Для того, чтобы понять что собой представляет компьютерная диагностика и её возможности, необходимо иметь понимание, что такое диагностика в классическом понимании. Самыми простыми словами, диагностика – это поиск и определение неисправности. Наверное многие помнят те времена (а у кого то эти заслуженные автомобили есть и до сих пор), когда управление основными системами автомобиля было аналоговым. Система питания управлялась педалью дроссельной заслонки, которая подавала нужное количество топливной смеси за счет разрежения во впускном коллекторе, т.е. механически открывала канал всасывания топлива. За воспламенение смеси бензина и воздуха отвечала система зажигания, контакты которой (по сути обычный выключатель) циклично подавали ток на высоковольтную катушку зажигания, передающую ток высокого напряжения на свечу зажигания, котора воспламеняла топливо в цилиндрах. Диагностика таких систем сводилась к визуальному осмотру или применению контрольной лампочки, позволяющей понять, в какой цепи существует обрыв напряжения. (Кстати такая контрольная лампочка может помочь и при ремонте современных автомобилей). Несмотря на то, что принцип работы двигателя внутреннего сгорания с тех пор не изменился, с развитием инженерной мысли управление процессами в системах двигателя претерпело революционные изменения. Карбюратор в системе питания заменила EFI (Electronic Fuel Injection) — электронная система подачи топлива под давлением через форсунки в каждый цилиндр. Контакты зажигания, которые подвергались интенсивному износу, заменили долговечные электрические датчики, подающие сигнал на катушки зажигания, как правило установленные непосредственно на каждый цилиндр. В систему газораспределения внедрили механизмы изменения фаз газораспределения. Ну и конечно механическая коробка передач стала автоматической. Для нормальной работы современного двигателя необходимо, чтобы все, перечисленные выше процессы исполнялись согласованно, т.е. искра, воспламеняющая топливную смесь, должна возникать синхронно со впрыском этой смеси в цилиндр, количество подаваемого топлива должно соответствовать и количеству воздуха (которое управляется той же педалью дроссельной заслонки) и нагрузке на двигатель. И это только основы принципа работы инжекторного двигателя. Для снижения расхода топлива и уменьшения вредных выбросов в атмосферу, а также для безопасного и комфортного вождения у разных производителей предусмотрено еще много различных систем, в основе которых лежат электронные датчики и (или) исполнительные механизмы. Это и круиз-контроль, и антипробуксовочная система, система курсовой устойчивости и др. Центром нормального и согласованного управления этими системами является ЭБУ – электронный блок управления. ЭБУ простыми словами является компьютером, в который заложена специальная программа – алгоритм, по которому происходит работа всех, подключенных к нему элементов. Принцип работы ЭБУ, как впрочем и домашнего ПК, и промышленного сервера и смартфона основан на использовании бинарного кода. Бинарный код представляет собой систему записи информации с помощью всего двух символов — 0 и 1. Физически это выглядит так: при наличии напряжения на логической ячейке значение принимается 1, при отсутствии – 0. Комбинация вариантов бинарного позволяет создавать сложную систему команд и ответов на них.
Естественно, кроме команды разработчиков этой программы, вряд ли кто-нибудь сможет разобраться ни в этой программе, ни в её ответах на команды.
Вот для того, чтобы обслуживать такие системы могли не только разработчики, но и подготовленные специалисты, производители внедрили соответствующие системы диагностики, которые общеупотребительно принято называть компьютерной диагностикой.
Компьютерной диагностикой изначально она стала называться потому, что к электронному блоку управления (ЭБУ) через специальный диагностический разъем присоединялся переносной компьютер, в которой была установлена соответствующая программа, позволяющая видеть машинный код в понятном для пользователя виде. Для связи программы электронного блока управления (ЭБУ) с пользовательской программой предназначался специальный протокол передачи данных. Кроме того, у многих производителей через собственный протокол передачи данных и собственное приложение (в народе называемое дилерским) существуют значительно расширенные возможности взаимодействия с электронным блоком управления (ЭБУ), такие как запись и редактирование защищенных параметров, полное восстановление программы в исходное состояние, синхронизация программного обеспечения электронного блока управления (ЭБУ) с сервером завода изготовителя. В самом электронном блоке управления (ЭБУ) по аналогии с персональным компьютером есть так же основной раздел, где содержится критически значимая информация и пользовательский раздел, куда сохраняются коды неисправностей, калибровки и прочая информация. Сложность состоит в том, что в отличии от ПК эти разделы не видны визуально, и могут содержаться в любой части набора символов машинного кода и для работы ним необходимо специальное оборудование, позволяющее интерпретировать машинный код в визуально понятную информацию. Именно поэтому нередко кустарное вмешательство в виде попытки записи (изменения) информации в основной раздел электронного блока управления (ЭБУ) современных автомобилей может привести к полному его выходу из строя, что в современных реалиях может надолго лишить владельца своего верного коня.
Поэтому здесь мы будем говорить именно о диагностике, которая включает в себя чтение записей о неисправностях, стирание этих записей из пользовательского раздела, выполнение тех калибровок и функций, в которые производителем не заложены специальные индивидуальные алгоритмы.
Для диагностики сегодня широко используются мульти марочные диагностические сканеры, работающие под ОС Андроид. Связь с ЭБУ осуществляется соединением со специальным диагностическим разъемом (сегодня наиболее распространен тип OBD-II) посредством кабеля или блютуз адаптера. Так же распространены сканеры, совмещенные с блютуз адаптером, которые передают информацию на пользовательский интерфейс в приложение любого андроид устройства.
Наиболее распространенным среди любителей является адаптер ELM-327, с помощью которого можно соединить электронный блок управления с соответствующим приложением на базе ОС Андроид, как правило бесплатным. Учитывая это и весь риск на использование этого устройства автовладелец принимает на себя. Адаптер ELM-327, как правило т.н. no name, естественно не тестируется производителем на совместимость с определенными марками автомобилей, программное обеспечение тоже не гарантирует корректного взаимодействия в каждом конкретном случае. Кроме того, актуальный полный расширенный список кодов неисправностей различных производителей может стоить десятки, а то и сотни тысяч долларов, соответственно данный адаптер может дать только довольно общую картину неисправности простого немолодого авто. Использование его в диагностике современных автомобилей имеет высокий риск сбоя программного обеспечения электронного блока управления.
В условия обычного автосервиса широко используются мульти марочные диагностические сканеры таких известных производителей, как Launch Tech Co. Ltd, Autel Tech Co. Ltd, THINKCAR Technology Co., Ltd. Данные сканеры существуют в различных ценовых категориях и исполнениях, которые отличаются наличием дополнительных возможностей и базой поддерживаемых марок для сервисных функций.
Вместе с тем, любой из перечисленных сканеров имеет возможность чтения и расшифровки довольно обширного списка кодов неисправностей всех распространенных марок автомобилей, как двигателя, так и АКПП, АБС и других систем, а так же функции сброса ошибок и интервалов ТО. Многие диагностические сканеры за дополнительную плату имеют возможность добавлять и различные сервисные функции. При этом нужно понимать, что электронные блоки управления (ЭБУ) недорогих автомобилей, особенно старых годов изготовления физически не могут обеспечить определение кода неисправности того или иного узла, в связи с тем, что в программу данного электронного блока управления (ЭБУ) такая возможность не заложена производителем. Но вышеперечисленные сканеры при запуске полной проверки, этот запрос все равно выполняют, на экран при этом в отношении неактивных узлов выводится результат – «не поддерживается». https://autodiagkrd.ru/diag1.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев