Голубь-подрывник
Эта тема была долгие годы «закрытой». Символ Мира - голубь и взрывчатка были в Советском Союзе понятиями несовместимыми. Сын Григория Медведева, командира части, в которой к военной службе готовили собак и голубей, до сих пор считает, что об этом нужно говорить осторожно: «Было много закрытых тем, но о голубях-подрывниках лучше сказать так: в музее есть фотографии снаряда, прожженного специальным устройством, и фотография голубя с этим устройством, но все это требует дополнительной проверки».
По словам директора музея военного голубеводства, специальное устройство, которое крепилось на груди голубя, после соприкосновения со снарядом или бомбой создавало поток газов, температура горения которых составляла 3 тысячи градусов. «Принцип действия был прост и надежен, - на голубя крепился зажигательный снаряд нажимного действия. Когда голубь садился на объект, снаряд автоматически отстегивался, после чего голубь должен был вернуться на базу. Птица была надрессирована садиться на авиабомбы, подвешенные к крыльям боевых самолетов, а также на топливные емкости как стационарного, так и передвижного базирования», - рассказывает Василий Хмельницкий. Он же добавляет, что по неизвестным ему причинам до боевого применения птиц дело так и не дошло. Это были только эксперименты.
Почему это не так хорошо использовалось? Причину знает известный голубевод Владимир Желтов: «Дело в том, что заставить голубя сесть на чужой для него предмет – абсолютно невозможно! Голубь взлетает с одного места, и туда же возвращается – это закон природы, и бороться с этим невозможно». Владимир Желтов сетует о другом: о том, что начиная с 1941 по 1962 год в Москве не было ни одного почтового голубя: «Когда немцы подошли к столице, по приказу коменданта города все голубятники сдали в армию своих птиц, всех, до единой. В распоряжении говорилось, вот цитирую: «В целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, в трёхдневный срок сдать их в управление милиции на Петровку, 38». Лица, не сдавшие голубей, должны были быть привлечены к ответственности по законам военного времени. Были серьезные опасения, что голубей диверсанты смогут использовать для передачи донесений гитлеровской армии. Со службы домой птицы не вернулись. И только в 1962 году в Москве появилась первая партия настоящих почтовых голубей. 270 голов нам подарили друзья из Чехословакии».
В ходе Великой Отечественной войны крылатые связисты использовались в основном в интересах разведывательных отделов армий. Существовало даже наставление по голубиной связи – вот оно.
Потери крылатых «связистов» были значительны, они погибали от осколков, снарядов, а также от нападений надрессированных немцами ястребов-перехватчиков. За каждые два месяца войны погибало в среднем до 30 процентов обученных голубей».
Нет комментариев