(Польская сказка)
Много веков тому назад в каком-то царстве, в каком-то государстве и, должно быть в том, в котором мы живем, на высокой, крутой горе стоял огромный великолепный замок, а в нем жил злой, гордый вельможа-рыцарь со своей женой. Вокруг замка на много верст были раскинуты деревушки с бедными избушками, в которых ютились их крепостные, немилосердно притесняемые злым вельможей.
У него была маленькая дочурка, очень миленькая блондиночка с прекрасными фиалковыми глазками. Благодаря этим глазкам ее прозвали Фиалкой, и все любили ее, потому что насколько ее родители были суровы и недоступны для всех, настолько она была вежлива, любезна и отзывчива на каждое несчастье и страдание. Ее маленькие ручки сделали много доброго дела для бедных и несчастных, кототорым она помогала, чем только могла, чтобы не рассердить своих родителей. Кроме того, она была до того тиха, скромна и не горда, что охотно входила с каждым в объяснения, расспрашивала и шла в бедные лачужки, чтобы собственноручно раздать бедным свои сбережения в виде денег или лакомств.
Так как Фиалка могла всюду ходить одна, то часто перед вечером, когда родители были заняты делом или гостями, она уходила из замка в сад, а затем выходила через садовую калитку в поле на тропинку, которая вела в лес, и быстро бежала по ней к мазанке, скрытой в глубине вековых дерев и мелких кустарников. В этой мазанке жил седой старик-пустынник, питавшийся только лесными ягодами, яблоками да разными кореньями.
Около мазанки была устроена дерновая скамеечка, на которую каждый вечер садился старец. У его ног на мягком мхе садилась Фиалка, нередко окруженная сверстниками и сверстницами из детей своих крепостных. Пустынник рассказывал им разные события минувшего времени, говорил о небе, о Боге Всемогущем, о Сыне Божьем, давшем распять Себя на кресте за грехи человечества, о том, как Он умер и затем воскрес и вознесся на небо, где царствует над нами, любит послушных, скромных, добрых и благочестивых детей, видит все деяния людей и награждает их за добрые дела, посылая им здоровье, счастье, богатство и разные жизненные утехи. Часто он рассказывал также длинные жизнеописания о святых мучениках и мученицах, которых пекли, жарили, бросали диким зверям на растерзание, вырывали языки, выкалывали глаза, выматывали внутренности за их веру в Бога истинного, заставляя их отречься от Него; но они предпочитали смерть, чем отречение от Бога и веры. Говорил также о солнце, месяце, звездах и разных других вещах, неизвестных детям, которые внимательно слушали седого старика и с благоволением смотрели на него, забывая обо всем.
В то время было еще мало христиан. Большинство людей не хотели верить во единого Бога Творца, Вседержителя неба и земли: они были идолопоклонниками и кланялись деревянным или каменным идолам, словно веря в их всемогущество, а потому порицали всех христиан и гнали их, если они поселялись близ языческих деревень или вообще жилищ.
Языческое время было печальной эпохой в истории. Все края были беспрерывно опустошаемы набегами диких кочующих народов, которые всюду оставляли за собой тлеющие деревни, села и города и уничтожали все на своем пути.
Именно на замок родителей Фиалки уже несколько раз покушались напасть, но благодаря сильному вооружению враги были всегда отражаемы с уроном. В этот год вельможа тоже прослышал о готовящемся на него нападении, а потому начал принимать соответствующие меры и приготовляться к обороне. К сожалению его крепостные были обозлены на него за его притеснения и неохотно слушались его приказаний. Тем не менее все было готово, чтобы достойным образом встретить врага. Но пока его еще как будто не было видно, и жизнь в замке шла своей колеей, так что в замке начали забывать о неприятеле.
Однажды, весенним вечером, ребятишки, по обыкновению благодаря наставшему теплу побежали в лес к своему приятелю.
В этот вечер пустынник разговаривал с ними очень долго и сердечно, на его глазах были слезы, и он благословлял своих маленьких друзей и прощался с ними. Дети, взявшись за руки, поспешили домой в надежде, что старик обманывается в своем предчувствии, будто он видит их в последний раз, и что они завтра опять увидят его таким же здоровым и бодрым, каким видели и сегодня. Но еще будучи в лесу, они слышали какой-то неясный шум, крик и топот лошадиных копыт, а на небе как будто вдали занималась не то вечерняя заря, не то зарево, не то всходила луна.
Наконец дети вышли из лесу и остановились, как вкопанные: родное гнздышко Фиалки пылало в огне, а вокруг горевшего замка сновали целые тучи конных и пеших варваров. Испуганные дети не знали, что делать и где искать спасения: однако они решили вернуться к старику-пустыннику и просить его защиты. Но пока они дошли до опушки, стояли там пораженные, советовались и вернулись к хижине, и здесь им представился ужасный вид: старик, еще живой час тому назад, лежал на земле с раздробленным черепом, а его мазанка была окружена ватагой татар, которые подожгли избушку.
Дети, еще больше испуганные, остановились под развесистым деревом, столпившись в кучку. Один из татар, увидев их, бросился к ним с саблей в руке.
Но Фиалка не потеряла присутствия духа и, став впереди детей, растопырила ручки и платьице, чтобы защитить собой бедных деток. В то же время в ее прелестной головке мелькнула мысль, и она громко воскликнула:
— Господи, Иисусе Христе! Спаси нас и помилуй!
В тот же момент, прежде чем татары успели до них добежать, густой туман опустился на землю и закрыл собою детей и дерево. Татары остановились, удивляясь тому чуду, что дети вдруг исчезли неизвестно куда, а на том месте, где стояла Фиалка, оказался только зеленый нежный кустик, из-под листьев которого выглядывал пучок прелестных фиалок, смотревших на свет Божий.
С того времени фиалки растут во всех садах, парках и лесах. Хотя они очень скромны и прячутся под листки, однако же их все любят и очень радуются, если находят их где бы то ни было.
(Издание: Польские сказки, Тула, Издательство «Пересвет», Нижний Новгород, «Русский купец», 1992)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев