КРОВОСМЕШЕНИЕ
(Из издания: Е.Ю. Додолев. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ: Русский вариант». М.: ТОО «НВ», 1993. Стр.4—34)
Эти заметки я решил набросать после того, как прочитал милицейский протокол. Коммерческий директор одного из московских МП (мал. предпр.), угрожая пистолетом, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1992 года изнасиловал 13-летнюю дочь. Выяснилось, что такие сволочизмы, увы, не редкость. Более того, по мнению некоторых экспертов едва ли не каждая десятая девочка подвергается той или иной агрессии со стороны родственников. СВОИХ родственников.
В том же году другой «коммерсант» уговорил жену, чтобы та привела ему падчерицу. И с вечера до позднего утра эта тварь насиловала обеих: мать и дочь. На глазах друг у друга. Вскоре девочка покончила счеты с жизнью, выкинувшись из окна. Судмедэкспертиза засвидетельствовала: у погибшей «многочисленные разрывы тканей». Не связанные с роковым прыжком.
Впрочем, отнюдь не всегда речь идет об изнасилованиях. Отнюдь.
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ А.СОСНОВСКОГО:
«ИНЦЕСТ (кровосмешение) — половые связи между кровными родственниками по восходящей или нисходящей линии. И. известен в истории как одна из форм эндогамии, а также как сексуальная перверсия. И. является моральным табу во всем цивилизованном мире, однако, отдельные современные народности, оставшиеся на первобытном уровне развития (например, аборигены Австралии), не только не карают И., но даже приветствуют его: считается, что связь с матерью обеспечивает богатство, придает мужество воину и т.д.
В «Ригведе» неоднократно упоминается любовная связь брата с сестрой и отца с дочерью.
У арунта — английских аборигенов — девушка перед вступлением в брак подвергается обрядовой дефлорации, а затем к ней получают доступ дед с материнской стороны, сын сестры отца и мужья сестер. У фиджийцев после обряда обрезания, совершаемого над мальчиками, достигшими совершеннолетия, следует долгожданный праздник, полный неописуемого разгула. Все родственные связи перестают действовать, даже родные братья и сестры могут оказаться сексуальными партнерами. Мужчины и женщины одеваются в фантастические одежды, до изнеможения танцуют на деревенской площади и предаются беспорядочному разврату. Шумное празднество продолжается несколько дней, после чего вновь восстанавливаются все повседневные обычаи. В их числе, между прочим, есть запрещение братьям и сестрам даже разговаривать друг с другом.
У аборигенов Австралии часто практикуется, "что старшие братья предоставляют своих жен для сожительства младшим, еще не женатым, но взамен этого получают в свою очередь право впоследствии, когда младшие братья женятся, иметь половые сношения с их женами". И это не считается изменой, которая во всех других случаях карается даже смертью.
Нередко в Тибете и на Цейлоне несколько братьев состоят в браке с одной и той же женщиной. "Они живут в полном согласии; дети обращаются к различным мужьям своей матери, называя их старшим или младшим отцом, и если один из супругов увидит обувь своего брата перед брачным покоем, он уже знает, что не должен вступать туда". Цезарь писал о подобных групповых браках у британцев, когда несколько родственников были общими мужьями одной женщины.
Книга Бытия полна упоминаний о кровосмесительных обрядах левирата (обычай, распространенный в эпоху родового строя, по которому вдова обязана или имеет право выйти замуж за брата своего умершего мужа), насилиях и супружеских изменах. Агарь стала наложницей Авраама, уже женатого на своей сестре по отцу Сарре. Сарра приглянулась фараону, но "и Аврааму хорошо было ради нее: и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды" (XII:16). Дочери Лота напоили отца пьяным и по очереди разделили с ним ложе. Лия и Рахиль отправили своих служанок в постель к собственному мужу Иакову. Сихем, сын Еммора, изнасиловал Дину, Рувим переспал с наложницей отца Валлой, Фамарь — со своим тестем Иудой и т.д. На дне рождения царя Ирода красавица Саломея исполнила перед гостями сладострастный танец. Очарованный царь пообещал выполнить все, чтобы она ни пожелала. По наущению своей матери Иродиады, которая одновременно являлась сестрой и женой Ирода, Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя... Сам Господь, возмущенный распространением разврата, гневно обличал дочерей иерусалимских: "Ты построила себе блудилища и наделала себе возвышений на всякой площади; при начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскладывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножала блудодеяния твои" (Книга пророка Иезекииля, XVI:24—25).»
***
Табу на инцест — первый и основной запрет человечества, и древними понимался значительно шире, чем современным человеком. Помимо запрета на непосредственную кровосмесительную связь (не только с кровными, в нашем понимании, родственниками, но значительно более широким кругом лиц), каравшуюся смертной казнью, существовали еще и жесткие табу на контакты с близкими родственниками. Типа запрещения находиться под одной крышей после наступления половой зрелости матери с сыном, брата с сестрой, отца с дочерью и т.д.
В процессе своего развития (во времени) человек пытался объяснить себе суть этих насильственных ограничений. Ведь в животном мире никакого насилия в этом вопросе нет; инстинкт полностью регулирует половое поведение, и в результате кровосмешения животный мир не вымер.
Что же касается человека, он жестоко карался за нарушение табу, касающихся близкой родни. Так как наука не придумала этому запрету никаких других объяснений (кроме отчасти дефектного потомства), понятие инцеста стало со временем сужаться. Христианская религия, помимо прямых кровных родственников, запрещала браки двоюродных братьев и сестер. А современное гражданское право ограничивается только прямыми родственниками.
Но ведь не исключается вариант, что суть запрета на инцест и связанные с ним табу на родственников надо искать вовсе не в сфере биологической, а духовной, возможно, эти ограничения носят глубинно психологический характер...
***
Допускаю, что для многих это прозвучит неприлично, цинично и возмутительно. Но... Но ведь это правда, черт возьми! Многие дети сами провоцируют кровосмешение, пусть и не подозревая этого.
Не говоря уже о том, что весьма значительная часть тех, кто подвергается сексуальным атакам родных, считают баловство такого сорта всего лишь проявлением трогательной заботы, непонятным до конца проявлением особенной ласки. Некоторые мальчики и девочки воспринимают пересыпы со своими родителями именно таким образом. Даже не получая при этом эротического удовольствия.
Видимо, именно поэтому многие заокеанские эксперты пропагандируют легализацию инцеста. Во всяком случае они против юридического преследования. Мол, обнародование таких фактов травмирует ребенка значительно больше, нежели сами сексуальные упражнения с домочадцами. И если сестра спит с братом, то и пусть себе предаются постельным приятностям без лишнего скандала. Недаром на последнем Московском кинофестивале особенно отмечена была швейцарская лента об инцестуозных играх между братом-солдатом и сестрой-убийцей, которая уничтожала ядовитым поцелуем одного мужчину за другим. Уж лучше бы им никто не мешал...
Впрочем, речь не только о них. Но и о тех детишках, которые, подобно набоковской Лолите, сами наезжают (вполне осознанно) на взрослых. Единокровных взрослых. Начиная едва ли не с трехлетнего возраста, они рисуют более чем откровенные картиночки. Сочиняют по-своему скабрезные присказки. Брякают порой настолько оглушительные фразы, что заставляют больших дядь и теть краснеть. И — задумываться.
Кстати, добрейший Зигмунд Фрейд смело утверждал, что в основе традиционного детского желания методично дергать за хвост кошек и любознательно отрывать крылышки у мух — похоть. Просто детишки-де не могут реализоваться по-настоящему. И оттого занимаются пока лишь садистическими играми.
Но некоторые... Некоторые не ждут грядущей половозрелости. Когда ребенок совершенно намеренно не поддается увещеваниям взрослых, то он (сам, быть может, и не понимая) просто-напросто напрашивается. Ему хочется, чтобы его хорошенько отшлепали. Ведь попа — это очень даже эрогенная зона. Истязание ремнем (да, да!) многим малолеткам доставляет сладостное наслаждение. Невзирая на горькие слезы и сопли по всему личику. Мазохизм — вот имя этим приятностям. Приятностям безупречного как напильник детства.
Более того, требование детей, чтобы их покатали на коленях — это тоже бесспорный эротический деманд. Я уже не говорю о том, как это выглядит. Речь лишь об ощущениях крохотного существа. Которое потом выбирает (неосознанно, конечно) первым спутником жизни именно того, кто напоминает первый же сексуальный объект: катавшего. Приговаривавшего: «Ехали, ехали, оп!» Приехали. Меняйте штанишки, пожалуйста.
***
ИЗ ОЧЕРКА А.СОСНОВСКОГО «ЛУКРЕЦИА БОРДЖИА»:
«Уже с XII века святые отцы принялись торговать отпущением грехов, пресловутыми индульгенциями, которые предусматривали расценки на совершение любого поступка и даже преступления. Подделка документов стоила 7 гроссов; продажа должности — 8 гроссов; нарушение тайны исповеди — 7 гроссов; кровосмешение — 5 гроссов; изнасилование — 6, причем изнасиловать женщину или девушку, возвращающуюся из церкви, стоило дороже, потому что она считалась в этот момент безгрешной и особо вожделенной для дьявола.
К папскому престолу подбирался коварный и жестокий кардинал Родриго Борджиа, которому предстояло затмить всех своих предшественников. Он был избран папой в ночь с 11 на 12 августа 1492 г., принял имя Александра VI. Среди многочисленных привязанностей Александра особое место занимала Джиованна Ваноцца де Катани. Злые языки утверждали, что Ваноцца сменила в постели папы собственную мать, когда та состарилась и утратила привлекательность.
Самой главной пассией Александра всегда оставалась дочь Лукреция. Невинное дитя воспитывалось в обстановке напряженной эротики, двусмысленных ситуаций и рискованных шуток. Понятно, что атмосфера порока наложила на впечатлительную натуру неизгладимый отпечаток. Златокудрая девочка с огромными серо-голубыми глазами с юных лет внушала окружающим самые пылкие грезы. Она очень тонко чувствовала прекрасное, свободно говорила по-итальянски, по-испански, по-французски, читала на латыни, изучала греческий. Людская молва сделала Лукрецию сладострастным чудовищем, обвинила в кровосмешении и распутстве, приписала множество кровавых драм.
Слухи подогревались еще и тем обстоятельством, что в июне 1497 г. Лукреция по непонятной причине была подвергнута опале и содержалась в монастыре. Как явствует из донесений посланников, в марте 1498 г. она тайно разрешилась от бремени. Спустя некоторое время при дворце появился некий мальчик по имени Джиованни (Хуан). В булле от 1 сентября 1501 г. отцом Джиованни был назван Чезаре Борджиа. В другой булле, датированной тем же числом, Александр VI признавал мальчика собственным сыном, но вместе с тем оставлял в силе и предыдущее постановление. Таинственный ребенок был осыпан поистине княжескими милостями: он получил герцогство Непи с Палестриной, Фраскатти, Олевано, Палиано и Антиком. Кроме того, папа подарил лично ему древний город Камерино в Умбрии. Этот мальчик постоянно находился при Лукреции, которая называла его своим братом. Вся эта запутанная история отнюдь не способствовала поднятию морального авторитета семейства Борджиа, а упорные слухи о кровосмешении получили косвенное подтверждение.
В дневнике И.Бурхарда от 31 октября 1501 г. имеется такая запись: "Вечером происходил пир в папском дворце. В нем приняли участие пятьдесят почтенных блудниц, обычно называемых куртизанками. После пиршества они плясали в своем одеянии, а затем нагие. После обеда свечи в серебряных подсвечниках со стола были поставлены на пол, между ними были разбросаны каштаны, и блудницы, нагие, на руках и ногах, переступая подсвечники, подбирали каштаны. Папа, герцог, его сестра донна Лукреция присутствовали при сем и наблюдали сие. Наконец были выложены подарки, шелковые плащи, обувь, береты и другие вещи, которые обещаны были тем, кто более других познает плотски названных блудниц. Затем присутствовавшие при сем в качестве судей раздали подарки победителям".
Следующая запись гласит: "В четверг, 11 ноября, некий крестьянин прошел через ворота Виридарские, ведя за собою двух кобылиц, нагруженных дровами. Когда он вошел на площадь Святого Петра, к нему подбежали конюхи папы, обрезали сбрую, сбросили дрова и привели кобылиц на небольшой двор, находившийся во дворце возле ворот. Там они выпустили без поводьев четырех дворцовых жеребцов, которые, кусаясь, лягаясь и издавая неистовое ржание, подбежали к кобылицам и, искусав и ранив их, покрыли их. Папа из своей комнаты, расположенной над воротами дворца, и донна Лукреция созерцали сие, смеялись и были весьма довольны сим зрелищем."
Лукреция Борджиа навеки осталась в памяти великой грешницей. Когда в 1519 г. она покинула этот мир, поэт Якопо Саннадзаро сочинил язвительную эпитафию: "Здесь покоится Лукреция по имени, в действительности Таис, дочь, жена и невестка Александра".»
***
Что представляют собой инцестуозные влечения человека? Это желание быть ближе с тем, от кого исходит забота (какая-нибудь), уход, пропитание.
«Быть ближе» понимается в смысле первородных влечений живого человеческого существа к обладанию. Кто сможет быть ближе, чем родитель, тебя породивший? И ребенок, про которого ты знаешь, что это твоя плоть и уже обладаешь им (в смысле полного знания о нем)?
Вот тут-то и возникает одно соображение.
Родителей и детей мы не выбираем. В будущем это могут оказаться совершенно чуждые друг другу люди. Абсолютно не годящиеся в личностном отношении для совместного проживания на единой жилплощади. Однако кинутые Богом (или судьбой) друг другу в объятия. Не в сексуальном плане, конечно.
Но ведь истинная свобода человека заключается в осознании себя «кусочком вечности», единственным и неповторимым существом. Которое должно пройти свой собственный путь в космическом холоде времени, совершая каждую секунду сознательного существования свой свободный выбор. Выбор следующего шага.
А основополагающим выбором является, безусловно, избрание человека, с которым будешь жить, который дополнит тебя (пусть на данный момент, а не на всю жизнь) до состояния морального комфорта.
Таким образом, чтобы стать свободным и независимым, надо для начала разорвать «кровные узы». Если взглянуть на инцест-табу как на первый шаг к свободе, то многое другое становится понятнее.
Например, тот факт, что в некоторых древних племенах дефлорацию девушки (перед свадьбой) производит ее отец, означает, оказывается, прощание (в сексуальном смысле) с отцом. Ибо научные исследования (вопреки религиозной традиции) показали: женщина неизбежно (на уровне подкорки) испытывает враждебное чувство к человеку, который первым с ней «это» сделал. И такая ненависть, например, к мужу сильно помешает в семейной жизни.
Запрет на тещу также может иметь такую трактовку: мать жены (которую в простонародье до сих пор, как и мать мужа, зовут «мама») является для мужа образом собственной матери, идеей материнского авторитета и оживляет (ибо теща напоминает и привлекательную жену) Эдипово влечение[1] мальчика к матери. Поэтому теща и должна быть табу. Такого рода примеров очень много.
Словом, табу на инцест может трактоваться как первый шаг к личной свободе. Ведь древние люди, каравшие смертью за инцест, понятия не имели о дефектном потомстве.
***
ИЗ ЖУРНАЛА «ШПИГЕЛЬ» (ФРГ):
«Хотя его рост достигал 190 сантиметров и этот парень отличался крепким телосложением, его не покидало ощущение собственной слабости и никчемности. К тому же у пациента отмечались непреодолимые сложности в отношении с женщинами.
После многочисленных интенсивных бесед в Гамбургском центре семейных проблем молодой человек со стыдом и через силу поведал страшную тайну своего детства: в возрасте 11—12 лет он был совращен собственной матерью.
Воспоминания об этом наполняли юношу противоречивыми чувствами. С одной стороны, он вспоминал моменты близости, одарявшие его счастьем и гордостью, с другой — его всегда сопровождало полное стыда опасение, что он, как маленький ребенок, окажется не в состоянии соответствовать требованиям возлюбленной мамы.
Инцест между мамой и сыном является одним из последних сексуальных табу, еще более усердно замалчиваемым, чем насилие отцов в отношении дочерей.
Представление о том, что женщина может использовать свое положение для сексуального насилия над своими детьми, еще и сегодня активно отрицается на основе широко распространенного клише, подразумевающего, что мать готова на любые жертвы ради своего ребенка и, соответственно, лишена по отношению к нему эротических чувств.
"Представлять мать в виде сексуальной преступницы по отношению к собственным детям считается сегодня чудовищным", — отмечает Зигрид Рихтер-Унгер, руководительница объединения "В центре — ребенок" Берлинского бюро помощи подвергшимся сексуальному насилию детям и их родным.
Во время одного из обсуждений в центре девятилетний ребенок пожаловался, что мама хочет иметь его "только для себя". Ему запрещено приводить домой друзей, кататься со школьными приятелями на велосипеде, заниматься спортом в секции.
На след преступления позволяет выйти распространившаяся прежде всего в США так называемая терапия рисования. Согласно последним исследованиям американских ученых, подвергающиеся сексуальному насилию дети очень часто рисуют насильника в виде зеленого дракона или великана. Возможны, впрочем, и более откровенные рисунки. Например, один девятилетний пациент, изображая свою семью, нарисовал взрослую женщину, которая целует пенис маленького мальчика, и подписал рисунок "Мама и я".
В результате многолетних наблюдений за семьями, в которых взрослые подвержены различным неврозам, гамбургский психиатр Шарлотта Кеттген пришла к неожиданному для нее открытию: многие из пациентов-мужчин признали, что в детстве имели интимные отношения с матерью.
Правда, матери отказывались — за редкими исключениями — даже говорить на эту тему. Но для психиатра откровения их сыновей выглядели "абсолютно заслуживающими доверия".
"Число подобных случаев растет", — утверждает Юлиус Нибергаль, семейный терапевт Немецкого союза защиты детей. Данные этого союза за 1990 год свидетельствуют, что 25 процентов преступлений инцеста во Франкфурте-на-Майне совершены матерями или мачехами. Двумя годами ранее их было только 6,5 процента.
Исследования в Англии дают схожие результаты.
Авторы американского исследования "Предательство невинности" Сюзанна Форвард и Крейг Буг выделяют в процессе инцеста между матерью и сыном три фазы.
В первой фазе, которая собственно еще не является инцестом, мама и ее подрастающий сын спят в одной кровати, сообща одеваются и раздеваются, вместе принимают душ и ванну. И хотя еще нет прямого сексуального контакта, одна лишь чрезмерная и постоянная близость "столь же травматична для жертв, как и сами инцестные половые сношения".
Частые случайные телесные контакты и постоянное наблюдение обнаженной матери — считают авторы — неизбежно пробуждают у сыновей эротические мечты и стремление к обладанию мамой. В итоге возникает примерно такая же по силе чрезмерная привязанность к матери, как и при непосредственных половых сношениях с ней.
Как исключительно сексуальную описывают авторы вторую фазу, где мама различными способами ласкает пенис сына, но не позволяет ничего более. И третья фаза — это интенсивные эротические отношения, как у взрослых партнеров.
Представление о том, что подобные отношения безобидны или, по меньшей мере, безобиднее, чем инцест отца с дочерью, основываются на том, что мужчины чаще прибегают к насилию, и при вынужденном сношении нередко возникают физические травмы, в то время как совращение сыновей матерями выглядит со стороны как просто чрезмерная нежность.
В "меньшей агрессивности женской сексуальной практики" психиатры видят причину того, что сексуальные преступления матерей легко уходят от контроля. Не все женщины-матери сегодня в состоянии четко провести грань, где кончается материнская нежность и начинается преступление.
Часто именно сексуальное любопытство скрывается за слишком заботливым уходом за ребенком, когда, например, при пеленании новорожденного мама, играя, ласкает его пенис или когда матери прикладывают к груди своих 4—6-летних детей, явно удовлетворяя скорее свои, чем детские потребности.
Как возможный переходной этап к инцесту психиатры оценили практику одной из матерей, которая купала своего 12-летнего сына, при этом намыливая его собственноручно с головы до ног. Подросток, которому этот ритуал, с одной стороны, нравился, а с другой — вызывал время от времени раздражение, поделился этой проблемой с врачом, ища помощи.
Именно привычность повседневного ухода и нежность, которые сопровождают материнский инцест, делают для подростка крайне тяжелым противостояние сексуальным посягательствам. Кроме того, любовно раскрытые руки матерей часто являются ответом на многие эротические фантазии сыновей, несут с собой осуществление их подсознательных желаний.
"Она была необыкновенно нежна, я нашел ЭТО прекрасным", — признался 16-летний берлинец после первого интимного контакта с матерью. Совет оставить эти контакты после первого же случая он решительно отклонил: "Я хотел бы чаще спать с ней, так как не знаю, смогу ли я пережить то же самое с другими женщинами".»
***
Цитирую текст исследования Академии МВД:
«Это может длиться годами. Возможно многолетнее сожительство, скажем, между отцом и дочерью, отцом и падчерицей, между сожителем и дочерью сожительницы.
Речь идет в основном о добровольных сексуальных контактах. А когда мы говорим о сексуальных насилиях в семье, это несколько иное. Это не добровольный сексуальный контакт.
Есть статьи: вынуждение женщины на вступление в половую связь (ст.118 УК РСФСР), половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости (ст.119 УК РСФСР) и плюс развратные действия в отношении несовершеннолетних. Именно эти составы и запрещают инцест, не называя его. Здесь разновидность уже сексуального поведения, которое осуществляется в отношении лиц того или иного пола. Это у нас. А в США... там полсотни штатов, и все они имеют уголовно-правовой запрет этого деяния. И Библия запрещает инцест. Вплоть до седьмого колена.
Ученые, занимающиеся сексуальным образованием в США, предсказывают, что законы, карающие инцест, будут несомненно в будущем отменены. Они предполагают, что жертвам инцеста обычно не причиняется вреда.
Есть две причины, по которым было "криминализировано" это явление: насаждение безнравственности и рождение ущербного, психически нездорового потомства.
В данном случае американские специалисты говорят, что жертвам вреда обычно не причиняется. Хотя в США есть уголовная ответственность за супружескую неверность, чего можно было бы ожидать, допустим, от уголовного законодательства дореволюционной России.
Там, где речь идет о добровольных сексуальных контактах, это то, что американцы называют преступлениями без жертв. Что же касается несовершеннолетних и малолетних (обоего пола) — это жертвы.»
***
Итак, предки наши не подозревали, что от кровосмешения родятся дебилы. Но в отличие от представителей животного мира испытывали сильное эротическое влечение к табулированным мифам. Исследователей примитивных племен особенно поражал тот факт, что табу на инцест кажется чем-то навязанным извне, раз и навсегда насильственно установленным запретом, настолько дикий человек не понимает его смысла.
Единственное объяснение, которое с развитием науки нашли этому факту, было именно «дефективное потомство». Поэтому запрет на инцест был с течением времени ослаблен до ограничения браков между единокровными родственниками. А наказание средуцировано со смертной казни до штрафа 500 долларов (в США).
Но если считать инцест-запрет шагом к личной свободе, то получается, что человечество в этом вопросе шагает назад! А если взять, к примеру, нашу страну, то просто семимильными шагами.
Во-первых, потому, что мы еще и фактически не имеем возможности оторваться от близких родственников! Дети вынуждены по чисто материальным причинам жить с родителями. И даже тогда, когда у них самих уже рождаются дети. Внуки живут (не в эротическом смысле) с бабушками, терпеливо ожидая, пока те освободят им жилплощадь.
Никуда не денешься от родни, которую, как уже было отмечено, мы не выбираем. Родители не имеют возможности отселить детей, что приводит к чудовищной пожизненной зависимости и развитию амбивалентного чувства к кровным родственникам.
Статистика говорит, что подавляющее количество насильственных актов и кровавых убийств приходится на близких родственников, с которыми просто нет возможности расстаться иначе. Тот факт, что люди слишком долго живут вместе, уже так связывает их, что, даже разъехавшись, они не могут отделаться от вязкой родительской зависимости, которая выливается в садомазохистские контакты. Это все во-первых.
А во-вторых, если взглянуть на эту ситуацию в масштабах страны, то картина открывается и вовсе забавная. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ ЕСТЬ УЗАКОНЕННЫЙ ИНЦЕСТ.
Добрый папа (или — по Оруэллу — Старший Брат) вынуждает к насильственному сожительству миллионы людей. Не давая им, допустим, уехать в другую страну и начать новую жизнь. Заодно вынуждая целовать руку и публично благодарить могучего опекуна. Который обеспечил нас всем необходимым.
Наш СССР (и то, что от него осталось) — это огромная коммуналка. В которой мы все близкие родственники. Слишком долго прожили вместе. Поэтому никак не можем нормально, без удара топором по голове расстаться.
Мы слишком завязли в своих родственных взаимных претензиях и бесконечных выяснениях отношений, будь это Карабах, Приднестровье, Средняя Азия или Эстония.
На самом деле мы ужасно боимся свободы, когда все будет зависеть от нас. И никто уже никому ничего не будет должен.
Видимо, именно в инцестуозных отношениях населения с режимом заключается и заключалась беда русской интеллигенции. Которая, эмигрируя, не находила покоя и чахла.
Феномен непонятный, но гениально описанный Пастернаком в «Докторе Живаго». Герой романа инцестуозно привязан к своей родине-маме, от которой так и не может оторваться. Все понимает, но не может. И ради этой «мамочки» жертвует собственной семьей. (Тут уместно вспомнить о лозунгах типа «Родина-мать зовет!» и этимологии слов «отечество» и «родина»).
Созвучный тезис был проработан на страницах популярного еженедельника вскоре после того, как вышеприведенный текст я опубликовал в «МК».
Цитирую:
«Три различных типа женщины: 1) язычница, Афродита, порождающая беспорядок, живущая ради любви и красоты; 2) садистка; 3) ОРАЛЬНАЯ МАТЬ, признаками которой являются отклонения половой любви и чувственности, ледяной холод, северный порядок, гнев, суровость, жестокость идеала. Отсюда излюбленные выражения Мазоха: "мраморное лето", "каменная женщина", "ледяная Венера". Оральная мать — это и есть мазохистская мечта, идеал холодности, заботливости и смерти.
Очевидно, можно не продолжать: не узнать в "оральной матери" классическую советскую Родину-мать, зримо выраженную в известных каменных изваяниях, которая вечно зовет на смерть и страдания во имя себя, а потом украшает собою кладбища, — не узнать ее просто невозможно. И тут не просто совпадение, а сущностная связь, предельно точное описание государственности, которая оставлена нам в наследство развалившейся Империей.
Одна из главных забот мазохиста — избавиться от Отца. Крушение образа Сталина как культурного образования от Отца избавило. В результате образ оральной матери, наделенной карающим жестом Отца, стал весомее и заметнее, с новой силой санкционировав жертву, насилие "во имя" и смерть (ср. с монументальным символом "Нина Андреева"). Все это важнейшие компоненты современной культуры.
Вещь становится фетишем. "Поле чудес", проделывающее над постсоветскими людьми удивительные по беспощадности эксперименты, показало, что "Шоп" — те же классические "мех" и "хлыст" Венеры, богини беспощадной красоты, то есть власть, богатство и агрессия, внушающие вожделение: каблук, который никогда не прекращает давить на свою жертву — телезрителя, униженного каталогом недоступного ему богатства.»
...Таким образом (возвращаясь к Пастернаку), получается, что мы все инцестуозно совращенные дети. Которым только предстоит сделать внутри себя первый шаг к свободе. Которым надо оживить в памяти первое и основное табу. Табу на инцест. Которое мы нарушим. Которое, которое, которое... трудно победимо.
Тупой современный человек, верящий в науку и живущий в результате по принципу «Все вздор, чего не знает Митрофанушка», шагает в своем духовном развитии не вперед, а, напомню, назад. Поэтому нам следовало бы вспомнить три основных запрета. Которые, как показывает практика, мы так и не интериоризировали: запрет на кровожадность, каннибализм и — первое и основное! — на инцест.
Люди по-прежнему с удовольствием убивают себе подобных, поедают их и безмятежно совокупляются с: родителями, детьми, братьями-сестрами.
***
Инцест имеет основательные, как советский железобетон, корни. Один из центральных и самых крутых персонажей почти всех канонических мифологий Адонис (известный кое-где и под другими именами) методично спал со своей матерью. Причем на кровосмешение он пошел вполне осознанно.
Тем же самым, как уже отмечено выше, грешил и самый скандально известный из римских императоров Нерон.
Самый именитый из египетских божеств Осирис женат был на родной сестре. Вообще богам Древнего Египта такого рода связи не возбранялись. Кстати, фараонские династии практиковали инцест вплоть до половухи с бабушками и дедушками.
Самый талантливый фаворит Екатерины II князь Потемкин-Таврический спал с тремя(!) своими племянницами (Варенькой, Наденькой и Сашенькой Энгельгард).
А самый мудрый из екатерининских министров Панин был инцестуозным родителем княгини Екатерины Дашковой, руководившей заговором против царя Петра Федоровича.
Свечку, конечно, никто не держал, но есть свидетельства того, что самый удачливый полководец Наполеон Бонапарт употреблял свою падчерицу Гортензию не как любящий родитель, а как уверенный в себе любовник. И именно поэтому прочил ее первенцу роль императорского наследника.
Отец самого грандиозного злодея в истории человечества Гитлера по документам, недавно опубликованным (книга «Коричневые вожди»), тоже был зачат в кровосмесительной связи.
Самый знаменитый комик Чарли Чаплин подозревался властями одного из штатов в сексуальных забавах со своей дочерью.
Впрочем, мировой кинематограф знал и более впечатляющие образцы кровосмешения. Сексзвезда всех времен и народов, сравнимая разве только с нынешней обитательницей Беверли-Хиллз Натальей Негодой, — самая легендарная Мэрилин Монро лишилась девственности очень рано. Ее первым мужчиной стал отец.
***
Это — не об оставленном в прошлом году мексиканском сериале. Нет, данный текст — на тему инцеста (кровосмешения).
... Прежде чем судить «страсти по Марианне», следует для начала определиться, с чем, собственно, мы имеем дело. С художественным произведением? Кинофильмом? Телеспектаклем? Или каким-то совсем другим явлением, которое и оцениваться должно с иных позиций? То, что этот сериал стал заметным событием нашей общественной жизни, — сомнению не подлежит.
Возможны, я думаю, два подхода в оценке данного произведения.
Можно считать, что это из рук вон плохой и дешевый телеспектакль, который народ свирепо полюбил по причине безграничной тупости, безграмотности и отсутствия вкуса. Именно этот вариант браво избирается нашими утомленными псевдоинтеллектуалами и боевитыми интеллигентами в первом поколении. Они страстно брызгают слюной, энергично пишут ядовитые критические статьи. А на деле тащатся от ощущения собственной избранности. «Им, дуракам, — нравится, а мне, умному, — нет». Это вообще типичный ход неразвитого мозга: если не видишь сути, приятно считать, что ее нет.
Предлагаю другой вариант подхода. «Богатые», по-моему, гениальная придумка! Если явление становится массово-популярным (а значит, психотерапевтирует миллионы людей), стало быть, в нем что-то есть. Оно уже не может быть судимо горсткой эрудированных знатоков.
Замечу, истинные знатоки всегда терпимы к популярным явлениям. Ни один серьезный критик не станет яростно обрушиваться на ладно сработанные детективы Юлиана Семенова. Хорошие врачи понимают, что страна полна истерических больных, которых вполне успешно лечат кашпировские всех мастей. А грамотные музыканты никогда не злобствовали по поводу успеха «Ласкового мая». Популярное явление подлежит внимательному изучению, ибо то, что прошло естественный отбор огромной массы людей, должно иметь ячейку (пусть слабовыраженную) в сознании каждого из нас.
Какое это имеет отношение к инцесту?
Если внимательно присмотреться к сюжету сериала, сразу бросается в глаза, что в его основу положен Эдипов треугольник. Факт, который безусловно развеселил бы старика Фрейда, доживи он до наших дней. История Марианны — это повесть инцестуозной любви.
И здесь уместно вспомнить, что самый первый (и самый жестко соблюдаемый) запрет человечества — это запрет на инцест. Наш древний предок еще с удовольствием кушал мясо ближнего, не считая это зазорным, но уже платил жизнью за кровосмешение. Запрет на инцест — первое табу, которое узнал человек. И первый запрет, который был интериоризирован, т.е. навсегда ушел из области сознательного. Именно Эдипов треугольник, по мнению венского доктора, лежит в основе мировосприятия человека.
Итак, фундамент перипетий первой части сериала составляет враждебное отношение Альберто-старшего к Луису-Альберто. Отец считает сына значительно хуже, чем тот есть на самом деле. Не верит ни одному его слову. Запрещает жене помогать ему. Чем портит сыну жизнь на долгие годы, вынудив его жениться на нелюбимой девушке.
Марианну же тем временем он производит в дочки. Крайне с ней нежен. И всячески подчеркивает, как его плохой сын недостоин такой хорошей девушки. Которую сам же постоянно хочет видеть подле себя!
Нюанс (к вопросу об антагонизме однополых в семье): враждебное отношение мачехи к Марианне, которую отец так любил, что ни гроша не оставил жене. Второй нюанс: Эстер гневно отказывается от своей матери Рамоны, которая холила и лелеяла ее с большей нежностью, чем заядлый онанист обхаживает свою любимую игрушку.
В тот момент, когда, наконец, благополучно разрешается конфликт Луиса-Альберто с отцом, тот незаметно уходит со сцены, отправившись в круиз по Европе на всю оставшуюся жизнь, уступив место внуку.
Итак, герой второй части сериала — пропавший сын Марианны. Тот факт, что Марианна потеряла сына, абсолютно не трогает Луиса-Альберто, который вопреки рекомендациям доктора приносит из приюта девочку(!?).
Нюанс: Луис-Альберто активно враждебен к своему сыну, при каждой встрече он проявляет к нему живейшую неприязнь. Вплоть до того, что пытается засадить его в тюрьму, несмотря на протесты и слезы Марианны. Она же узнает его каждый раз, случайно встретив в толпе, равно как и он ее. Когда сердце-вещун подсказывает Марианне, что перед ней ее сын, отец либо индифферентен (сцена в магазине), либо агрессивен без всякой причины (сцена у входа в театр), либо воспринимает его как отпетого негодяя (сцена ограбления).
Что происходит дальше? Марианна безутешна, ищет сына, ни о чем другом не может думать. С приемной дочерью отношения складываются напряженные. Марисабель несправедлива к Марианне, подозревает ее в измене. Зато... очень любит отца. Она тянется к настоящей матери, но до поры до времени. Пока не узнает правду.
Кстати, тема утраченных и обретенных детей характерна не только для мифов, но и для популярных сказок, где полно принцев, воспитанных приемными родителями. Так что и эта конструкция до боли знакома. А кончается фильм, конечно же, свадьбой Бетой и Марисабель. Которые, замечу, в каком-то смысле брат и сестра. В определенной степени: кровосмешение.
Могучей силой «Марианны» является предельная простота подачи. Здесь уместно вспомнить, что дети больше всего любят (примитивные с точки зрения взрослых) древние сказки, изложенные без лишних литературных наворотов. Они безумно раздражаются, когда взрослые пытаются разукрасить сказку новыми подробностями. (Оттого «Богатых» во всем смотрят дети и женщины, в основном).
«Богатые» по сути — древнейший миф. Возникший на месте древнейшего запрета. И изложенный в беспредельно доходчивой форме. Словарь фильма не богаче, чем у Эллочки-людоедки. Диалоги повторяются один к одному, ключевые фразы смакуются многократно, что усиливает радость узнавания! А ведь эта радость лежит в основе восприятия мифологической конструкции.
Разве можно сравнить «Марианну» с «Санта-Барбарой»? Или другими мексиканскими сериалами «Никто, кроме тебя», «Второй мамой»? Где бесконечное количество персонажей и интриг свидетельствует о претензии сделать увлекательную детективную историю. Вместо которой получается каша лиц и событий. Не дающая помянутой радости узнавания. С одной стороны. И не радующая качеством интриги или исполнения — с другой. (Количество действующих лиц в «Богатых» минимально, что облегчает восприятие и роднит с героями).
То, что является гениальнейшим достоинством «Богатых» (простота интерьера, отсутствие натурных съемок, скудость актерской игры — ведь актеры даже не играют, они меняют выражения лиц: типа «радость», «печаль», «недоумение», «негодование» и т.д.), является убийственным недостатком других.
Поэтому можно говорить о незаурядной смелости авторов фильма о Марианне. Которые (как прочие кинодеятели всех стран и народов) хотели бы, вероятно, в своей кинематографической тусовке прослыть интеллектуалами. Однако вместо какого-нибудь претенциозного эстетского фильма для горстки образованных недоумков они делают могучую вещь. И она, эта вещь, вовсе не претендует на звание художественного произведения.
Этой вещи имя — Миф. Если верить науке, все древние мифологические конструкции вбиты нам в подкорку. И столкновение с такой простенькой конструкцией дарит человеку удовольствие, природу коего он даже не понимает. Чем меньше культурный уровень и возраст индивида, тем больше радости.
Поэтому никакой «Санта-Барбаре» не дотянуться до «Марианны»!
Тем же, кто нападает на Марианну, пишет критические статьи и негодующие письма, можно лишь посоветовать повысить культурный уровень. И не путать впредь Божий дар с яичницей. Или же обратиться к психоаналитику. Ибо у них в бессознательном кроются какие-то серьезные эротические проблемы. А нормальные люди могут со спокойной совестью сопереживать «Страстям по Марианне» — с ними все в порядке.
Ведь каждый, если верить Фрейду, в темной игре задавленного подсознания предавался запретным развлечениям инцеста. И наблюдая за метаниями «Богатых», на самом-то деле получает неотчетливое сексуальное наслаждение. Таков секрет успеха Вероники Кастро.
И я уверен: она еще вернется на СНГ-экраны. Сделайте это! Сделайте нам красиво.
***
ИЗ ЖУРНАЛА «ШПИГЕЛЬ» (ФРГ):
«Едва ли можно найти психически больного мужчину, у которого любовная фантазия о связи с матерью не играла бы никакой роли.
Юноши, находящие в себе силы порвать отношения с мамой, часто не в состоянии вступить в нормальный сексуальный контакт с другими женщинами.
Сохраняющиеся на всю жизнь симбиозы "мама — сын" часто носят гротескные черты: известен случай 40-летнего мастерового из Гамбурга, который всю жизнь путешествует со своей достигшей уже 70-летнего возраста мамой. При этом мать всегда настаивает на общем гостиничном номере с двойной кроватью.
"Инцест с матерью, — утверждают исследователи из США Форвард и Бук, — может вести в крайних случаях к формированию стойкой ненависти в отношении женщин вообще. Именно люди, пережившие это, отличаются склонностью к физическому насилию по отношению к своим женам, изнасилованию и даже убийству дочерей".
Исследования ученых медицинского факультета Оклахомского университета дали следующие результаты. Все пациенты были не в состоянии поддерживать длительные отношения с женщинами, 88 процентов страдали от депрессии, 38 процентов имели тяжелые сексуальные расстройства, 63 процента были наркоманами.
Очень характерен пример одного 29-летнего пациента, который с семи лет и далеко после наступления половой зрелости делил кровать со своей мамой, дипломированным социологом. Чтобы переработать в сознании свои противоречивые чувства и ощущения, он уже 10-летним стал глотать успокоительные таблетки, затем пристрастился к алкоголю. С 15 лет он попробовал героин, от которого не смог отказаться впоследствии, несмотря на то, что интимные контакты с матерью уже давно ушли в прошлое.
Тот факт, что до 75 процентов подвергшихся сексуальному насилию со стороны отцов девочек, ввиду преследующего их чувства беспомощности, стыда и безнадежности, прибегают к наркотикам, уже давно и хорошо известен ученым. Но это же верно и для мальчиков.
Данный вывод подтверждает, например, лечение пожилых алкоголиков в Европе. Большинство из них — сыновья военных вдов, и многие сообщили о сексуальных отношениях с матерями.
Часто это происходит в семьях, где постоянно отсутствует отец по причине работы, развода или смерти. Сыновья, даже если они еще малы, постепенно принимают роль отца: сначала вполне легитимно как защитники и охранители, в конечном же итоге как любовники.
"Я показывала ему шаг за шагом, что он должен делать, я сотворила из него прелестного возлюбленного", — призналась терапевтам много лет спустя вдова, совратившая своего 14-летнего сына. Она потеряла мужа в результате несчастного случая, когда сыну было пять лет. С тех пор они жили только вдвоем.
Но когда сын стал студентом и стал активно общаться со сверстниками, он все с большей ожесточенностью и грубостью реагировал на попытки матери к близости. Растерявшаяся мама пригрозила самоубийством, но ее сын, ее солнечный мужчина все-таки оставил ее.»
***
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ А.СОСНОВСКОГО:
«Подрастающее поколение развращалось с самого детства — в семье, школе, закрытых пансионатах. Не только посторонние, но и сами родители иногда вели себя по отношению к детям безнравственно. Примеры тому находятся и в уголовной хронике, и в специальных исследованиях, и в художественной литературе. Эжен Сю в "Парижских тайнах" отмечает, что связь отца с дочерью не была редкостью среди обитателей "дна". И.Блох приводит эксвизитный вариант: один молодой человек состоял в связи с мамашей и ее двумя дочерьми, одновременно являясь пассивным партнером для главы этой семейки. В больших городах распространился тип "большой дочери", "полудевы" — развращенного взрослыми подростка, с юных лет познавшего порок. В кадетских корпусах воспитанники по ночам читали рассказы Катюля-Мендеса и устраивали состязание по онанизму: тот, у кого семяизвержение наступало раньше, получал купленный вскладчину приз.»
***
...знаю, что статьи за ИНЦЕСТ в нашем УК нет.
P.S. Автор благодарит сотрудника Академии МВД А.П. Дьяченко, чьи данные использованы в материале.
P.P.S. Сокращенная версия статьи опубликована в газете «Московский комсомолец» 19 ноября 1992г.
***
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Эдипов комплекс — понятие, введенное Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. (Википедия — прим. А.Ф.)
Источник фото: Е.Ю. Додолев. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ: Русский вариант». М.: ТОО «НВ», «Московская правда», 1993.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев