Стальные сетки для армирования покрытий
Специальные стальные сетки для армирования асфальтобетонных слоев применяются и на дорогах, и на аэродромах, так как механизм работы их и там и там одинаков. Термин «специальные» подчеркивает отличие армирующих сеток от, например, стальных плетеных 6-угольных сеток для изготовления габионов. Отличие заключается в дополнительно вплетенном, с определенным шагом (200-300 мм) в сетку, поперечном стержне.
Поперечный стержень в армирующей сетке обеспечивает более равномерное и, соответственно, более эффективное распределение на сетку через асфальтобетон радиальных нагрузок от вертикального давления колеса автомобиля или самолета. Кроме того, поперечный стержень обеспечивает более эффективную передачу продольных сдвигающих усилий (при разгоне или торможении колеса) с асфальтобетона на армирующую сетку. С этой целью, в стальных армирующих сетках типа «ДОРКАРС» (ДОРожная КАРкасная Сетка) поперечный стержень имеет прямоугольное сечение, и он периодически скручен под углом 90°.
Высота сечения поперечного стержня 5-7 мм превышает диаметр проволоки 2-3 мм, из которой сплетена сетка. При этом, горизонтальные участки поперечного стержня располагаются в местах скрутки проволок, а вертикальные участки – внутри ячеек сетки. В результате, эти вертикальные участки поперечного стержня выступают над поверхностью полотна сетки.
Эти вертикальные участки поперечного стержня работают как шпонки и обеспечивают эффективную работу сетки с асфальтобетоном на сдвиг.
Сетки типа «ДОРКАРС» выпускаются за рубежом двух типов (легкие и тяжелые), а в России – трех типов (легкие, тяжелые и промежуточный тип – средние).
Средние и тяжелые сетки более прочные, поэтому они рекомендуются к применению на аэродромах. На автодорогах низких категорий, с небольшой нагрузкой, рекомендуются к применению легкие сетки. На дорогах высоких категорий, с высокой нагрузкой, применяются, как правило, средние сетки. Хотя, в некоторых случаях, могут применяться и тяжелые сетки.
Наиболее эффективной технологией реконструкции покрытий является разработанная более 30 лет назад технология, которая включает в себя использование плетеных из стальной проволоки сеток с 6-ти угольной ячейкой. Крепление сетки к основанию осуществляется путем розлива по уложенной сетке тонкого слоя литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС). После распада эмульсии и затвердевания слоя ЛЭМС стальная сетка прочно фиксируется на основании, что позволяет укладывать на нее слой горячей асфальтобетонной смеси по обычной технологии. В процессе уплотнения катками горячего асфальтобетона, слой ЛЭМС прочно сцепляется с армирующей сеткой, образуя с ней композитный армирующий слой.
Сравнение прочности аэродромных асфальтобетонных покрытий, армированных различными сетками (полимерная сетка HaTelit AIM 50, сетка из стекловолокна ССНП 100/100–50 и стальная сетка ДОРКАРС Т) показывает, что стальная сетка значительно увеличивает прочность асфальтобетонного покрытия:
• по прогибу до 25%,
• по прочности на растяжение до 72%.
В связи с этим стальная сетка более эффективно предотвращает образование отраженных трещин в асфальтобетонном покрытии над швами и трещинами бетонного основания.
Отраженные трещины
Отраженные трещины в асфальтобетоне появляются в верхнем слое покрытия, отражая существующие трещины и швы в нижележащем слое, чаще всего в цементобетонном основании.
Отраженные трещины образуются из-за недостаточной прочности асфальтобетона на растяжение при изгибе. Для снижения вероятности образования отраженных трещин выполняется армирование асфальтобетона.
Аналогичная технология армирования применяется в России с 2012 года под названием «САДЭМС» – Сетка Армирующая Дорожная Эмульсионно-Минеральная Смесь. САДЭМС полностью адаптирована к российским условиям.
!Первое применение стальных сеток для армирования покрытий в России
Впервые стальные армирующие сетки типа «ДОРКАРС», закрепляемые литой эмульсионной смесью по технологии «САДЭМС», были применены в России в Ленинградской области на федеральной автомобильной дороге А-114 в 2012 году.
В 2014 году был разработан и утвержден Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.041-2014 «Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоев дорожных одежд стальными сетками». Данный документ регламентирует технологию армирования асфальтобетонных покрытий, требования к материалам и методику проектирования асфальтобетонных покрытий, армированных стальными сетками. Для армирования по этой технологии применяются выпускаемые в России из отечественных материалов специальные стальные сетки «ДОРКАРС» – ДОРожная КАРкасная Сетка.
Нет комментариев