Матица, так называли на Руси деревянную балку на потолке, выполненную из бревна кругляка или из другой пары брусьев. От этой балки требовалось иметь достаточную массивность и крепость.
Матица поддерживала собой потолок и являлась поперечной опорой для других балок на потолке. Если матица была крепкой, то и весь потолок был крепким, а все остальные балки сохранят свою крепость и не погнутся.
А как ещё? Ведь она на себе всю крышу, а значит и дом держит. Матица крепкая – и дом такой же. Матица долго держится - и изба стоит.
В народе верили, что матица будто бы живая и помогает дом, хозяйство в порядке держать, родовую память сохранять.
Перед многими праздниками на матице свечой или жидким тестом старшие в доме рисовали кресты, чтобы защитить свой дом, семью от болезней нечисти и от молний.
Перед дальней дорогой путник дотрагивался до матицы и просил защитить его от невзгод.
Под матицу подкладывали монетки, чтобы дом стал богатым, кусочки шерсти от скотинушки (особенно только что купленной у кого-то), чтобы здорова была и всегда от пастбища домой возвращалась, перья от курочек, чтобы они неслись хорошо. А молоком крест-накрест матицу взбрызгивали, чтобы коровушка хорошее молочко давала.
По матице никогда ничем не били, чтобы голова у домочадцев не болела. Даже при строительстве дома. И уж тем более, когда матица уже на месте была.
Гости, не получив личного приглашения от хозяев, не проходили в дом – за линию матицы, а сидели на лавке у входной двери или вовсе стояли у порога – говорили так: «Матица не пускает».
Если гости приходили в дом, где жила девица на выданье, и им сразу удавалось сесть за стол точно под матицей, то хозяева сразу узнавали, что речь пойдёт о сватовстве.
Под матицей расчёсывали девицу, которая в этот день под венец шла. Верили, что сила матицы её волосам передастся.
Молодой жене, которая впервые оказалась в доме мужа, первым делом нужно было посмотреть на матицу, а уже потом поклониться свёкру и свекрови. Так она делала, чтобы были ей почёт и уважение в новой семье.
Если кто-то и домочадцев был уверен, что сглаз получил или порчу, то как можно скорее садился, скрестив руки и ноги, и смотрел на матицу не мигая, сколько мог.
Комментарии 1