Два часа заслуженного триумфа, которые навсегда останутся ярчайшей страницей нашей истории.
Идея парада в сердце Москвы, на котором соберутся представители всех фронтов и всех родов войск, возникла уже 9 мая 1945 года. 24 мая начальник Генштаба генерал армии Алексей Антонов направил в войска директиву, согласно которой для участия в параде от каждого из 10 фронтов должны были выделить сводный полк. В него старались включать солдат и офицеров, отличившихся в сражениях, имевших боевые ордена.
Подготовка шла основательно, но в ускоренном режиме — и репетиции, и пошив формы, которым занимались десятки предприятий Москвы и Подмосковья. Для высшего командного состава справили новые мундиры цвета морской волны — вместо прежних, стального цвета. Впервые на Параде Победы у маршалов и генералов появились и шашки в кожаных ножнах с латунным прибором. Экипировать всех участников парада удалось к 20 июня.
Тренировки проходили на тогдашнем Центральном аэродроме имени Фрунзе, на Ходынском поле. Репетиции давались тяжело. Была директива — отбирать для участия в парадах солдат и офицеров ростом не ниже 176 см. и не старше 30 лет. Но выполнить эти условия не удалось: им не соответствовали многие Герои Советского Союза, прославленные кавалеры высших орденов. Таких заслуженных людей не могли не включить в сводные полки фронтов. Многие из них не любили муштру, но участие в Параде Победы воспринимали как великую честь, как главную награду за всю войну. Усердно тренировались на Ходынском поле кавалеристы и лошади, которых учили не бояться громкой музыки, рева моторов и топота. Саперы готовились прошагать по площади со своими боевыми собаками.
Наконец, 22 июня, в годовщину начала войны, Верховный главнокомандующий подписал приказ, завершавшийся так: «Парад победы принять моему заместителю маршалу Советского Союза Жукову. Командовать парадом победы маршалу Советского Союза Рокоссовскому».
Ровно в 10 часов утра, 24 июня 1945 года, после боя курантов на Спасской башне, из ее ворот на белом коне по имени Кумир выехал маршал Георгий Жуков. Ему навстречу на Полюсе караковой масти двинулся другой маршал Победы — Константин Рокоссовский.
Сводный военный оркестр из 1,4 тыс. музыкантов под управлением Сергея Чернецкого исполнил глинкинское «Славься».
После объезда сводных полков маршал Жуков поднялся на трибуну Мавзолея. В своей речи он несколько раз сказал о решающей роли, которую сыграли советские воины в разгроме Третьего рейха: «Красная армия не только отстояла свободу и независимость нашего Отечества, но и избавила от немецкого ига народы Европы. Отныне и навсегда наша победоносная Красная армия войдет в мировую историю как армия-освободительница, овеянная ореолом немеркнущей славы. Одержана победа, какой еще не знала история». Когда маршал Победы завершил речь, из-за кремлевской стены грянули триумфальные залпы. Парад начался.
Впереди каждого полка шли знаменосцы и командующие фронтами, полководцы Победы. Полки фронтов выходили на площадь в географическом порядке — с севера на юг. В тот день по Красной площади чеканили шаг бывалые солдаты, со славой вынесшие на своих плечах величайшую из войн. На мундирах блистали золотые звезды Героев Советского Союза, ордена Славы и Красной Звезды, серебряные медали «За отвагу».
После того как по брусчатке прошагали моряки — сводный полк Красного флота во главе с адмиралом Владимиром Фадеевым, оркестр смолк, и над площадью на минуту-другую повисла напряженная тишина. Паузу прервала барабанная дробь. Воины в перчатках, чтобы не замарать рук нацистской грязью, пронесли гитлеровские штандарты — древками к земле — и швырнули их наземь перед Мавзолеем основателя Страны Советов.
А потом снова мажорно грянул оркестр, и рядом с бойцами Московского гарнизона по площади прошли курсанты военных академий, а в финале — расчеты Калининского, Горьковского, Орловского и Тульского суворовских военных училищ, открытых в дни войны. Дети Победы, ее наследники, для которых и был спасен мир. Для них было великой честью пройти по брусчатке рядом с героями войны. Мальчишки, поборов волнение, маршировали безукоризненно. И — будущие защитники Отечества. С тех пор это стало традицией. Завершают парады на Красной площади юные суворовцы и нахимовцы.
В Параде приняли участие 24 маршала, 249 генералов, а всего — около 40 тыс. воинов. Вода стекала с касок и козырьков. Все — и рядовые, и маршалы — в то утро промокли до нитки. Многие увидели в этом символический смысл: ливень очищает от войны, омывает раны. Таким и запомнился тот счастливый день.
Дождь в Москве прекратился только к вечеру — и вскоре прогремел салют, которые так полюбила страна за последние месяцы войны. Каждый его залп воспринимался как здравица в честь победителей и приношение павшим.
Парад Победы 1945 года никогда не будет забыт. Ведь это итог небывалого напряжения сил в армии и в тылу, итог почти четырех лет самопожертвования. И — бессмертное шествие, великая армейская мистерия, в которой заложен глубокий смысл. Вспоминая об этом Параде, всматриваясь в кинохронику, мы понимаем: войска, защищающие Родину и правду, несокрушимы. Народ, который неотделим от своей армии, невозможно победить.
В статье использовались материалы сайта газеты "ИЗВЕСТИЯ"
#80летПобеды
#Памятнаядата
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев