Теперь к вопросу о грехах духовенства. Среди священников, разумеется, есть благочестивые люди, а есть и неблагочестивые. Есть и корыстолюбцы, и пьяницы, и блудники. Это ужасно, конечно, и гибельно для самих грешных священников, если не покаются. Но так было во все времена: среди христиан были и святые, и грешники. Почему так устроил Господь, вполне объяснить невозможно, но на некоторые моменты можно указать. Какую бы должность человек ни занимал, каким бы саном ни был облечён, у него не отнимается свобода. Поэтому само по себе занимаемое человеком положение не губит его и не спасает. Разумеется, кому больше дано, с того больше и спросится. И горе тому, кто не только сам согрешает, а ещё и других своим поведением соблазняет, то есть ответственность духовенства ещё больше, чем ответственность мирян. Но этот факт отнюдь не отменяет Христову заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Есть и другая сторона у этой медали. В Библии Господь говорит: «Три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея» (Сир 25, 3–4). Чем так уж плох старик-прелюбодей? Тем, что и жену имеет, и естество уже не просит плотского совокупления, но он, всё равно, своим произволением склоняется к блуду. И в этом смысле он хуже молодого блудника, которого несколько извиняет его юность и неженатость. И человек, который лжёт, находясь в очень стеснённом материальном положении, имеет в этой своей стеснённости некоторое оправдание сравнительно с тем, кого не вынуждают ко лжи затруднительные обстоятельства. Начальник вашего лагеря имеет дополнительное искушение гордостью из-за самого своего начальственного положения. И солдаты, и офицеры тянутся перед ним «в струнку», о зеках я уж не говорю. Начальнику тяжелее бороться с гордостью, чем подчинённому, а зеку жить, несомненно, тяжелее, но смиряться легче. Бог и посылает человека в заключение, чтобы он хоть в этих унизительных (унижающих, смиряющих) условиях опустил свой высоко задранный нос.
В дополнение хочу сказать ещё несколько слов на тему так называемых неообновленцев. Я не имею к ним никакого отношения: ни лично, ни идейно. Но твоё горячее отношение к их проблеме меня возмутило своей крайней неуместностью. Зачем нам было вообще обсуждать ошибки священника Георгия Кочеткова, протоиерея Александра Борисова и — тем более — уже покойного протоиерея Александра Меня? Разве среди твоих товарищей есть их последователи? Или ты прочитал какие-то их книги и они тебе очень понравились? Если бы это было так, то, конечно, нужно было бы во всём внимательнейшим образом разбираться, чтобы тебе не оказаться на ложном пути. Но ведь никто тебя не соблазняет в «неообновленчество». Не лучше ли молиться, читать святых отцов и каяться в своих грехах? Блюди своих овец, а не чужих козлищ.
Протоиерей Константин (Островский). Из книги «Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма».
#Успенский_Храм #протоиерей_Константин_Островский
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев