Достаем листочки, ручки и записываем. Анализ программного текста "Третье сентября" сегодня у нас.
Эй, там, на задних партах! Убрали телефоны, фит с Кридом нас не интересует. Поделка как поделка.
Но давайте посмотрим глубже.
Итак, поэт-песенник Игорь Николаев в далеком уже 1993 году пишет стихотворение "Третье сентября". Сразу ли песня становится хитом?
Нет, уважаемые студенты, конечно нет.
В девяностые годы в России было чем заняться, поэтому магический текст долгое время оставался просто одной из песен шансонье Михаила Шуфутинского.
Что говоришь? Почему текст магический? К этому мы еще придем. А пока давайте вспомним, как много мемов (а мы помним, что мем — это единица культурного наследия, привязанная к определенному времени), как много кавер-версий вам встречалось в современном информационном поле.
При этом позволю себе заметить, что особую популярность текст песни приобрел в последнее десятилетие.
Да-да, товарищи, именно текст. Каверы меняют музыку. Но не изменяют текст. Почему?
А вот мы и переходим к самому интересному.
Итак, первая строфа:
"Все не то, все не так. Ты мой друг, я твой враг.
Как же так все у нас с тобою?
Был апрель, и в любви мы клялись, но, увы,
Пролетел желтый лист по бульварам Москвы".
Казалось бы — обычная романтическая история. Так?
Так, да не так. Во-первых, мы с вами с первой же строки погружаемся в мир, где все перевернуто с ног на голову. Лирический герой еще не понимает, что привычному миру пришел конец.
Обратим особое внимание на временные рамки. Если в апреле все "было", а в сентябре герои расстались, то возлюбленная героя, которая остается за рамками повествования, вполне может быть беременна. Что, конечно, усложняет историю.
Отдельно обратим внимание на прилагательное "желтый". Это, с одной стороны, символ осени, но с другой — давайте вспомним! — "она несла тревожные желтые цветы".
Да-да, символ тревоги, нервического напряжения дает нам тут поэт. И не просто так.
Итак, мир, в котором категории "друг-враг" поменялись местами. Где все тревожно и непрочно.
Что же ждет нас дальше?
"Третье сентября — день прощанья.
День, когда горят костры рябин.
Как костры, горят обещанья
В день, когда я совсем один".
О чем нам говорит рябина?
А рябина, товарищи студенты, - это древнейшее магическое дерево. По народным поверьям славян, ирландцев, скандинавов, рябина оберегала дом от порчи и сглаза, отводила нечисть.
Вот и получается, что рябина буквально "отводит" от дома лирического героя нечисть-женщину. Сюда же и "горящие обещания". Ведь из мифов и легенд мы знаем, что нечисть старается обмануть человека, проникнуть в дом, принять чужое обличье.
Подтверждают эту версию и следующие слова:
"Я календарь переверну — и снова третье сентября.
На фото я твое взгляну — и снова третье сентября.
Но почему? Но почему расстаться все же нам пришлось?
Ведь было все у нас всерьез второго сентября".
Мы видим, что лирический герой попадает во временную петлю. Третье сентября становится днем сурка. Кроме того, обратите внимание, не четвертое сентября, не пятое, а именно третье.
Что мы знаем про число три? Мистическим значением это число наделяется с древнейших времен. Тут мы можем вспомнить и триединство, и Троицу, и привязку к лунному календарю в древней Индии (три фазы луны), и Явь, Навь, Правь.
Теперь вы видите, что лирическая героиня - на самом деле потусторонняя нечисть. Возможно, она хотела навредить лирическому герою, а — возможно! — всего лишь понести от него.
Впрочем, мы можем предположить, что это не нечисть, а ведьма. И ведьма опытная, у которой уже есть наследница ("Твоя дочь и мой сын — все хотят теплоты и ласки").
Таким образом, мы с вами, дорогие студенты, видим, что стихотворение "Третье сентября" наполнено мистическим, сакральным смыслом. И рассказывает нам весьма трагическую историю.
Автор: Дарья Шафран
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев