«Моду» на туту вернул Петр I. Рассказывают, что и сам он носил на руке татуировку в виде боевого топора. Впрочем, введенные в 1712 году императорским указом татуировки имели исключительно утилитарный характер. Всем солдатам на запястье «били» крест, как опознавательный знак «свой-чужой». Техника была максимально примитивной и негуманной: в крестообразный надрез втирали порох и забинтовывали до заживления.
Получалось неказисто, зато понятно – дезертиров и шпионов вычисляли «на раз». Позже тату усовершенствовали – до личного порядкового номера. Рекруты, не желавшие носить «метку дьявола», конечно, сопротивлялись. Зато вести учет потерь стало проще и удобнее – с этим в петровской армии был полный порядок. Для облегчения татуирования были придуманы специальные приспособления – нечто вроде штемпелей – положение игл можно было менять, сразу получая нужный номер.
Клеймо преступника
Клеймение преступников на Руси известно с конца XIV века – первое упоминание мы находим в «Двинской уставной грамоте» 1398 года. Правда, для нанесения особых знаков тогда использовалась несколько иная технология – клеймо ставили раскаленным железом. Штемпели с иглами и порох стали использовать после соответствующего указа с 1705 года. Бунтовщиков «награждали» литерой Б, воров – В, приговоренных к каторжным работам – аббревиатурой КАТ.
Чтобы преступника было легко опознать, знак ставили на видных местах: щеках или лбу. Этот варварский обычай уродовал человека на всю жизнь. А как быть с тем, кто уже отбыл наказание и искупил свою вину? Поэтому в начале XVIII века в закон внесли послабления: перестали клеймить женщин, стариков и детей, военных и представителей привилегированных сословий.
Да и сами тату стали делать не на лице, а на руках: при желании легко скрыть, а при необходимости – столь же просто проверить. Чтобы поставить процесс на поток, были придуманы специальные приспособления – что-то вроде автоматических печатей, позволяющих нанести клеймо одним нажатием. Порох же сменили на смесь синего красителя и туши – для этого во второй половине XIX века даже была создана специальная медицинская комиссия.
Дворянские татуировки
Из-за функции клеймения, татуировки на Руси не имели широкого распространения в дворянской среде. Представители этого сословия, пожалуй, были единственными, кто наносил себе тату добровольно. В основном эти «рисунки» привозились из дальних путешествий: Китая, Японии, Полинезии.
Так, например, граф Федор Иванович Толстой – дуэлянт, путешественник, игрок и двоюродный дядя автора «Войны и мира» - украсил себя полинезийскими узорами во время кругосветного плавания 1803-1806 гг. Впоследствии он часто и с удовольствием демонстрировал свои татуировки многочисленным друзьям и знакомым.
Но, пожалуй, самым известным обладателем тату в Российской Империи был последний самодержец Николай II. В 1891 году, тогда еще цесаревич, путешествуя по Японии набил себе на правом предплечье дракона. Сеанс длился семь часов, а результат по тем временам был весьма достойным. Интересно, что за 10 лет до этого аналогичную татуировку сделал себе двоюродный брат Николая – будущий король Великобритании Георг.
Нет комментариев