Четвертый том своего девятитомника "История" он посвятил племенам Волги и Заволжья. И, описывая нашу местность, Геродот пишет о савроматах как о народе с необычайно развитой матриархальной окраской жизни. Из племени волжских савроматов и пошли знаменитые женщины-воительницы - "амазонки", славу которых позже "присебякала" Южная Америка.
О саратовских савроматках-амазонках Геродот рассказывает следующее:
"Однажды эллины, захватив в плен женщин-савроматов, везли их на 3 судах. В пути амазонки перебили пленивших их греков, но, не умея управлять судами, долго носились по волнам Меотийского (Азовского) моря, пока не пристали к берегу, где жили скифы. Встретив табун лошадей, они захватили его, сели на лошадей и стали грабить владения скифов. Однажды в долгом жестоком бою они проиграли схватку со скифами. Те после боя по трупам убитых амазонок узнали, что им пришлось сражаться с женщинами. Собравшись на совет, скифы решили не вступать больше в бой с амазонками, а отправить к ним молодых скифов в количестве, соответствующем числу амазонок. Молодые скифы, сблизившись с амазонками, обучили их скифскому языку, а потом, по совету амазонок, взяв свое имущество, ушли за реку Танаис и поселились с амазонками там.
Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не вполне его усвоили. Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага; некоторые из них так и умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования."
Археологи описывают савроматов как людей среднего (160 см.) роста с худощавым округлым лицом, сильно выступающим носом и скулами, среднешироким лбом, среднеразвитым надбровьем и среднеразвитой нижней челюстью. У всех савроматов-мужчин были длинные бороды и усы. Одеты они были в короткий двубортный кафтан, туго перетянутый поясом. На кафтане меховая оторочка и узорчатое шитье. Длинные штаны были из кожи или толстой ткани, тоже украшенные вышивкой. Штаны заправлялись в низкие кожаные сапожки, перехваченные у щиколоток ремнями. На головах носили кожаные или войлочные шапочки.
Появление савроматов на земле Саратовского Поволжья носило взрывной характер. Пришедшие с юга, савроматы в корне нарушили течение жизни местных племен нашего края, которые вынуждены были значительно продвинуться на север и менять свой образ жизни. Это привело к резкому сокращению коренного населения в савроматское время. Некоторые из ученых считают, что савроматы - это ответвление от скифов, причем древнее.
Прежде чем в 4 веке до н.э. раствориться в более грубых сарматах, савроматы сумели оставить свой след в искусстве и культуре многих смежных народов. Так, они принесли в Поволжье железо, подарили западным культурам золотую и серебряную чеканку. Они подарили низкоразвитым соседям-таврам, высокоразвитым херсонесским понтийцам и грекам культ женщины. С той поры на херсонесских серебряных и медных монетах часто изображалась богиня-покровительница города - Дева, а у греков это было проявлено в виде культа богини-охотницы Артемиды.
Матриархат у наших предков ощущался во всем. Так, у племен северной части Саратовского Поволжья главным божеством считался Йерех, который изображался в виде куколки из липовой палочки, одетый в костюм (платье) и хранящийся где-нибудь в укромном месте. Йерех изображался в виде женщины, но после позднего перехода племен к патриархату он стал изображаться в виде мужчины и ребенка. То есть, Йерех стал символизировать не главу рода, а его дух, связи (отец - мать - ребенок), причем мать все-таки осталась в возвышенном плане.
Нет комментариев