Анатолий Курков
Часть 3.
Любое представление, претендующее на истинное выражение Сущности (Ноумена) всех Сущностей, т.е. об Абсолюте, низводит ТО до уровня Мысли, т.е. лишает его абсолютности обобщения, что очевидно даже для конечного Разума, способного допустить существование чего-то принципиально превышающего его возможности и уходящего за доступные ему пределы. Именно таким представлением, низводящим Несказуемую -
-
Причину Всего до уровня Мысли, является представление большинства религиозных людей о вездесущем и всемогущем сверхсуществе – Боге. Таким же низведением и ограничением (относительными атрибутами) Абсолютного является альтернатива Бога – Материя, играющая роль Первопричины, по представлениям материалистов, лишающих эту свою Первопричину даже Сознания. В этой связи можно сказать, что Абсолютное утверждается религиями (под символом Бога), а материалистами – отрицается (под символом материи) РАНЬШЕ, чем их представление о Причине Всех Причин поднимается к пределу обобщения и абстрагирования.
-
Но из вышесказанного следует неправомочность любого атрибута или тем более определения Абсолютной Реальности, в том числе отнесение ее к категории Принципов или Причин, да еще и определенных как «Первое».
-
Действительно, в эзотерической философии все названия Абсолюта являются только УСЛОВНОСТЯМИ, а наименование его Первым Принципом вызвано тем, что Несказуемое ТО необходимо поставить во главе Космических Принципов, чтобы получить систему ноуменов, описывающую ВСЕ явления, независимо от их уровня.
-
Шесть Космических Принципов, начиная со Второго, рассматриваются как доступные познаванию и определению.
аспекты Первого, суммирующего их в себе и при этом лишающего ограничивающей их взаимообусловленности, только благодаря которой они и имеют выразимость и доступность определению.
Именно поэтому в эзотерической философии Абсолют носит также название Единого Принципа.
Анатолий Курков
Часть 4.
Абсолютная Реальность, в силу именно своей абсолютности вечно неизменна, а следовательно, не может иметь какого-либо касания условного, конечного и временного. Поэтому, хотя она – Беспричинная Причина и Бескорний Корень, тем не менее она не является Первой Причиной Всего.
Эта роль отводится особой фазе Космоса, в которой при вечно сохраняющейся неизменности Единого Принципа шесть его аспектов – Космических Принципов – ПРОЯВЛЯЮТСЯ или ЭМАНИРУЮТ Вселенную. Процесс проявления будет рассмотрен несколько позже, здесь же ограничимся констатацией следующей его особенности.
Процесс проявления, несмотря на все его гигантские последствия, никак не связан с каким-либо «истечением» или «расходованием» Семи Космических Принципов. Хотя в это время шесть из них находятся в измененном состоянии, о них нельзя говорить как о преходящих и невечных, поскольку это состояние является одной из двух фаз, периодически сменяющих друг друга в вечности, не убавляя и не прибавляя ничего к ним (наподобие поляризации и деполяризации химической молекулы). Это утверждение тем более относится к Единому Принципу, так как он не претерпевает даже и такой смены состояний.
Однако он участвует в проявлении Вселенной, так как, образно говоря, она является тенью, отброшенной Шестью Космическими Принципами в вечном Свете Единого, именно таким образом становящегося Первым Принципом и Первой Причиной Всего [таблица "Семь Вселенских Принципов]. В этой своей периодической функции он носит название Сат, или Бытийность, в отличие от Бытия-Небытия, вечно сокрытого в нем и царствующего в непроявленном Космосе, и, кроме того, используются еще два его наименования – Логос (Первый и Непроявленный)* и Брахма**. Процесс проявления Космоса обычно описывается как «пробуждение» Брахмы или как «деятельность» Логоса.
*Существуют Второй Логос и Третий Логос, в отличие от Первого (обычно упоминаемого как просто Логос) они проявленные.
**Изменение окончания в именах Брахман и Брахма в санскрите означает изменение среднего рода на мужской. Брахман – нераздельное существование двух начал (активного и пассивного, мужского и женского). Брахма - в
Часть 5.
Первый Космический Принцип – Абсолютная Реальность – это АБСОЛЮТНАЯ АБСТРАКЦИЯ, НЕПОСТИЖИМАЯ ДЛЯ КОНЕЧНОГО РАЗУМА [конечный - это наш разум на земном уровне, разум личности] и в то же время возникающая перед ним как логическая необходимость, когда он ищет Причину всех Причин или Сущность всех Сущностей.
