Великий князь скончался 15 (28) июля 1015 года в сельце Берестово недалеко от Киева. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви.
Как отмечает Дмитрий Лихачев, христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.
Сын Владимира Святославича, Святополк, женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира, Мария Доброгнева, была выдана за польского князя Казимира I.
Дочь Ярослава Мудрого, Елизавета, вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося её руки.
Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I.
Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I.
Можно было бы ещё долго перечислять родственные связи русских князей XI–XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.
Согласно «Большой российской энциклопедии» иногда термин «крещение Руси» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX–X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях – не одно столетие после крещения князя Владимира.
При широком понимании термина главными этапами крещения Руси (помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий) считаются, прежде всего, так называемое первое крещение Руси в 860-е годы, которое принято связывать с именами киевских князей и которое сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей.
Также сюда относится неудачная попытка крещения Руси, предпринятая киевской княжной Ольгой после её личного крещения в Константинополе в 946-м или 957 году; активное церковное строительство и меры по организационному оформлению церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
По совокупности данных исторических источников, крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число христианских держав и др.).
Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией.
Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир от-правил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу».
После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения, говорится в БРЭ. Не-смотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностранных источников позволяют полагать, что в нём в традиционной литературной форме говорится о вполне реальных внешнеполитических контактах Владимира, имевших религиозную подоплёку.
«Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы», – пишет по этому поводу Дмитрий Лихачев.
На первые годы после крещения (не позднее 997 года) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константино-польскому патриархату.
Одновременно с митрополией было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. Основные направления христианизации го-сударства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI–XII веках.
Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до 12. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных. Вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте).
Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных городских монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения.
Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах – Новгороде, Ростове, Ярославле – относятся к 1070-м годам (вместе с тем, непосредственная связь летописных «волхвов» со славянским язычеством иногда оспаривается). С этого времени язычество как общественный фактор больше не прослеживается. С таковой его ролью не следует смешивать сохранение остатков языческих представлений в быту как сельского, так и городского населения (что часто именуется «двоеверием», хотя этот термин не вполне адекватен), подчеркивается в БРЭ
Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования.
Нет комментариев