В. Кругляков
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В КАЙНОЗОЕ
Продолжение. Часть 3
ГЛУБИНА ОКЕАНА И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ
Рассматривая результаты глубоководного бурения, несложно заметить,
что возраст карбонатных осадочных образований океанических котловин палеогеновый (в основном эоценовый и олигоценовый) и раннемиоценовый.
В исключительных случаях (на восточной периферии Северо-восточной котловины Тихого океана) он может быть моложе вплоть до раннего плиоцена. Выше отмечаются исключительно глинистые образования. На контакте карбонатной и глинистой частей разреза отмечается глобальное угловое несогласие. Это позволяет сделать первое заключение: до раннего миоцена включительно глубина в океанических котловинах была явно меньше КГК.
С середины миоцена произошло глобальное увеличение глубины океана. В результате карбонатный материал скелетов планктонных организмов перестал накапливаться на дне всех абиссальных океанических котловин.
Проблема углового несогласия может быть рассмотрена с
позиций признания неровности рельефа дна к началу опускания.
Как следствие, разложение ранее накопленных карбонатов началось во впадинах, что на некоторое непродолжительное геологическое время усилило контрастность рельефа. Такой взгляд, по-видимому, имеет право на жизнь. По крайней мере, на обсуждение.
В принципе можно предположить, что глубина океана оставалась неизменной, а агрессивность океанской воды с эоцена по миоцен возрастала. Причин такого возрастания физическая химия пока не обнаруживает. Тем не менее, допустить это можно было бы, если бы не аномальные явления типа плиоценовых карбонатных осадков в разрезе периферии котловин, и если бы не отсутствие карбонатов или, по крайней мере, снижение их количества в палеоцене и уменьшение карбонатности осадков палеоцена по сравнению с эоцен-миоценовой частью разреза.
На платформах Евразийского континента, на размытой поверхности палеозойских и мезозойских отложений залегают, как правило, карбонатные отложения палеогенового (эоценового и олигоценового) и
миоценового возраста.
Такая ситуация отмечается в Приднестровье на Русской платформе, в мезозоидах Дальнего Востока, на Западной Украине, в альпидах Южного
Таджикистана, в Туркмении. Это устричные банки, мшанковые и коралловые рифы, перекристаллизованные (слабо метаморфизованные)
известняки.
Это (второе заключение) значит, что в то время, когда океан был "мелким», на континентах был талассократический режим, значительные
площади современных континентов были заняты мелкими
эпиконтинентальными морями.
Есть еще одно, правда, менее уверенное наблюдение. В котловинах, в частности в Северо-восточной котловине Тихого океана по геоакустическим данным намечается еще, как минимум, одно несогласие в карбонатной части разреза примерно на границе эоцена и олигоцена.
Содержание кальцита в породах карбонатной части разреза варьирует
от 95% и выше в миоценовых мелоподобных осадках до 60% в более древних отложениях. Хотя и в них тоже выделяются мелоподобные разности с очень высоким содержанием кальцита – до 90%.
Можно допустить, что эта вариация связана также с временным обмелением океана или каких-то его частей.
Это сопоставление позволяет сделать следующее обобщение.
Обмеление океана сопровождается трансгрессией, а его углубление – регрессией эпиконтинентальных морей. Отсюда следует, что земная кора континентов и океанов испытывает синхронные вертикальные колебательные движения с различным знаком (рис.2).
Объем воды, как геологического тела, в течение кайнозоя относительно постоянен. Физико-химические характеристики воды океана практически неизменны.
Маленькое отступление. В те же годы были проведены комплексные
исследования параметрической геохимической скважины на Каспии Булла-море-5. При этих исследованиях было выяснено, что генерация
метана и двуокиси углерода осуществляется бактериальным населением пород разреза до глубины 1450 м.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев