Безрадостный финал или, по меньшей мере, отсутствие однозначного хэппи-энда всегда было отличительной чертой нуара во всех его проявлениях. Иногда даже специально планировалось «разбавить мрак», дабы не вызывать излишне пессимистичного настроения зрителя.
Так, например, произошло в классическом «советском нуаре» «Место встречи изменить нельзя» (1979), когда было решено «оставить в живых» Варю Синичкину. Как вы, наверное, догадались, сегодня мы говорим о типологии нуарных концовок. И будем двигаться по направлению от оптимизма к пессимизму.
Самым благоприятным исходом фильма можно полагать, когда главные герои (он и она) всё-таки остались в живых. Хотя по сюжету вокруг них и возникло множество покойных. Это можем наблюдать в «Глубоком сне» (1946).
Есть обманчивые концовки. Вроде бы протагонист погиб. Вы уже готовитесь всплакнуть, как вдруг вплывают «особые обстоятельства». В качестве примера приводим «Смерть телохранителя» (1992). Бывают завершения в стиле сдержанного пафоса. Ничего не удалось добиться, никого из преступников не наказали, но главный герой полон сил бороться дальше. Это мы можем видеть в советском триллере «Следы оборотня» (1986).
К подобной концовке примыкает «загадочный финал», характерный для значительной части эпизодов «Секретных материалов». Все улики пропадают, расследование прекращено, но не исключено, что в будущем всё-таки возобновится.
Есть вариант стаус-кво. То есть как бы преступники наказаны, даже положительные герои отчасти живы. Но истинные заказчики злодеяния так и остались «в тени». Мы можем видеть это как в первом сезоне «Настоящего детектива», так и в испанском триллере «Миниатюрный остров» (2014).
Бывают многообещающие завершения. То есть по факту главный герои всё-таки проиграл, но если он наберется терпения, то может всё исправить. Подобное мы замечаем в фильме «Направь их в ад, Мэлоун» (2009), когда детектив перебирает множество телефонных номеров, в надежде попасть на «нужный»
Бывают недоуменные финалы. Обычно их связывают с темой развенчания мифа о частном детективе. Тот в итоге делает всё только хуже, чем было вначале. В итоге гибнет одна из героинь, что находится на его совести. Вспоминаем «Китайский квартал» (1974) и «Ночные ходы» (1975).
Случается, что главный герой сам предает доверившуюся ему девушку. Мол, я циник и закон превыше всего. Такое мы можем наблюдать и в классическом «Мальтийском соколе» (1941) и китайской ленте «Черный уголь, тонкий лёд» (2014)
В криминальном кино весьма популярна тема гибели всех главных героев. Тут есть вариации: одно дело, когда это своего рода «взаимозачет», то есть фатум настиг всех, ибо все небезгрешны. Можно вспомнить и «Скорпиона» (1973), и оригинального «Механика» (1972). А бывает, что режиссер специально погружает вас в беспросветный мрак отчаяния, ибо жизнь она штука жестокая. Именно так случилось в нео-нуаре «Галвестон» (2018), который говорит о том, что от судьбы не убежишь. Подписывайтесь на группу «Нуар»
Только через ленту «Радиоактивные грезы» (1986) можно понять, чем в своё время вдохновлялись и откуда черпали идеи создатели причудливых кинокартин «Взрыв из прошлого» (1998) и «Шестиструнный самурай» (1998). Хотя в то же самое время «Грезы» творились как отвязаная пародия на вторую и третью части «Безумного Макса».
Фильм «Смерть и компас» (1992) был экранизацией одного из рассказов великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса периода обретения им известности. Только в назывании фильма «буссоль» заменили «компасом», что не является критической трансформацией, ибо буссоль – это соединение как раз компаса и геодезического угломера.
Без ленты «Безумный Джо» (1974) не было бы ни «Короля Нью-Йорка» Абеля Феррары, ни «Славных парней» Мартина Скорсезе. Причем последний настолько впечатлился фильмом, что позже «дословно» воспроизвел некоторые фрагменты в «Ирландце», хотя на этот момент обратили внимание далеко не все.
В свою бытность я не ожидал ничего особого от просмотра корейского триллера «Звери, что цепляются за соломинку» (2020), тем более что это была дебютная работа режиссера Ким Ён-хуна (автор ожидаемого мини-сериала «Девушка в маске»).
Лучшая трэшевая фантастика 90-ых или «Бегущий по лезвию» наизнанку
После того, как пересмотрели фильм «Немезида» (1992) пришли к выводу, что для творчества режиссера Альберта Пьюна надо создавать отдельную Вселенную, ибо все элементы его преимущественно фантастических фильмов связаны между собой.
Фильм, предсказавший «свинцовый дождь» на улицах Италии
Именитый итальянский режиссер Карло Лицциани создавал фильм «Бандиты в Милане» как некий экспериментальный проект, а по сути, сформировал новый жанр. Мы подразумеваем преимущественно итальянское явление – еврокрайм. У каждого апеннинского направления в кино есть свое начало.
Как ни странно, но на фильм «До первого снега» (2006) мы вышли через фильмографию главной койот-барменши мирового кино Пайпер Перабо. И лишь затем обратили внимание на то, что главная роль была отведена Гаю Пирсу. Тот мог сниматься как в совершенно проходных кинокартинах, так и в безусловных шедеврах.
Ни разу не удивлюсь, если Ю.Быков при работе над «Заводом» впечатлялся лентой 1991 года «Железный лабиринт». Та хотя и считается американской, но была в большей степени японской. Режиссер – Хироаки Йошида, исполнитель одной из главных ролей – Хироаки Мураками.
Простота хуже убийства или французская «чёрная комедия», накликавшая беду
Материал, посвященный криминальной комедии «Хорошенькое дельце» (1973), которая в своё время была жутко популярна в СССР, возник благодаря подсказке наших читателей, за что мы, дорогие друзья, вам бесконечно благодарны.
Фильм, что был задолго до «Твин Пикс» и «Прирожденных убийц»
Лента «Безумный Пьеро» (1965) была одним из самых манифестных творений Жана-Люка Годара, который к моменту создания фильма уже считался «философом от кино» и человеком, вызвавшим «новую волну».
Фильм 1992 года «Рисовальщик» относится к числу высокобюджетных телевизионных проектов, что некогда делала студия MGM, создавая иной раз весьма качественные адаптации нуара. Можно в качестве примера привести фильм «Убийства девушек с календаря», в коем появилась еще неизвестная широкой публике Шэрон Стоун.
«Пусть звучит этот вальс» (1971) – наверное, самая типичная для творчества выдающегося французского режиссера Жоржа Лотнера лента. В меру иронии, мрачного действия, качественный актерский состав. Кажется, что именно по этой кинокартине можно изучать «стиль Лотнера», который достигнет своего апогея в «Профессионале» и «Игре в четыре руки».
В недавней публикации мы рассуждали о волне эпигонства и подражательства, которую подняла эпопея про Гарри Поттера. Изучая отдельные аспекты этого вопроса, натолкнулись на фильм «История одного вампира» (2009).
Можно по-разному воспринимать фильм «Чёрный монокль». Допустимо утверждать, что он являлся кинематографическим предшественником знаменитой компьютерной игрушки «Возвращение в замок Вольфенштейн». Однако для многих будет более важно, что это был дебютный проект прославленного французского режиссера Жоржа Лотнера («Игра в четыре руки», «Профессионал»).
Небольшие секреты динамичного криминала с Брэдом Питом
Чтобы постигнуть некоторые моменты в фильме «Быстрее пули» (2022), надо знакомиться с современным западным кинематографом «в правильном порядке». Если быть более точным, то сначала посмотреть фильм «Затерянный город», а лишь затем - «Быстрее пули». Но никак не наоборот.
Инфернальный мультфильм из СССР, предсказавший нынешние нравы
На самом деле подобных мультфильмов было два: «Шиворот-навыворот» и его продолжение «Чертенок 13» - а потому можно вести речь об инфернальной мультдилогии. Подобный предикат мы используем, так как рассказ шёл о школе для маленьких чертей… тех, что с рожками и хвостами.
Вы удивитесь, но мистический триллер «Доппельгангер» (1993) был задуман как сумрачная пародия на легендарный «Завтрак у Тиффани». Да-да!!! Вы не ослышались! Именно таков был первоначальный замысел израильского режиссера Ави Нешера, который решил обратиться к современной классике…
Советскую ленту «Вооружен и очень опасен» (1977) мы решили вспомнить по нескольким причинам. Во-первых, в одном из разговоров всплыл образ певички Жюли, которая была упомянута как антипод Джил Харт из опять же советского фильма «Рафферти». Мол, Евгения Симонова в этом образе – мискастинг. То ли дело Сенчина!
Весьма популярная в СССР французская «чёрная комедия»
До сих пор непостижимым для меня фактом является то, что ныне почти не вспоминают ленту «Вендетта по-корсикански» (1976), коя в свое время была дико популярной у советского зрителя. Фильм французский, хотя и созданный американским режиссером Хьюбертом Кронфилдом.
Нет комментариев