В 1942 году Саша убежал на фронт. По Торопецкой земле фашисты шли к Москве, уничтожая всё на своём пути. В деревнях было голодно. У матери, Марии Савельевны, на руках было 3 дочери: Тоня, Тася, малолетняя Лида. Старший сын Василий в первые дни войны был призван в ряды Красной Армии. "Чем в деревне умирать с голодухи, лучше на фронт. Авось, не убьют. При случае можно матери посылку отправить, какой кусок мыла на еду обменяет, чтобы девок поддержать", – это почти дословные воспоминания отца. Он считал, что, если одним ртом в семье будет меньше, бабушке Маше будет легче. О том, что она молила Бога, лишь бы сын живым остался, как-то и не думал. Верил, что вернётся домой, иначе, кто будет помогать после войны по хозяйству. Девчата подрастут – их учить надо, одевать-обувать, мать одна не поднимет. Помнил, как тяжело было: в период коллективизации семья попала под раскулачивание, хотя не жили они даже в достатке, но забрали в колхоз коня, сельхозинвентарь, хлеб. Отец Иван Симанович нанимался на любую работу, пастушил. Да, видно, не смог смириться, что детей не прокормить. В 1937 году он умер. Сиротство наложило отпечаток на всех, вот поэтому 12-летний Саша и сбежал на войну: там страшно, могут убить, но там был кусок хлеба.
Был он весёлым, разговорчивым, на ходу сочинял частушки, не боялся никакой работы, несмотря на то что был среднего роста и худенький. Наверное, поэтому пришёлся по душе бойцам и был принят сыном полка. Ухаживал за лошадьми, ходил в разведку, поддерживал связь с партизанами, выполнял поручения командира полка. А командир обещал Саше, когда закончится война, по-настоящему усыновит его. Не пришлось! Ехали просёлочной дорогой на лошади с одного пункта наблюдения на другой, попали под обстрел. Лошадь разорвало, от повозки только щепки остались. Был смертельно ранен командир, отец контужен.
Тяжело переживая смерть командира, решил стать военным. И после окончания войны Александра как воспитанника (сына полка) направили на учёбу в Тверь, в суворовское училище. Но тоска по родным, переживания, что им нужна его помощь, подтолкнули, как он признавался, к глупости: побегу из училища, о чём впоследствии очень жалел.
В 1950 году Иванов А.И. был призван в ряды Советской Армии. Служил в городе Сортавала Карело-Финской АССР. Одна из фотографий, которую он прислал со службы, датирована 1953 годом (срок службы составлял 3 года).
Папа был мастером на все руки. Он построил дом. А чтобы тот был неповторим и узнаваем, украсил окна резными наличниками собственной работы. Замечательно готовил, чему научился во время службы в армии. Мастерски разделывал туши животных (в деревне это очень важный навык). Подшивал валенки. Чинил технику. Ухаживал за скотиной. За что бы он ни брался дома ли, в общественных делах, у него получалось всё. Я всегда заворожённо наблюдала за его работой, от него переняла аккуратность, настойчивость, добросовестность.
Александр Иванович Иванов – солдат, отстоявший свободу и независимость Советского Союза в Великой Отечественной войне, труженик, поднимавший и возрождавший Россию в послевоенные годы, Человек, думавший о процветании и благополучии Родины и её народа. Он не уникальность, не нечто выдающееся. Он – один из миллионов советских людей, для которых слова «Прежде думай о Родине, а потом о себе» были смыслом жизни. И когда я говорила ему, что для ветеранов есть льготы и ими нужно пользоваться, он всегда отвечал, что воевал на за награды и льготы, а за свободу и мир. Чтобы я, моя сестра Тася, брат Вова и миллионы других мальчишек и девчонок радовались мирному небу и яркому солнцу, ходили в школу, дружили, влюблялись, чтобы не прерывалась связь поколений, а передавалась во внуках и правнуках…
Нет комментариев