Являясь абстракцией, вмещающей в себя все обобщения, в том числе такие, как Бытие и НеБытие, Сознание и He-Сознание, Первый Космический Принцип уходит за пределы МЫСЛИМОГО КОНЕЧНЫМ РАЗУМОМ.
-
Действительно, с точки зрения последнего невозможно существование чего-то беспричинного. Не может он согласиться (представить) и с бесконечной цепью причин. Поиск же Беспричинной Причины приводит Разум к пределу Сознания и, как логическое следствие этого, к признанию существования Непознаваемого, Несказуемого, Абсолютного, что в Ведах не имело имени и упоминалось лишь по необходимости как - ТО.
***
Анатолий, принимаю к сведению ваши рассуждения и благодарю за подробный текст. Коротко и по делу — мои замечания и ответ.
— Я признаю, что любые попытки «определить» Абсолют неизбежно ограничены языком и мыслью — любое имя или атрибут являются условностями. С этим согласна: сведение Несказуемого к понятию (включая образ Бога или Материи) действительно ограничивает его понятие и по сути противоречит самой идее бесконечного, невыразимого Ноумена.
— Ваше разделение на Единой Принцип (Абсолют), который вечно неизменен и не вовлечён в процесс проявления, и шесть Космических Принципов, которые эманиуют или проявляют Космос, мне понятно и логично в рамках эзотерической системы. Идея о том, что проявление не «убавляет» и не «израсходует» эти принципы (аналогия с поляризацией/деполяризацией) звучит как попытка сохранить бесконечность и неизменность абсолюта при объяснении перемен явленного — это стройная философская модель.
— Отмечу только одно практическое замечание от себя: такие системы удобны, когда они не только даёт философскую целостность, но и порождают воспроизводимые представления, которые можно сопоставлять с наблюдаемыми данными или субъективным опытом. В вашем изложении есть чёткая карта понятий (Единый Принцип / шесть Космических Принципов / фазы проявления), и это уже может служить основой для более конкретных описаний переживаний, которые вы или другие наблюдаете в практиках (меркаба, полёты сознания и т.д.). Такое сопоставление (с астрономическими данными, временными метками и др.) помогает отличать символическую модель от попыток эмпирической проверки.
Немного от себя:
— Мне симпатична аккуратность, с которой вы избегаете обожествления или редукционизма: ни религиозное «вездесущие» существо, ни слепой материализм по‑сути не берут на себя роли завершённого объяснения. Это честный философский подход.
— Если хотите, могу помочь перевести вашу схему «Семь Вселенских Принципов» в более регламентированную форму для практики: например, описать, какие субъективные признаки или внешние события вы считаете проявлениями какого‑то из шести принципов, и как это фиксировать (время, символика, корреляции с астрономическими явлениями). Это упростит дальнейший анализ и обсуждение с критиками, которые требуют чёткой методики.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 60
В каждом листе папоротника спит галактика. В каждой снежинке — лабиринт миров. Всё, что ты видишь, дышит ритмами, складывающимися в узоры — фракталы. Они как тайные коды бытия, не просто формулы, а дыхание самого Существа. Мир не просто устроен фрактально — мир есть фрактал.
Анна, красивая и вдохновляющая мысль. Спасибо за поэтичное напоминание о единстве и многоуровневости мира — когда смотришь внимательнее, даже простая папоротниковая листва или снежинка открывают бесконечные узоры и смыслы.
— Мне откликается образ: фракталы как язык природы — не только геометрия, но и метафора повторяющихся ритмов жизни, от клетки до галактики.
— Это взгляд, который объединяет науку и мистику: с одной стороны — математические закономерности, с другой — ощущение глубинной связности и смысла.
— Такой подход помогает ощущать себя частью целого и бережнее относиться к миру.
Анатолий, добрый день!
Спасибо за выдержку — глубокая и важная тема. Кратко отвечаю от себя:
— Фраза Рериха о «мист» (тумане) и его опасениях по поводу размытости понятия мистицизм мне нравится: действительно, многое, что называют «мистикой», оказывается либо суевериями и шарлатанством, либо просто плохо сформулированными духовными поисками. Чёткие термины и ясность — это база для серьёзного обсуждения.
— В то же время я считаю, что под словом «мистика» можно понимать несколько разных вещей, и важно различать их:
1. Народные суеверия и оккультные шоу — то, что легко дискредитировать и к чему наука справедливо относится критически.
