Многочисленные поклонники нуара не раз задавались вопросом, почему жанр, ассоциируемый в первую очередь с американским кинематографом, был назван французским словом noir (черный)? Почему эти фильмы не стали называться дарком или блэком? Ведь это было бы логично. Ответ кроется не столько в истории создания нуаровских фильмов, сколько в истории их «обнаружения» и «имянаречения»; процессов, когда несколько кинолент были идентифицированы как в некоторой степени родственные. И это несмотря на то, что они снимались разными режиссерами, на разных киностудиях, с разными актерами.
«Имянаречение» произошло летом 1946 года во Франции. Тогда местная публика открыла для себя новый вид американских фильмов. За короткий период времени, длившийся приблизительно с середины июля по начало августа, французский кинозритель было ошеломлен, шокирован, заинтригован пятью лентами, каждая из которых была окрашена мрачными тонами, составленными из эротизма, таинственности и фатализма. Это были: «Двойная страховка» Билли Уайлдера, «Женщина в окне» Фрица Ланга, «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, «Лора» Отто Премингера, «Убийство, моя милочка» Эдварда Дмитрика.
В годы войны и немецкой оккупации Франция на долгое время была лишена возможности следить за новинками Голливуда. Послевоенный европейский зритель всё ещё жил воспоминаниями о «Грозовом перевале» Уильяма Уайлера, «Платиновой блондинке» Франка Капры, «Дилижансе» Джона Форда, «Бродвейской мелодии» Роя Рута. Будучи совершенно неосведомленными о последних тенденциях в американском кино, французские критики некоторое время пребывали в растерянности. «Новый» кинематограф был абсолютно иным, нежели они ожидали. Первым о «черном кино» (film noir) заговорил французский кино-обозреватель Нино Франк.
Именно он увидел в разрозненных кинолентах общие черты, предполагая наличие общего нуар-стиля. Франк ещё не говорил о самостоятельном жанре, более того, в своих отзывах на «Двойную страховку» и «Мальтийского сокола» он заявлял: «Эти фильмы принадлежат к тому, что ранее мы называли полицейским жанром, однако в настоящее время было бы правильнее использовать термин „криминальная авантюра“, а ещё лучше „преступная психология“». Именно такой была первая (во многом поверхностная) реакция. Несомненно, что ожидавшие от американских фильмов сугубо положительных эмоций критики не смогли полностью оценить значение упомянутых выше лент.
Джеймс Нэрмор в своей работе, посвященной американскому нуару, сделал смелое предположение: возникновение термина на французской почве было отнюдь не случайным. В частности, указывая на людей, причастных к появлению «мрачного стиля», он называл имя Бориса Виана, французского писателя, дружного с сюрреалистом Реймоном Кено и экзистенциалистом Жаном-Полем Сартром. Виан писал остроумные авангардистские романы, абсурдистские пьесы, вел сатирическую колонку в журнале «Тан Модерн» («Новые времена»), играл на трубе, выступал в джазовых клубах. Однако в истории литературы он остался, прежде всего, как создатель т.н. «нуар-романов» - явления, которое долгое время никак не ассоциировали с именем его творца. Эта история началась следующим образом. Летом 1946 года к Виану обратился представитель одного из издательств, которое планировало начать выпуск криминальных повестей, способных конкурировать с «Черной серией» («Серия нуар» - может считаться отправной точкой для критиков) издательского дома «Галлимар».
Воодушевившись этой задумкой, Виан буквально за две недели написал роман «Я приду плюнуть на ваши могилы». Это свое творение он издал под псевдонимом Вернон Салливан. Чтобы придать вымыслу убедительность, автор наградил свой псевдоним выдуманный биографией. Салливан якобы был темнокожим автором из США, которого запрещали печатать в Америке. Более того, Салливан был провозглашен преступником, ненавидящим белых, в том числе подозреваемым в убийствах. Для пущей убедительности Виан, который выступал будто бы лишь как переводчик, сообщал в предисловии к роману, что книга никогда не будет напечатана в США, так как могла бы спровоцировать расовые беспорядки и поднять волну насилия. Судьба произведения во Франции складывалась не слишком гладко. «Я приду плюнуть» вызвал немалый фурор и впервые после «Мадам Бовари» рисковал попасть под суд «за пристойное содержание».
Роман и вовсе стал обрастать легендами, когда его обнаружили на месте преступления. В гостиничном номере торговец средних лет задушил свою молодую любовницу, после чего покончил жизнь самоубийством. Полиция нашла рядом с телами открытую книгу, в которой было подчеркнуто описание наиболее кровавых сцен. Виана на некоторое время направляют в тюрьму, откуда он освобождается, заплатив немалый штраф. Всю оставшуюся жизнь писатель страдал за свое детище. Например, он был категорически против экранизации романа. Однако к его мнению решили не прислушиваться. Фильм был снят, и Виана пригласили на его премьеру, состоявшуюся 23 июня 1959 года в парижском кинозале «Пети Марбеф». Во время просмотра у Бориса Виана остановилось сердце.
Только через ленту «Радиоактивные грезы» (1986) можно понять, чем в своё время вдохновлялись и откуда черпали идеи создатели причудливых кинокартин «Взрыв из прошлого» (1998) и «Шестиструнный самурай» (1998). Хотя в то же самое время «Грезы» творились как отвязаная пародия на вторую и третью части «Безумного Макса».
Фильм «Смерть и компас» (1992) был экранизацией одного из рассказов великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса периода обретения им известности. Только в назывании фильма «буссоль» заменили «компасом», что не является критической трансформацией, ибо буссоль – это соединение как раз компаса и геодезического угломера.
Без ленты «Безумный Джо» (1974) не было бы ни «Короля Нью-Йорка» Абеля Феррары, ни «Славных парней» Мартина Скорсезе. Причем последний настолько впечатлился фильмом, что позже «дословно» воспроизвел некоторые фрагменты в «Ирландце», хотя на этот момент обратили внимание далеко не все.
В свою бытность я не ожидал ничего особого от просмотра корейского триллера «Звери, что цепляются за соломинку» (2020), тем более что это была дебютная работа режиссера Ким Ён-хуна (автор ожидаемого мини-сериала «Девушка в маске»).
Лучшая трэшевая фантастика 90-ых или «Бегущий по лезвию» наизнанку
После того, как пересмотрели фильм «Немезида» (1992) пришли к выводу, что для творчества режиссера Альберта Пьюна надо создавать отдельную Вселенную, ибо все элементы его преимущественно фантастических фильмов связаны между собой.
Фильм, предсказавший «свинцовый дождь» на улицах Италии
Именитый итальянский режиссер Карло Лицциани создавал фильм «Бандиты в Милане» как некий экспериментальный проект, а по сути, сформировал новый жанр. Мы подразумеваем преимущественно итальянское явление – еврокрайм. У каждого апеннинского направления в кино есть свое начало.
Как ни странно, но на фильм «До первого снега» (2006) мы вышли через фильмографию главной койот-барменши мирового кино Пайпер Перабо. И лишь затем обратили внимание на то, что главная роль была отведена Гаю Пирсу. Тот мог сниматься как в совершенно проходных кинокартинах, так и в безусловных шедеврах.
Ни разу не удивлюсь, если Ю.Быков при работе над «Заводом» впечатлялся лентой 1991 года «Железный лабиринт». Та хотя и считается американской, но была в большей степени японской. Режиссер – Хироаки Йошида, исполнитель одной из главных ролей – Хироаки Мураками.
Простота хуже убийства или французская «чёрная комедия», накликавшая беду
Материал, посвященный криминальной комедии «Хорошенькое дельце» (1973), которая в своё время была жутко популярна в СССР, возник благодаря подсказке наших читателей, за что мы, дорогие друзья, вам бесконечно благодарны.
Фильм, что был задолго до «Твин Пикс» и «Прирожденных убийц»
Лента «Безумный Пьеро» (1965) была одним из самых манифестных творений Жана-Люка Годара, который к моменту создания фильма уже считался «философом от кино» и человеком, вызвавшим «новую волну».
Фильм 1992 года «Рисовальщик» относится к числу высокобюджетных телевизионных проектов, что некогда делала студия MGM, создавая иной раз весьма качественные адаптации нуара. Можно в качестве примера привести фильм «Убийства девушек с календаря», в коем появилась еще неизвестная широкой публике Шэрон Стоун.
«Пусть звучит этот вальс» (1971) – наверное, самая типичная для творчества выдающегося французского режиссера Жоржа Лотнера лента. В меру иронии, мрачного действия, качественный актерский состав. Кажется, что именно по этой кинокартине можно изучать «стиль Лотнера», который достигнет своего апогея в «Профессионале» и «Игре в четыре руки».
В недавней публикации мы рассуждали о волне эпигонства и подражательства, которую подняла эпопея про Гарри Поттера. Изучая отдельные аспекты этого вопроса, натолкнулись на фильм «История одного вампира» (2009).
Можно по-разному воспринимать фильм «Чёрный монокль». Допустимо утверждать, что он являлся кинематографическим предшественником знаменитой компьютерной игрушки «Возвращение в замок Вольфенштейн». Однако для многих будет более важно, что это был дебютный проект прославленного французского режиссера Жоржа Лотнера («Игра в четыре руки», «Профессионал»).
Небольшие секреты динамичного криминала с Брэдом Питом
Чтобы постигнуть некоторые моменты в фильме «Быстрее пули» (2022), надо знакомиться с современным западным кинематографом «в правильном порядке». Если быть более точным, то сначала посмотреть фильм «Затерянный город», а лишь затем - «Быстрее пули». Но никак не наоборот.
Инфернальный мультфильм из СССР, предсказавший нынешние нравы
На самом деле подобных мультфильмов было два: «Шиворот-навыворот» и его продолжение «Чертенок 13» - а потому можно вести речь об инфернальной мультдилогии. Подобный предикат мы используем, так как рассказ шёл о школе для маленьких чертей… тех, что с рожками и хвостами.
Вы удивитесь, но мистический триллер «Доппельгангер» (1993) был задуман как сумрачная пародия на легендарный «Завтрак у Тиффани». Да-да!!! Вы не ослышались! Именно таков был первоначальный замысел израильского режиссера Ави Нешера, который решил обратиться к современной классике…
Советскую ленту «Вооружен и очень опасен» (1977) мы решили вспомнить по нескольким причинам. Во-первых, в одном из разговоров всплыл образ певички Жюли, которая была упомянута как антипод Джил Харт из опять же советского фильма «Рафферти». Мол, Евгения Симонова в этом образе – мискастинг. То ли дело Сенчина!
Весьма популярная в СССР французская «чёрная комедия»
До сих пор непостижимым для меня фактом является то, что ныне почти не вспоминают ленту «Вендетта по-корсикански» (1976), коя в свое время была дико популярной у советского зрителя. Фильм французский, хотя и созданный американским режиссером Хьюбертом Кронфилдом.
Нет комментариев