесины сосны. Также эксперты отметили, что мы изображаем наши травы, как достояние местной флоры. И хотя используем двойной двухцветный мазок, который был распространен в Нижнем Тагиле, цветовое решение у нас свое. Это сибирская тайга, склоны, сдержанный колорит – зелено-коричневый с элементами зеленого и синего, и с яркими акцентами. Мы ввели новый элемент композиции, который в других росписях не используется, - это композиция из живых цветов - «куртинка». Данное понятие распространено среди садоводов. Это какой-то фрагмент живой растительности: полянки, клумбочки, газона, тогда как, практически, везде в росписях цветы применяются в сорванном или срезанном виде - букет, венок, гирлянда.»
Сегодня, благодаря вышедшему в широкий доступ для популяризации Илимской росписи методическому пособию, многие наши мастера-ремесленники обучились этой технике и работают в ней, широко представляя ее на сувенирной продукции «из Сибири с любовью».
Скачать методическое пособие «Илимская роспись: рождение сибирского колорита» можно на разных интернет ресурсах, можно и здесь, в альбоме группы музея ВК по ссылке н https://vk.com/album-212568099_309551054 Полностью интервью Елены Мехеенковой можно почитать здесь: https://ustilimsk24.ru/news/20241120/ilimskaya-rospis-priznana-kulturnym-brendom-priangarya

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев