И вот Н. В. Гоголь у старца Оптиной пустыни Макария. Беседа между ними происходила без свидетелей, никем не записана, но Бог присутствовал во время неё невидимо, и Божественная благодать преобразила душу Гоголя. Старец Макарий в высшей степени обладал даром властного слова, и речи его оказывали огромное влияние на душу слушателя. Выйдя от Старца, Гоголь сказал: - Да, мне сказали правду, это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. И Гоголь переродился. Он сам говорил: вошёл к Старцу одним человеком, а вышел другим. Гоголь хотел изобразить русскую жизнь во всей её разносторонний полноте. С этой целью он начал свою поэму "Мертвые души" и написал уже первую часть. Мы знаем, в каком свете там отразилась русская жизнь: плюшкины, собакевичи, ноздревы, чичиковы- вся книга представляет собой душный и тёмный погреб пошлости и низменности интересов. Гоголь сам испугался того, что написал, но утешал себя тем, что это только накипь, только пена, снятая им с волн житейского моря. Он надеялся, что во втором томе ему удастся нарисовать русского человека во всей его красоте, во всей чистоте. Как это сделать, Гоголь не знал. Около этого времени и произошло его знакомство с батюшкой о. Макарием. С обновлённой душой уехал Гоголь из Оптиной, но не оставил мысли написать второй том "Мертвых душ" и работал над ним. Но потом, чувствуя, что ему не по силам воплотить во всей полноте тот идеал христианина, который был в его душе, он разочаровался в своём произведении, - вот причина сожжения второго тома "Мертвых душ".Друзья его и современники не поняли, что произошло с ним. Такой великий ум, как Белинский, только обругал Гоголя! Белинский и сам тоже плохо кончил, вряд ли он спасён, так как был неверующим, хотя умер не в таком полном разрыве с Церковью, как Толстой. А Гоголь умер истинным христианином. Есть предание, что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: -Ах, как много я потерял, как ужасно много потерял! -Чего? Что вы потеряли? -Оттого, что не поступил в монастырь. Ах, отчего батюшка о. Макарий не взял меня к себе в Скит.
Нет комментариев