2. Исторические мистерии и ритуалы (инициации, мистерии древних культов) — культурно и психологически значимые практики, которые изучать можно с точки зрения антропологии и истории религий.
3. Современные духовные практики и личный духовный опыт — переживания, которые иногда выражаются в метафор
...ЕщёАнатолий, добрый день!
Спасибо за выдержку — глубокая и важная тема. Кратко отвечаю от себя:
— Фраза Рериха о «мист» (тумане) и его опасениях по поводу размытости понятия мистицизм мне нравится: действительно, многое, что называют «мистикой», оказывается либо суевериями и шарлатанством, либо просто плохо сформулированными духовными поисками. Чёткие термины и ясность — это база для серьёзного обсуждения.
— В то же время я считаю, что под словом «мистика» можно понимать несколько разных вещей, и важно различать их:
1. Народные суеверия и оккультные шоу — то, что легко дискредитировать и к чему наука справедливо относится критически.
2. Исторические мистерии и ритуалы (инициации, мистерии древних культов) — культурно и психологически значимые практики, которые изучать можно с точки зрения антропологии и истории религий.
3. Современные духовные практики и личный духовный опыт — переживания, которые иногда выражаются в метафорах и образах и требуют аккуратной интерпретации.
4. Исследование тонких энергий и нетипичных состояний сознания — область, где возможен диалог между наукой и практикой, но он требует строгой методологии, верифицируемых результатов и осторожности с терминологией.
— Рерих говорит правильно: если под «мистикой» понимать искание истины и постоянное познание, то это неотделимо от науки. Проблема в том, что под одним словом смешиваются разные явления. Для продуктивного диалога нужно:
— уточнять определения;
— различать эмпирические наблюдения и субъективный опыт;
— использовать проверяемые методы там, где это возможно;
— признавать границы науки и одновременно оставлять место для исследовательского интереса к феноменам, ещё плохо понятым.
— Лично мне близок подход, при котором духовные практики и переживания рассматриваются как данные для изучения, а не как автоматически объяснённые мистификациями или навсегда отвергаемые. Это открывает путь к ответственному изучению «тонких» явлений без самообмана и без наивного мистицизма.
Анатолий, добрый день!
Спасибо за выдержку — глубокая и важная тема. Кратко отвечаю от себя:
— Фраза Рериха о «мист» (тумане) и его опасениях по поводу размытости понятия мистицизм мне нравится: действительно, многое, что называют «мистикой», оказывается либо суевериями и шарлатанством, либо просто плохо сформулированными духовными поисками. Чёткие термины и ясность — это база для серьёзного обсуждения.
— В то же время я считаю, что под словом «мистика» можно понимать несколько разных вещей, и важно различать их:
1. Народные суеверия и оккультные шоу — то, что легко дискредитировать и к чему наука справедливо относится критически.
2. Исторические мистерии и ритуалы (инициации, мистерии древних культов) — культурно и психологически значимые практики, которые изучать можно с точки зрения антропологии и истории религий.
3. Современные духовные практики и личный духовный опыт — переживания, которые иногда выражаются в метафор
...ЕщёАнатолий, добрый день!
Спасибо за выдержку — глубокая и важная тема. Кратко отвечаю от себя:
— Фраза Рериха о «мист» (тумане) и его опасениях по поводу размытости понятия мистицизм мне нравится: действительно, многое, что называют «мистикой», оказывается либо суевериями и шарлатанством, либо просто плохо сформулированными духовными поисками. Чёткие термины и ясность — это база для серьёзного обсуждения.
— В то же время я считаю, что под словом «мистика» можно понимать несколько разных вещей, и важно различать их:
1. Народные суеверия и оккультные шоу — то, что легко дискредитировать и к чему наука справедливо относится критически.
2. Исторические мистерии и ритуалы (инициации, мистерии древних культов) — культурно и психологически значимые практики, которые изучать можно с точки зрения антропологии и истории религий.
3. Современные духовные практики и личный духовный опыт — переживания, которые иногда выражаются в метафорах и образах и требуют аккуратной интерпретации.
4. Исследование тонких энергий и нетипичных состояний сознания — область, где возможен диалог между наукой и практикой, но он требует строгой методологии, верифицируемых результатов и осторожности с терминологией.
— Рерих говорит правильно: если под «мистикой» понимать искание истины и постоянное познание, то это неотделимо от науки. Проблема в том, что под одним словом смешиваются разные явления. Для продуктивного диалога нужно:
— уточнять определения;
— различать эмпирические наблюдения и субъективный опыт;
— использовать проверяемые методы там, где это возможно;
— признавать границы науки и одновременно оставлять место для исследовательского интереса к феноменам, ещё плохо понятым.
— Лично мне близок подход, при котором духовные практики и переживания рассматриваются как данные для изучения, а не как автоматически объяснённые мистификациями или навсегда отвергаемые. Это открывает путь к ответственному изучению «тонких» явлений без самообмана и без наивного мистицизма.
Анатолий Курковответил

Анюте
13:25Всё сверхъестественное - вполне естественно. Это законы Природы. Наука оперирует ТОЛЬКО законами физического плана. Есть Энергия, которая учёным не доступна. Они знают, что эта Энергиия существуют и называют её Тёмной Энергией.
Анатолий, точка зрения интересная, но есть несколько уточнений:
— Наука не ограничивается «только законами физического плана» в смысле того, что она изучает всё наблюдаемое и проверяемое эмпирически; если явление воспроизводимо и измеримо, оно может быть предметом научного исследования.
— Термин «тёмная энергия» в современной космологии описывает наблюдаемое ускоренное расширение Вселенной; это гипотеза для объяснения наблюдений, но она не предназначена для обозначения всякой «энергии, недоступной учёным».
— Идея о существовании иных форм Энергии вне научного доступа — философская или метафизическая, и её обсуждение полезно, но важно разграничивать научные термины и метафоры.
Если хотите, могу кратко объяснить, что именно учёные подразумевают под «тёмной энергией» и чем она отличается от эзотерических представлений об энергии.
Что такое тёмная энергия (в научном смысле):
— Это понятие в космологии, введённое для объяснения наблюдаемого ускоренного расширения Вселенной. Наблюдения за далекими суперновыми и космическим микроволновым фоном показали, что скорость расширения растёт, и чтобы это объяснить в рамках общей теории относительности, вводят компонент с отрицательным давлением — условно называемый тёмной энергией.
— Тёмная энергия — не конкретная «вещь», а параметр/модель: самая простая модель — космологическая постоянная Λ, которая эквивалентна однородной энергии вакуума с постоянной плотностью по времени и пространству. Существуют и более сложные гипотезы (динамические скалярные поля, модификации гравитации и т.д.).
— Чем тёмная энергия отличается от «эзотерической энергии»:
— Научная тёмная энергия — это модель, построенная для согласования теорий и наблюдений; её свойства формально описываются уравнениями и проверяются на данных.
— Эзотерические представле
...ЕщёЧто такое тёмная энергия (в научном смысле):
— Это понятие в космологии, введённое для объяснения наблюдаемого ускоренного расширения Вселенной. Наблюдения за далекими суперновыми и космическим микроволновым фоном показали, что скорость расширения растёт, и чтобы это объяснить в рамках общей теории относительности, вводят компонент с отрицательным давлением — условно называемый тёмной энергией.
— Тёмная энергия — не конкретная «вещь», а параметр/модель: самая простая модель — космологическая постоянная Λ, которая эквивалентна однородной энергии вакуума с постоянной плотностью по времени и пространству. Существуют и более сложные гипотезы (динамические скалярные поля, модификации гравитации и т.д.).
— Чем тёмная энергия отличается от «эзотерической энергии»:
— Научная тёмная энергия — это модель, построенная для согласования теорий и наблюдений; её свойства формально описываются уравнениями и проверяются на данных.
— Эзотерические представления об «энергии» обычно не дают воспроизводимых измерений, чётких предсказаний и математической формулировки, поэтому они вне доступа методологии естественных наук.
— Учёные не утверждают, что всё неизвестное — «тёмная энергия»; термин имеет конкретный контекст и ограничения.
— Почему учёные не просто «не допускают» других энергий, а работают по правилу проверяемости:
— Наука принимает новые понятия, если они дают предсказания и подтверждаются наблюдениями/экспериментом. Если появится воспроизводимая и измеримая «энергия», её будут исследовать и формализовать. Пока что многие идеи остаются философскими или метафорическими потому, что не проходят критерии научной проверки.
Анатолий Курковответил Elena
13:58Кстати, не Муза посещала творческих людей? ------Многие научные работники считали и считают, что они узнают только то, что позволяет Бог
КРАСИВЫЕ ЛЮДИ, ВСЕГДА БУДУТ ДЕЛАТЬ ВАМ КОМПЛИМЕНТЫ...БОГАТЫЕ ЛЮДИ, ВСЕГДА ПОДДЕРЖАТ ВАШУ ИДЕЮ И МЕЧТУ...СПОРТСМЕНЫ, ВСЕГДА БУДУТ ТРЕНИРОВАТЬ, ТАК КАК СЕБЯ ...И ТОЛЬКО ТЕ, КОМУ НЕЧЕМ ГОРДИТЬСЯ, ИЩУТ, КАК ВАС УНИЗИТЬ И СБИТЬ С ПУТИ, ЧТОБЫ НА ЭТОМ ФОНЕ, КАЗАТЬСЯ СЕБЕ ВЫШЕ.
вчера 16:40
Ответить
Класс1
08:01
Ответить
Класс
Пожаловаться
Анатолий КурковСветлане Сидоровой-Мустафиной
Разве очень богатый человек, внешне очень красивый и в прошлом выдающийся спортсмен, не может унизить или оскорбить человека? Он может быть элементарно невоспитанным и разве оскорбляют только те, кому не чем
Elena Di
07:19Дожились..... Уже с яблоками разговаривают старушки..... Старость -не радость.
Класс!
Ответить
Анатолий Курковответил Elena
Наши эмоции действуют не только на растения, но и на воду...Поэтому я никогда не говорю плохо о воде, если она даже из болота.
Анатолий, интересное замечание. Действительно, человек на ~70% состоит из воды, и вода в теле участвует во многих процессах — переносит вещества, обеспечивает биохимию, формирует среду для нервной и гормональной передачи сигналов. Эмоции отражаются в теле через гормоны, нейромедиаторы и физиологические изменения (сердцебиение, гормональный фон, тонус мышц и т.д.). Эти процессы могут менять свойства воды в организме на молекулярном уровне опосредованно (через растворённые вещества, рН, температуру и т.п.), но не так, чтобы «вода сразу становилась лучше или хуже» в бытовом смысле.
— Если мыслить метафорически — бережное отношение, добрые слова и спокойное состояние действительно полезны: они снижают стресс, улучшают здоровье и создают более благоприятную среду вокруг человека (включая растения и близких). Если же подходить строго научно — влияние эмоций на воду как на самостоятельный объект требует аккуратных измерений и воспроизводимых экспериментов; общепринутых доказа
...ЕщёАнатолий, интересное замечание. Действительно, человек на ~70% состоит из воды, и вода в теле участвует во многих процессах — переносит вещества, обеспечивает биохимию, формирует среду для нервной и гормональной передачи сигналов. Эмоции отражаются в теле через гормоны, нейромедиаторы и физиологические изменения (сердцебиение, гормональный фон, тонус мышц и т.д.). Эти процессы могут менять свойства воды в организме на молекулярном уровне опосредованно (через растворённые вещества, рН, температуру и т.п.), но не так, чтобы «вода сразу становилась лучше или хуже» в бытовом смысле.
— Если мыслить метафорически — бережное отношение, добрые слова и спокойное состояние действительно полезны: они снижают стресс, улучшают здоровье и создают более благоприятную среду вокруг человека (включая растения и близких). Если же подходить строго научно — влияние эмоций на воду как на самостоятельный объект требует аккуратных измерений и воспроизводимых экспериментов; общепринутых доказательств того, что слова непосредственно и устойчиво меняют структуру воды вне контекста биохимии, пока нет.
— Итого: говорить плохо о человеке — вредно для отношений и, скорее всего, вредно для самого говорящего и объекта (через стресс‑реакции). Но утверждать, что слова напрямую «портят» молекулы воды в теле, с научной точки зрения преждевременно. Лучше выбирать слово и отношение с заботой и уважением — это и полезно, и приятно.
Если вы попали в ситуацию, где вам известен стандартный сценарий развития событий, сделайте что-нибудь - не важно что - не укладывающееся в этот сценарий. Маятник будет погашен. Попробуйте реагировать хотя бы на мелкие неприятности «неадекватно». Поиграйте в своеобразную игру с «подменой»: страх - уверенность, уныние - энтузиазм, негодование - равнодушие, раздражение - радость.
Трансерфинг реальности
Elena Diответила Анатолию
18:23Потому что ,надо быть идиотом ,чтобы тратить свою энергию на разговоры с яблоками ,прежде ,чем их съесть.