Островский описывая "темное царство" купеческого быта не так уж далёк был от истины. Особенно это проявлялось после ярмарок и успешных сделок
Когда кончалась многодневная безобразная попойка приезжавших на Макарьевскую или Нижегородскую ярмарку богатых купцов, они уже не находили никаких новых ресторанных развлечений, считая, что все ими видено и испытано, то обращались к своеобразной «экзотике».
Требовали особое блюдо, не входившее в обычное меню. Официанты и распорядитель вносили в отдельный кабинет, специально имевшийся для этой цели громадный поднос, на котором среди цветов, буфетной зелени и холодных гарниров лежала на салфетках обнаженная женщина. Когда ставили эту «экзотику» на стол, начиналась дикая вэкханалия.
Стриженные в кружок, длиннобородые «первогильдийцы» в сюртуках, почти достигавших пят, и в сапогах «бутылками», приходили в неистовый восторг, кричали «ура», пили шампанское и старались перещеголять друг друга в щедрости.
Под гром оркестра они засыпали «Венеру» кредитками, иногда час, два и более.
Но подобные развлечения были и в заграничных ресторанах. Хождение по битым тарелкам тоже никого не удивишь, правда для русских купцов очень важно было чтобы сапоги были вымазаны в соусе которым заправляли салат оливье.
Но были и свои разновидности диких удовольствий. Например «аквариум». Выдвигали на середину комнаты рояль, лили в него несколько дюжин шампанского и пускали плавать сардинки или кильки. Во время процедуры тапер должен был играть бравурный марш.
Почему нравилось подобное развлечение фольклористы и собиратели традиций русского быта не знают до сих пор
Было ещё несколько странных развлечений и самое странное это " похороны русалки".
При «похоронах русалки» заказывали срочно привезти гроб из ближнего похоронного бюро, клали в него согласившуюся на это эстрадную этуаль, заставляли цыганский хор петь погребальные песни, а организаторы безобразия, напившиеся до чертиков, искренне и от души рыдали.
«Хождение по тарелкам», или «по мукам», — тоже одно из излюбленных купеческих кабацких развлечений, при котором вся посуда со стола вместе с кушаньями перемещалась в один ряд на пол, и по этой импровизированной тропе из еды и фарфора и должен пройти в хлам пьяный купец. Если прошел и не упал, значит проштрафился, то есть самый трезвый и будет платить за битую посуду.
Ещё одна забава была пригласить на торжества "генерала". Отставного генерала в мундире и с орденами приглашали за плату. Встречали его с почестями, с хлебом солью и так же провожали. За столом "генералы" сидели на почетном месте и им первым подавали еду. Генералы принимали участи и в похоронах, на свадьбах, крестинах. Чем важнее держался генерал тем больше ему платили.
Как то на свадьбу в Иваново -Вознесенск пригласили "родственника" генерала грудь которого была украшена пятью звёздами персидского ордена " Льва и Солнца". Смотреть на "генерала" сбежалось пол города, а купцы конкуренты " потеряли голову от досады".
Генералов конечно играли иногда московские статисты, иногда поручики.
Так что деньги купцы проматывали не меньше чем тратили на благотворительность.
Нет комментариев