При просмотре советского фильма «Золотая цепь» никак не покидает ощущение, что в своё время он стал источником вдохновения для известных западных проектов. Например, фактическое воспроизведение в «Иллюзионисте» сцены материализации мечтаний.
Или же тема четырехмерного пространства, которая была доведена до некого Абсолюта в «Кубе». Можно даже с уверенностью утверждать, что дворец Ганувера, в котором все помещения находились в непрерывном движении, и стал прототипом опасной локации из технотриллера 1997 года. Здесь важно знать не только КУДА, но и КОГДА идти, ибо здание как бы живет своей собственной жизнью.
С некоторыми оговорками «Золотую цепь» можно отнести к декадансной трилогии, в которую кроме упомянутого фильма входят «Господин оформитель» и «Первая встреча, последняя встреча». Все эти три ленты были сделаны разными режиссерами, однако вышли в один год. И в одинаковой степени проникнуты «тёмными предчувствиями».
Именно как раз мрачная составляющая «Золотой цепи» (как фильма) вызвала нарекания у части зрителей, которые привыкли воспринимать творчество Александра Грина через «Алые паруса», то есть сугубо в романтическом ключе, не учитывая отдельные аспекты его биографии и времени, когда он творил.
Опять же именно по этой причине иная часть зрителей пришла к выводу, что фильм Александра Муратова был едва ли не самой удачной экранизацией Грина, предпринятой не «дословно», но по мотивам. А потому кинокартину надо рассматривать как совершенно самостоятельное произведение, обладающее особыми смыслами.
Взять, например, пресловутую золотую цепь, которая в фильме превращается из абстрактного сокровища, так сказать основы процветания господина Ганувера в нечто мистическое. Своего рода тайный символ, который с одной стороны обеспечивает материальное процветание, но с другой стороны, обрекает его владельца.
Опять же весьма показательной является «финальная речь» оказавшегося в замке на Змеином острове жулика Галлуэя (мы упоминали эту роль в обзоре сценических образов Владимира Головина). Она обращена к гостям, собравшимся на бал, однако возникает ощущение, что адресована т.н. «советской буржуазии» (завмаги, начсклады и т.п.), которая старательно подтачивала основы СССР, хотя вне оного не представляла собой ничего особого.
Именно по этой причине все три упоминавшиеся фильма: от «Господина оформителя» до «Золотой цепи» - пронизаны сумрачной фатальностью. В историческом контексте они как бы отсылают к крушению Российской Империи, однако на практике было предчувствие трагических событий, ожидавших наше общество.
Даже человекоподобный автомат по имени Ксаверий, заявляющий гостям, что вы все умрете, выглядит не как копия какого-то творения доктора Франкенштейна, но в качестве Пифии, чьи предсказания в равной степени мрачны и неумолимы. Впрочем, зритель, который первым делом слышит в фильме фразу: «Взяли ли вы свой пистолет?» - с самого начала настроен на подобный лад. Подписывайтесь на группу «Нуар»
Фильм, в оригинале называвшийся «Что-то злое», привлек двумя моментами. Во-первых, в нём бассейн был подан как аллегория сумрака. Во-вторых, лента вышла в прокат пять лет спустя после того, как при таинственных обстоятельствах покинула сей мир исполнительница одной из главных ролей Бриттани Мерфи.
Первоначально материал о фильме «Конец света» (2021) мы предполагали назвать: экзистенциальная драма ценой жизни человечества. Однако решили акцентировать внимание на визуальной схожести этого австралийского фантастического триллера с советской кинофантастикой.
Несмотря на всё, картину «Кинотеатр кошмаров» российская публика смотрела только ради Микки Рурка, представшего в указанной антологии кошмаров в роли «Киномеханика». Не просто персонажа, крутящего пленку в зале, но проецирующего на экран кошмары случайно забредших лиц.
Фильм «Ночной поезд до Лиссабона» (2013) можно посмотреть просто так, без учета контекстов, он всё равно произведет благоприятное впечатление хотя бы по причине хорошего актерского состава. Но лучше всё-таки познакомиться с этой лентой со знанием небольших «хитростей».
Суть фильма «Мотель Нигде» напоминает анекдот: « - А вы ведь известный артист? – Да! – Представьтесь пожалуйста и скажите пару слов о себе»… Едущая в шикарном лимузине девушка-группа, более известная как Сент Винсент, раздражена тем, что про неё никогда не слышал ни водитель, ни его сын, якобы являющийся меломаном.
Признаюсь, «Полуночный экспресс» (2008) в год выхода на экраны на меня особого впечатления не произвел. Может быть, потому, что я ожидал чего-то обязывающего к наименованию одноименного шедевра Алана Паркера, а оттого счел ленту «наглым самозванцем».
Есть оправданное подозрение, что создатели гастрономического триллера «Меню» (2022) на самом деле вдохновлялись фразой, которую бросил одни из персонажей знаменитого нео-нуара «Чёрная орхидея» (2005): «Подлинно великие люди довольствуются простой пищей, высокая кухня создана для дегенератов».
Книги, в которые не надо заглядывать даже из порочного любопытства
Когда вы будете смотреть мистический триллер «Книги крови» (2020), главное – не перепутать его с почти одноименным фильмом ужасов 2008 года. Что весьма затруднительно, ибо есть некоторые переклички между сюжетами, а это в свою очередь вызвано литературным первоисточником – рассказами Клайва Баркера.
Чем чреват дефицит внимания в миксе из «Догвилля» и «Зазеркалья»?
Можно смело утверждать, что Генри Селик – самый титулованный сумрачный мультипликатор. Его дважды номинировали на «Оскар». Первый раз в 1994 году - за живописный «Кошмар перед Рождеством». Второй раз в 2010 году – за полную тайных смыслов «Коралину в Стране Кошмаров» (в оригинале просто «Коралина»).
Скажем честно, способность видеть призраков радующей можно назвать лишь отчасти и то с большой натяжкой. Обычно это - повод для больших проблем как психологического, так и карьерного свойства. Впрочем, если речь идет об испанском кинематографе, то возможны весьма странные «коктейли».
Несмотря на то, что «Человек действия» (2022) – это испанский фильм, история, показанная в нём, преимущественно развивается в Париже 60-70-ых годов. Что подано не столько как романтический сюжет, сколько как эхо всякого рода социальных потрясений и прочих «студенческих революций».
«Звёздная пыль», но не на сапогах, а в несколько ином месте
Рождество, а потому по традиции поговорим о сказке. Тем более что проект 2007 года «Звёздная пыль» мы уже упоминали в связи с дебютным фильмом Мэттью Вона «Слоеный пирог» (2004).
Фильм «Девушка в окне» (2022) все приняли за триллер, созданный «в самом деле», хотя тот творился как пародия. Но пародия мрачная, без ужимок и гэгов, а потому её ироничность не совсем очевидна. Особенно, если вы не слишком хорошо ориентируетесь в многообразии криминальных сюжетов.
Испанский фильм 2016 года «Бар» наши прокатчики решили переименовать в «Дикую историю», чем вызвали немалую путаницу, так как зритель нередко полагал, что речь идет об аргентинской сумрачной антологии «Дикие истории», которые появились за пару лет до этого.
«Кинопоиск» почему-то решил «переименовать» фильм 1958 года «Девушка с вечеринки» в «Тусовщицу», чем меняется весь эмоциональный окрас этой непривычной киноленты. Конечно же, главная героиня - никакая не тусовщица. В Чикаго рубежа 20-30-ых вообще едва ли знали подобное слово.
Испанский фильм 2013 года «Ведьмы из Сугаррамурди» очень сложно охарактеризовать с точки зрения его жанровой принадлежности. В нём перемешано всё, что в итоге, казалось бы, превратилось в сумрачный фарс. Однако в этой ленте есть строгая логика, которая искусно скрыта за фантасмагорией происходящего на экране.
Тайна на грани приличий шизо-карнавала из «Венецияфрении»
Испанский триллер «Венецияфрения» (2021) хранит в себе секрет, который не был замечен кинокритиками, предпочитающими обращать внимание лишь на внешнюю сторону дела. Мол, мы имеем дело с криминальным сюжетом, когда группа радикалов «ополчилась» на туристов.
В поисках загадки «Кабинета редкостей» от Гильермо дель Торо
Вне всякого сомнения, самым обсуждаемым телевизионным проектом прошлого года стала антология пугающих историй «Кабинет редкостей», продюсером который выступил мастер страшных киноновелл Гильермо дель Торо. Он же являлся вдохновителем данной идеи, в некоторых случаях представая автором сценария отдельных эпизодов.
В мире сугубых киношников бытует апокриф, что Гай Ричи снял свои самые успешные фильмы не сам по себе, а при активном участии Мэтью Вона, являвшегося не просто продюсером, но собственно соавтором. К слову сказать, версия вполне оправданная, если учесть, что талант Гая Ричи, равно как способность продуцировать оригинальные идеи как-то подозрительно «скукожились», когда тот перешел «под крыло» Люка Бессона.
Сугубо британский сюжет, но всё-таки в испанском триллере
Сразу же после просмотра задаешься вопросом: что зашифровано в «оксфордских убийствах»? По этой причине я смотрел фильм неоднократно. Только два раза в год его выходы на экраны. «Убийства в Оксфорде» - воистину завораживающая лента. Не верьте тем, кто говорит обратное.
Нет комментариев