Глава: VIII; стихи: 31 - 42.
• 8.31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
8.32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
8.33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
8.34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
8.35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
8.36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
8.37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
8.38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
8.39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
8.40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
8.41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
8.42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
• Ин.8:31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям:...
Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом,
к тем, которые тогда же уверовали.
Ин.8:31. ...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,...
...аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете,...
Если вы пребудете не так, как другие пребывали, о которых евангелист сказал: «от сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним» (Ин.6:66), – «аще вы пребудете, – говорит, – во словеси Моем», т.е. в Моем учении, которое Я сообщу вам, то тогда «воистинну ученицы Мои будете», а теперь вы еще не ученики.
Ин.8:32. ...и позна́ете истину,...
...и уразумеете истину,...
т.е. Меня, так как "Аз, – сказал Иисус Христос, – есмь истина» (Ин.14:6). Вы узнаете от Меня истину, так как все законное есть образ, тень и вид истины.
Ин.8:32. ...и истина сделает вас свободными.
...и истина свободит вы
от грехов.
Ин.8:33. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?:
Отвещаша [и реша] Ему: семя Авраамле есмы, и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете?
Они не возражают Иисусу Христу: как, разве ложен закон? Разве ложно знание иудейское? Этого они не говорят, не об этом у них забота; а они негодуют на оскорбление плотского их благородства, предполагая, что Иисус Христос как рабам какого-то человека сказал им: «свободит вы» (Ин.8:32). Справедливо поэтому говорил им Иоанн: «и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама» (Мф.3:9). Этим действительно хвастались иудеи. Не имея возможности похвалиться собственными добродетелями, они выставляли на вид благородство предков. Но что же Иисус Христос? Не изобличил их в том, что они часто находились в рабстве – у египтян, вавилонян и у разных других народов, умолчал об этом рабстве, которое нисколько не вредит благородству души; Он сказал о грехе, который вредит этому благородству и порабощает его. Такое рабство самое тяжелое и от него не может освободить никто другой, кроме одного только Иисуса Христа и Его учения.
Ин.8:34. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха.
Показывает, что выше Он разумел рабство греху, а не рабство власти человеческой. А чтобы иудеи не сказали: «Моисей освободил нас от него», – Иисус Христос посредством сравнения показывает, что Моисей не имеет такой власти, потому что сам он был рабом, а имеет Он, как Сын.
Ин.8:35. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
Раб же не пребывает в дому во век; сын пребывает во век.
Раб не наследует дома господина своего, а сын наследует. Поэтому Моисей не имеет власти освобождать, потому что он сам раб, а Я имею власть освобождать, потому что Я Сын, Я пребываю в доме Отца Своего вовеки и наследую власть Его. И выше Иисус Христос сказал: «суд весь даде Сынови» (Ин.5:22); и опять: «и область даде Ему и суд творити» (Ин.5:27).
Ин.8:36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете.
Теперь вы еще не истинно свободны, так как порабощены греху; а когда Сын вас освободит, тогда никто не возразит. «Бог оправдаяй. Кто осуждаяй» (Рим.8:33)? Телесную свободу дарует и человек, но духовную один только Сын, как собственно Господь; и это есть в собственном смысле свобода. Затем, умолчав о всех остальных их грехах, Иисус Христос обнаруживает предмет их мысли в настоящее время. Он знал, что они уже отпали от Него, но говорит с ними кротко.
Ин.8:37. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня,...
Вем, яко семя Авраамле есте; но ищете Мене убити,...
Не сказал прямо: «не есте», щадя их пока, но прикровенно указал и на это. Так как вы ищете Меня убить, то не «есте»: Авраам никого не убивал несправедливо. Как свобода обнаруживается в делах, приличных свободному, так и рабство. Указывает и причину убийства.
Ин.8:37. ...потому что слово Мое не вмещается в вас.
...яко слово Мое не вмещается в вы.
Слово Моего учения, будучи возвышенным, не вмещается в вас, так как вы имеете ум узкий вследствие глупости и направленный долу. Вот вы уже отреклись от того, что так недавно приняли, не будучи в состоянии вместить этого. А чтобы иудеи не сказали: «Ты говоришь это от Себя», – Иисус Христос присоединяет:
Ин.8:38. Я говорю то, что видел у Отца Моего;
Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю,
что узнал от Отца Своего, чему научился от Него.
Ин.8:38. а вы делаете то, что видели у отца вашего.
И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите,
т.е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их – дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после.
Ин.8:39. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им:...
Отвещаша и реша Ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус:...
Не поняв, о каком отце говорил Иисус Христос, они опять ссылаются на родство с Авраамом. Поэтому Он яснее порицает их.
Ин.8:39. ...если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
...аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили,
т.е. правду.
Ин.8:40. А теперь ищете убить Меня,...
Ныне же ищете Мене убити,...
Часто порицает это желание их, побуждая к исправлению.
Ин.8:40. ...Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога:...
...Человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога:...
Слова «видех» и «слышах» должно понимать, как употребленные с премудрой целью для выражения планов Домостроительства Божия.
Ин.8:40. ...Авраам этого не делал.
...сего Авраам несть сотворил,
т.е. не искал убить человека, сказавшего истину и невинного.
Ин.8:41. Вы делаете дела отца вашего.
Вы творите дела отца вашего
– человекоубийство и всякое другое зло.
Ин.8:41. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного отца имеем, Бога.
Реша же Ему: мы от любодеяния несмы рождени; единаго Отца имамы, Бога.
Так как Иисус Христос основательно доказал, что они не достойны иметь своим отцом Авраама, – чем они сильно хвастались, – то они неразумно ссылаются теперь на то, что имеют отцом своим Бога, по словам Писания: «сын Мой первенец Израиль» (Исх.4:22). Но Иисус Христос отнимает у них и эту честь, тоже по основательным причинам. Но почему же они дерзнули назвать отцом своим Бога, когда они негодовали на Иисуса Христа за то, что Он Бога называет Своим Отцом? А потому, что Иисус Христос называл Его Отцом Своим по естеству. Словами: «мы от любодеяния несмы рождени», – указывают на народы, происшедшие от Измаила, который родился у Авраама от сожительства с рабыней Агарью, между тем как сами они произошли от Исаака, который родился от законного брака Авраама с Саррою, госпожой самой Агари. Некоторые говорят, что эти проклятые сказали так для того, чтобы оскорбить Иисуса Христа, т.е. указывали на то, что Он не родной Сын Иосифа. Когда желали унизить Его, тогда называли Сыном Иосифа, говоря иногда это, а иногда то, и никогда не соглашались с истиной. Хотя многие из них были рождены от любодеяния, так как у иудеев было много незаконных браков, однако Иисус Христос умалчивает об этом, спеша к более важному.
Ин.8:42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел,...
Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш [бы] был, любили бысте [убо] Мене: Аз бо от Бога изыдох,
т.е. рожден, или послан, и приидох к вам; не о Себе бо приидох, т.е. не по Своей воле, так как Я не имею особой воли, как прежде было сказано.
Ин.8:42. ...но Он послал Меня.
...но Той Мя посла,
как Отец – Сына, как ум – слово.
Евфимий Зигавинос (Зигабен). «Священное Писание Нового Завета. Толкование Евангелия от Иоанна»
#Евангелие_дня #Успенский_Храм
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев