Мы, словно бы перед глазами нашими было дано представление о некоем великом чуде, с удивлением слушали, когда читалось Евангелие, о том, каким образом воскрес Лазарь. Если мы обратим наши мысли к еще более удивительным деяниям Христа, то станет очевидно, что всякий, кто верит, воскрес; если мы все обратим наши мысли к ним и осознаем, что есть более гнусные виды смерти, то поймем, что всякий, кто грешит, мертв. Впрочем, смерти плоти боится всякий человек, а вот смерти души - немногие.
В отношении смерти плоти, которая, без сомнения, когда-то наступит, все стремятся к тому, чтобы она не пришла: на это направлены и все труды.
Человек, обреченный на смерть, трудится, чтобы не умереть, и при этом человек, обреченный жить вечно, не трудится, чтобы не грешить. И когда он трудится, чтобы не умереть, он зря трудится, ибо только того он добьется, что несколько отложит смерть, но не избежит ее. Если же он откажется от греха, он не будет заботится напрасно и будет жить вечно.
О, если бы мы могли побудить людей и сами подняться вместе с ними, чтобы стать такими поклонниками вечной жизни, какими являются люди, любящие преходящую жизнь! Что не сделает человек, находясь под угрозой смерти! Когда меч нависает над шеей, люди отказываются от всего, что было накоплено для жизни. Кто немедленно не откажется от всего, лишь бы не быть убитым?
И возможно, после того, как он все отдаст, будет убит. Кто ради жизни не захочет потерять все, что нужно для обеспеченной жизни, предпочитая нищенскую жизнь немедленной смерти? Кто из тех, кому было сказано: «уплывай, чтобы не умереть», — не сделал этого? Кто из тех, кому было сказано: «трудись, чтобы не умереть», — остался бездеятелен? Бог предписал несложные вещи, чтобы мы жили вечно, но мы отказались исполнять их.
Бог не сказал тебе: «Потеряй все, чем ты обладаешь, чтобы ты пожил еще некоторое время, обремененный трудом». Но: «Отдай бедному, что у тебя есть, чтобы ты вечно жил без заботы о труде». Нас упрекают почитатели преходящей жизни, которую они получили не тогда, когда захотели, и не смогут сохранить столь долго, сколько захотят, а мы почему-то не упрекаем себя в том, что мы столь ленивы и вялы в стяжании вечной жизни, которой мы будем обладать, если только захотим, и которой не лишимся, если обретем! Но эта смерть, которой мы боимся, даже если мы не хотим этого, останется с нами.
И вот если Господь по великой Своей благодати и по великому Своему милосердию воскрешает души, чтобы мы не умерли навеки, то мы прекрасно понимаем, что те трое умерших, которых Он воскресил в телах, несут в себе некое Блаженный знамение и являются образом воскресения душ, которое происходит через веру. Он воскресил дочь начальника синагоги, все еще лежавшую в доме (см. Мк. 5:41-42; Лк. 8:54-55); Он воскресил юношу, сына вдовы, уже вынесенного за ворота города (см. Лк. 7:14-15); Он воскресил Лазаря (см. Ин.11:43-44), пролежавшего четыре дня в могиле.
Пусть каждый посмотрит в душу свою: если он грешит, значит он мертв: грех - это смерть души. Но порой грех совершается в помыслах. Ты порадовался злому, ты согласился со злом — ты согрешил. Это согласие убило тебя. Но эта смерть внутри, потому что злой помысел пока еще не перешел в поступок. Чтобы указать на то, что такая душа воскреснет, Господь воскресил ту девушку, которая еще не была вынесена и мертвая лежала в доме, как будто грех был скрыт.
Но если ты не только вступил в согласие со злом, порадовавшись ему, но и совершил само зло, то ты как бы вынес себя мертвого за ворота, ты уже вовне и вынесен как мертвый. Все же и та кого воскресил Господь и вернул вдове, матери его. Если ты согрешил, покайся, и Господь воскресит тебя и вернет матери твоей, Церкви.
Третий умерший — Лазарь. Это ужасный род смерти, он называется привычкой ко злу. Ибо одно дело - согрешить, другое — сформировать привычку грешить. Тот, кто согрешает и тотчас же исправляется, скоро возвращается к жизни, поскольку он еще не опутан привычкой и не погребен. Но тот, кто обрел привычку грешить, уже погребен. И правильно о таком сказано, что он смердит, потому он обрел дурную репутацию, словно адское зловоние. Таковы все те, которые погрязли в злодеяниях, забыли про нравственность. Ты говоришь такому: «Не поступай так». Но услышит ли тебя когда-нибудь тот, кого настолько придавила земля и кто охвачен тлением и отягощен бременем своей привычки? И все же сила Христова смогла воскресить и такого.
Мы знаем, видели и каждый день видим, как люди, отказавшись от дурной привычки грешить, живут лучше, чем те, которые их осуждали. Ты гнушался таким человеком. Вот смотри: сестра Лазаря (если именно она была той, которая помазала ноги Господа миром и отерла их, омытые слезами ее, волосами своими) обрела лучшее воскресение, нежели брат ее. Она была избавлена от тяжкого бремени злой привычки. Ведь она была известной грешницей, и о ней было сказано: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7:47). Мы видим много таких, мы знаем много таких: пусть никто не отчаивается и пусть никто не будет самонадеян.
И отчаиваться - зло, и быть самонадеянным -- зло. Так не отчаивайся и найди Того, на Кого ты должен уповать.»
Нет комментариев