Это человек, который очень серьезно относился к преподаванию своего предмета. В проведении уроков ему не было равных. У нас на уроке делом была занята каждая минутка.
Был он строгим, требовательным, но иногда, чтобы разрядить обстановку, мог пошутить. Потом снова требовал от нас сосредоточенности и внимания к теме урока. С каждым новым уроком мы узнали нашего учителя все больше и больше. И чем больше мы его узнавали, тем отчетливее видели, что за строгостью скрывается его большая заинтересованность в наших знаниях .
Он очень огорчался, когда оценивал наши знания не выше трех баллов, и от всей души радовался нашим самым маленьким успехам.
А еще Анатолий Александрович умел видеть в каждом из нас личность. И мы это быстро поняли и оценили. Постепенно мы стали приходить к нему поговорить или за советом, он никогда не отказывал. Он позволял нам спорить, высказывать свои мнения. Мы не боялись быть непонятными и неуслышанными, жадно ловили каждое его слово. Я не помню случая, чтобы он повышал на нас голос. Одного его строгого взгляда было достаточно, что бы осознать свою вину. У него никогда не могло быть плохого настроения, ведь мы всегда тонко чувствовали душевное состояние своего любимого учителя, и он это понимал.
На примере литературных героев мы учились быть целеустремленными, ответственными, преодолевать трудности. Своей мудростью, тактом он очаровал и покорил нас. А мы в свою очередь старались не огорчать его.
Он был из числа тех учителей, которые преподают самую главную науку: быть людьми. Строгий, и в тоже время заинтересованный, доброжелательный взгляд. Улыбка, в которой были видны душевная мягкость и простота, живой интерес к детям. На его уроках даже самые отпетые хулиганы сидели тихо.
Сегодня я понимаю, что он посвятил себя работе целиком, отдавая все душевные силы, всю свою теплоту и участие, чтобы мы поняли, как интересен и важен его предмет: русский язык и литература.
При переезде в новое второе здание Каменской школы (1975-1988) он с нуля оформил кабинет литературы. С умилением вспоминаю наши литературные вечера, которые мы устраивали вместе с ним. Именно они запомнились больше всех, из тех мероприятий, которые были в нашей школе в то время. Вечера, посвященные творчеству Есенина, Пушкина, Лермонтова, русской поэзии. Они являлись своеобразным итогом длительной подготовительной работы – классной и внеурочной. Анатолий Александрович организовал для нас литературный кружок, где мы учились правилам стихосложения.
На каждом занятии мы зачитывали свои «творения» и с удовольствием прослушивали работы своих одноклассников. Первое время они были корявые, неумелые, их нельзя было назвать стихами, но мы очень старались и нам это нравилось.
Анатолий Александрович учил нас видеть красоту окружающего мира, красоту русского слова, объяснял, как правильно выражать мысли и передавать свои ощущения: удивление, восхищение, радость, грусть. Убеждал нас , как важно творить, думать, пробовать себя, не пасовать перед трудностями. И вот результат: некоторые наши стихи он опубликовал в местной газете. Никогда раньше в Каменской школе не было такого опыта. Нашему счастью не было предела. Я до сих пор помню это свое стихотворение.
Литературные вечера вносили в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводили в мир поэзии, музыки, живописи, волновали встречей с литературными героями. В качестве музыкального фона к стихам при их чтении вслух, мы использовали фрагменты произведений А. Вивальди, И.С. Баха, Э. Грига, , П.И. Чайковского, С. Рахманинова., ( до этого времени нам совершенно незнакомые) Отрывки из этих музыкальных произведений у меня и сегодня ассоциируются со стихами, звучащими на вечере.
Сейчас я понимаю, какую огромную работы над сценарием ему приходилось проделывать: продумать и записать звуковое и музыкальное оформление литературного вечера, каждого стихотворения, имея в своем распоряжении только кассетный магнитофон.
А в конце вечера у нас была возможность прочесть свое стихотворение, написанное на литературном кружке под руководством Анатолия Александровича.
И совсем не важно, что среди нас нет профессиональных поэтов, зато мы выросли хорошими, добрыми людьми, любящими свою Родину, свой дом, своих родных, свою школу.
Немало людей в нашей стране имеют педагогическое образование, но не каждому дано быть Учителем с большой буквы. Я очень рада, что в моей жизни был именно такой учитель.
Кроме преподавания предмета, он еще был заведующим учебной части, вёл общественную работу. Всего 6 лет работал в нашей школе Анатолий Александрович, до перевода директором в Еловатскую школу.
Нет комментариев