#дореволюционные_литургические_традиции
В хронике событий церковной жизни Борисоглебска (№ 11/12 "Тамбовских епархиальных ведомостей" за 1915 год) мы встречаем заметку священника Феодора Светозарова о совершении акафиста страстям Христовым в Спасо-Преображенском соборе г. Борисоглебска.
Дадим ряд историко-литургических замечаний к сообщению отца Феодора.
1) автор службы с акафистом Божественным страстям Христовым - святитель Иннокентий Херсонский, выпускник Воронежской духовной семинарии;
2) в начале XX века совершение акафиста Божественным страстям Христовым совершалось не только в контексте чинопоследования пассии. Например, Преосвященный Димитрий (Самбикин) в бытность викарным епископом Нижегородской епархии совершал этот акафист в июле 1887 года на руинах Крестомаровского монастыря в память о насельниках обители, убитых еще во время восстания Пугачева;
3) служение акафиста страстям Христовым в Спасо-Преображенском соборе г. Борисоглебска по воскресеньям Великого поста соответствует наиболее распространенной современной практике совершения чина пассии (хотя и сегодня мы можем встретить пассию в канун пятницы). Впрочем, данная практика получила широкое распространение не в Синодальный, а в советский период;
4) как чинопоследование пассии, так и сам акафист Божественным страстям Христовым на рубеже XIX-XX столетий были распространены преимущественно в южнорусских и юго-западных губерниях и не были хорошо известны в других частях Российской империи. Показательно, что в Казани традицию совершения чина пассии привнес уже упоминавшийся нами архиепископ Димитрий (Самбикин), уроженец слободы Караяшник Острогожского уезда и выпускник Воронежской духовной семинарии;
5) чинопоследование, представленное в заметке священника Феодора Светозарова, заметно отличается от современной схемы совершения пассий.
В нынешнем виде чинопоследование пассии не предполагает песнопений "Егда славнии ученицы", "Чертог Твой" и канона "Волною морскою".
Еще один аспект: священник Феодор Светозаров акцентирует внимание на исполнении стихиры "Разбойника благоразумного", в то время как сегодня особенное значение придается антифону "Днесь висит на древе".
Стихира, об отсутствии которой сокрушался местный интеллигент ("Тебе, одеющагося светом"), в настоящее время исполняется в составе стихир на стиховне, после возгласа "и ныне". Во время пения стихиры духовенство исходит из алтаря на середину храма для чтения акафиста.
Фото - священник Феодор Светозаров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев