Удивительная история летчика Николая Иванова
Николай Иванов — летчик с удивительной судьбой. Он начал свой боевой путь под Сталинградом на тихоходном связном самолете У-2, а Победу встретил под Берлином на штурмовике Ил-2.
На фронте он совершил 423 боевых вылета и ни разу не был сбит! Иванов нанес огромный урон наземным войскам врага, а также спас восьмерых раненых летчиков, совершивших вынужденную посадку. Рассказываем подробности биографии Героя Советского Союза в нашем материале.
Николай родился 9 мая 1923 года в деревне Юрково под Смоленском в крестьянской семье. После окончания местной средней школы переехал в Москву и поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Иванов освоил специальность токаря, устроился на один из заводов столицы.
Работу молодой человек совмещал с учебой в аэроклубе. Летная подготовка пригодилась Николаю на военной службе: в марте 1941 года его призвали в Красную Армию и зачислили в авиаучилище.
Осенью 41-го Иванов закончил обучение и попал в запасную часть. В октябре 1942 года 20-летнего старшего сержанта отправили на фронт, причем сразу на самый трудный его участок — под Сталинградом.
В те дни город отражал один штурм противника за другим. В воздухе господство удерживала немецкая авиация, тем не менее советские летчики регулярно совершали боевые вылеты, чтобы помочь защитникам города.
Николай служил на тихоходном биплане У-2 и доставлял в прифронтовой территории важные донесения от штаба Донского фронта. Враг систематически охотился за связными самолетами, медленный биплан был легкой добычей для вражеских истребителей.
Иванов под Сталинградом всегда безупречно выполнял задания: он отправлялся в полет в любую погоду, успешно преодолевал опасные районы и вовремя приземлялся с ценными донесениями.
10 декабря 1942 года старший сержант возвращался с боевого задания, полет проходил штатно. Как вдруг Иванов заметил сбитый советский истребитель Як-1 на территории, захваченной противником. Летчик был ранен и совершил вынужденную посадку в сталинградской степи.
Николай мгновенно развернул свою машину в сторону попавшего в беду товарища и сел рядом с «ястребком». Затем он перенес тяжелораненого летчика-истребителя в свою кабину и взлетел прямо под носом у врага. Старший сержант успешно приземлился на своем аэродроме и передал летчика в госпиталь.
Это был не единственный случай спасения раненых летчиков. На своем У-2 Николай вытащил восемь человек, совершивших вынужденную посадку рядом с линией фронта.
26 января 1943 года Иванов получил крайне ответственное задание: доставить пакет с особо важными поручениями в штаб армии в максимально сжатые сроки. Командование установило для летчика относительно безопасный маршрут в обход окруженной группировки противника, занимавший полтора часа.
Николай же сам принял решение отклонится от курса и пролететь напрямую через окруженных немцев. Это было очень рискованно, однако Иванов выполнил задание и добрался до штаба армии всего за 40 минут! За это он получил благодарность от начальника штаба Донского фронта.
После разгрома окруженных дивизий противника под Сталинградом Иванов сражался на Центральном фронте в районе Курска. И здесь он отлично выполнял все боевые задания, проявил себя бесстрашным и решительным воином.
8 марта 1943 года, несмотря на низкую облачность и сильный дождь, сумел установить связь с 2-м гвардейским кавалерийским корпусом, действовавшим в тылу немецких войск. За выполнение этого задания и общий налет в 269 успешных боевых вылетов Николай Васильевич Иванов награжден орденом Красного Знамени.
После вручения почетной боевой награды летчик выполнил еще 52 задания на тихоходном У-2. Весной 1944 года Иванова направили на переподготовку в тыл. Николай освоил грозную боевую машину — штурмовик Ил-2. В июне 1944 года он вернулся на передовую и стал громить врага в ходе наступательной операции «Багратион» в Белорусской ССР.
Так, 5 июля в паре с еще одним Ил-2 Иванов проводил разведку немецких позиций. На станции Озерница в районе города Слоним он обнаружил три эшелона врага и принял решение атаковать их, несмотря на сильный огонь зениток.
Николай совершил три захода и успешно поразил пушками и бомбами цистерны с горючим, вагоны с боеприпасами и личным составом вермахта. Местные подпольщики докладывали, что в результате удара было уничтожено до 30 вагонов, два паровоза, а под обломками сгорели несколько десятков солдат противника.
После освобождения Белорусской ССР подразделение Иванова стало громить немцев в Польше, а затем и в Германии. Летчик за время боевых действий совершил 102 вылета на штурмовике Ил-2 и уничтожил до 150 солдат и офицеров врага, 15 танков, 130 повозок, 50 автомашин с войсками и грузами, два эшелона, склад с боеприпасами, склад с горючим.
За свои заслуги Николай Васильевич Иванов был награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза.
источник: МуZей Победы
* * *
От Админа...
После войны продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил Пугачёвское военное авиационное планёрное училище ВДВ, в 1952 году — среднюю школу, в 1955 году — курсы усовершенствования офицерского состава. Служил в 764-м истребительном авиационном полку (аэродром Большое Савино, Пермь). С 1962 года подполковник Н. В. Иванов — в запасе.
Жил в городе Белая Церковь Киевской области, работал контролёром ОТК на заводе.
Умер 10 ноября 1993 года. Похоронен в городе Белая Церковь Киевской области.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев