54-летняя Тамара Ивановна Ольшанска нервно прохаживалась возле дверей клиники красоты и здоровья, где ее старшая дочь Марина работала косметологом. Неделю назад мать снова повздорила с Мариной, но Тамара совершенно не ожидала, что дочь обидется.
В последнее время старшая дочь стала уж слишком обидчивой. Слова ей не скажи, - подумала Ольшанская, как вдруг в этот момент входная дверь открылась и оттуда вышла Марина - 35-летняя врач косметолог, заведующая отделением клиники.
- Доченька, привет, можно тебя на минутку, - помахала рукой Тамара Ивановна.
- Мама? - удивилась молодая женщина, - что ты здесь делаешь? Могла бы просто позвонить.
- Нет, я хотела лично поговорить, - опустила глаза мать, - ты прости меня за прошлый наш разговор. Нервы ни к черту, срываюсь часто. Сегодня вот на Степку накричала, — вздохнула мать.
- Я все понимаю и не обижаюсь, - Марина погладила маму по руке.
- Почему же тогда не звонишь? - тут же спросила Ольшанская старшая.
- На работе завал, дедушка приболел, Агата двоек нахваталась, в общем, много проблем, - отмахнулась женщина. Но мать хорошо знала характер дочери. Марина сто процентов обиделась, но виду не подаёт.
- Ну, ладно, тогда приходите с Агатой на ужин в субботу. Ванечке два года исполнится, посидим по семейному. Утром - то Кристина и Степан поедут с ним на аттракционы, в детский магазин, а вечером решили семьей собраться. Дедушку, обязательно, привези, - Тамара с надеждой посмотрела прямо в глаза дочери.
- Приедем, конечно. Я уже и подарок своему племяннику любимому купила. Сама планировала заехать с Агатой и поздравить малыша. Заехала бы, правда, - Марина обняла маму и добавила, - пойдем, я отвезу тебя домой, а то мне еще за дочерью ехать. Представляешь, Агата снова решила вернуться на танцы. Встала в пару с Максимкой. Он безумно рад, что она вернулась.
- Да? - обрадовалась бабушка, - какие замечательные новости. Я знала, что Агата разумная девочка и вернется в танцевальную школу. Это все гормоны играют, сама понимаешь, четырнадцать лет.
Женщины пошли на стоянку машин, расположенную напротив здания. Мать и дочь шли очень близко друг к другу, о чем-то разговаривали, смеялись. Было понятно, что новостей накопилось много и они очень рады, что наконец-то примирились.
В семье Тамары Ивановны и Николая Петровича Ольшанских было двое детей - дочь Марина 35 лет и 27 летний Степан. Марина после развода с мужем жила с 14-летней дочерью Агатой в квартире своего дедушки по линии матери - 78-летнего Ивана Федоровича Дудкина. После смерти бабушки дедуля очень сдал и не мог жить совершенно один, поскольку часто болел.
Конечно, Марина могла бы купить квартиру в ипотеку. Она хорошо зарабатывала и была в состоянии жить безбедно и платить кредит за жилье. Но оставить деда одного внучка не могла. Агата только обрадовалась, что они с мамой будут жить у дедушки. Во-первых, во дворе дома, где была расположена квартира Ивана Федоровича, жили все друзья Агаты.
Девочка ведь каждое лето проводила у прадеда и прабабушки, пока она была жива. Так что в этом дворе, в районе Агате была знакома каждая улочка. Да и школа рядом. Вот только танцевальная студия далеко, но не беда. У Марины есть машина и она отвозит и забирает дочь.
Иван Федорович Дудкин тоже был рад, что Марина и Агата теперь будут жить с ним. После смерти жены, мужчина чувствовал себя ужасно одиноким. Ведь сначала его любимая внучка Марина вышла замуж и уехала в другой город, затем жена любимая умерла.
Старость подкралась незаметно и навалилась со всей своей силой так, что справляться становилось все труднее, как ни сопротивлялся дед. Иногда от бессилия даже плакать хотелось, но он не сдавался.
Дочка - Тамара приезжала редко. Оно и понятно, у нее свои проблемы - семья, внук родился. Сын младший - Степан вместе со своей женой Кристиной и маленьким сыном Ванечкой жили в квартире матери и отца, поэтому у Томы забот да хлопот полно, не до отца ей - этот дед понимал.
А потом вдруг Марина разошлась с Александром, забрала дочь и вернулась в родные края. Здесь внучка Ивана Федоровича быстро нашла работу, ведь врач косметолог она от Бога. Хотела квартиру купить, а потом передумала и поселилась у деда:
- Дедуль, не помешаем мы с Агатой? - с улыбкой спросила Марина и поцеловала Ивана Федоровича.
- Да ты что, милая? - дед обрадовался, засуетился и даже забегал по квартире, - трешка ведь. Конем гуляй. Я перееду в любую комнату, куда скажете, а вы с Агатой выбирайте любую. Что не нужно, выбросим, купим новое. Деньги у меня есть, скопил. Вот, пользуйтесь, девчонки, - дед развел руками и чуть не заплакал.
- Спасибо, мой родной, - Марина прижалась к дедушке, которые, несмотря на возраст, все еще был подтянутым, высоким и старался держаться ровно, расправив плечи. Иван Федорович - отставной военный и выправка осталась прежняя, вот только ноги болят да сердце барахлит, - никуда ты переселяться не будешь, дедуль. Только ремонт в твоей спальне я, все таки, сделаю.
- Маришка, делай что хочешь, - улыбнулся дед, - теперь ты здесь хозяйка.
Так и живут уже четвертый год. Марина работает, все свои силы отдает дочери, дедушке и работе. Никаких личных отношений у молодой женщины нет, да и некогда ей этим заниматься. Она мечтает построить загородный дом, перевезти туда деда, Агату и жить на природе, где-нибудь у реки. И чтобы лес вокруг. Но пока это только планы.
Женщина откладывает каждую копейку на свою мечту, только до ее осуществления еще далеко.
****
Марина пришла домой вместе с Агатой, которую забрала из танцевальной школы. Пока мама готовит ужин, школьница, обычно, сидит в своей комнате, но сегодня вызвалась помочь. Приготовили быстро, ведь пока Марины и Агаты не было дома, дедушка замариновал рыбу, почистил картошку. Во время ужина внучка и решила поговорить:
- Дедуль, мама сегодня приезжала ко мне на работу. Пригласила нас всех в субботу на семейный ужин, поедем?
- Это в честь дня рождения Ванечки? - с интересом спросил Иван Федорович.
- И как ты все помнишь, дедуль? – удивилась Марина, - я сама забыла что четвертого у Вани день рождения, если бы мама не напомнила, я бы и не вспомнила. Сказала ей, что подарок купила, а сама еще даже не придумала, что подарить.
- У меня календарь отрывной, телефонная книга, записной блокнот по-старинке, – махнул рукой дед, - это у вас все в этой коробке, - дедушка указал на смартфон Марины, который лежал на столе, - а у меня во всем порядок: записная книжка - в книжке, блокнот - в блокноте, даты - в календаре отрывном, - засмеялся Иван Федорович.
- Да, ладно тебе. Так, поедем? - улыбнулась внучка.
- Поедем, – кивнул дед, - Ванечку я поздравить очень хочу. Может быть в последний раз доведется, так не пропускать же такие даты.
- Прекрати, дед, ты чего? - Агата вдруг вытащила из ушей наушники и подмигнула Ивану Федоровичу, - ты еще моих детей нянчить будешь, Так что, живи давай, - правнучка погрозила деду пальцем и все засмеялись.
- Знаешь, Марина, если бы не день рождения Вани, я бы не поехал туда. Не хочу их всех видеть - ни Тому, ни Кольку ее. Наглые да бессовестные - вот я про что. Хоть и дочь она моя единственная, да только мне правда дороже, - нахмурился дедушка и отложил вилку в сторону.
- Ты о чем? - как - будто ни о чем не догадываясь, спросила Марина.
- А ты как-будто бы не знаешь? Думаешь, Тома просто нас нас всех пригласила на день рождения Вани да еще большой семейный праздник устраивает? - прищурился дед.
- Ну, а почему бы нам всей семьей не собраться наконец-то? - удивилась Марина.
- А потому, что мы там не очень -то и нужны, особенно я, – сказал дед, - а если уж, даже, меня - старого пня, позвала, значит сердить тебя не хочет, а почему?
- Почему? – повторила за дедом, ничего не понимающая женщина.
- Потому, что им что-то нужно от тебя - вот почему. Сама подумай, нас даже на свадьбу Степана и Кристины не позвали, на выписку в роддом, на год Ванечке, а теперь что же вдруг?
- Дедуль, ты не справедлив, - улыбнулась Марина, - у Степы и Крис не было свадьбы в широком понимании этого слова. Они расписались и поехали в Турцию отдыхать - вроде, как в свадебное путешествие.
- Ну да, ну да. На Турцию у них деньги есть, а приехать к деду чаю попить, сестру в кафе пригласить да выпить по бокалу за свадьбу- на это не осталось денег. Так никто не делает, детка. А ведь я молодоженам подарок купил, ждал их в гости, – вздохнул дед и отмахнулся, – с нами так поступили, Марина, потому что мы не важные люди в их жизни, второстепенные, понимаешь? А сейчас им что-то нужно от тебя, вот и устраивают весь этот цирк.
- Мам, дедуля прав, - сказала Агата и кивнула, - никогда не ошибается и сейчас все по полкам разложил. Я сама удивляюсь: что ни скажет, все так и есть. Дед, признавайся, ты экстрасенс?
- Кто? – скривился дедушка, - никакой я не экстрасенс, я Агаточка жизнь прожил и всякого повидал. Меня обмануть трудно и на всякую лесть да обман не ведусь. Поеду только потому, что Ванечку хочу поздравить, а вот что хочет бабушка и дедушка от твоей мамы - это мы на месте посмотрим. Дело то нехитрое, я и так знаю, что денег они хотят. Интересно, для чего?
- Мам, ты говорила бабушке, что на дом деньги копишь? – строго спросила дочь у Марины.
- Говорила когда - то, - пожала плечами женщина, – не сейчас, но какое-то время назад.
- Вот вам и ответ, - развел руками дед, - ладно, девчата, давайте обсудим, что подарить Ивашке нашему.
Иван Федорович и Агата начали обсуждать что купить в подарок, а Марина задумалась. А ведь дедушка прав, впрочем, как всегда.
*****
Старшая дочь Ольшанских – Марина всегда чувствовала, что родители больше любят младшего ребенка в семье - Степана. Вернее, даже, девочка чувствовала, что ее вовсе не любят. В детстве было очень обидно, поэтому если была возможность, то она с радость. проводила время у бабушки и дедушки.
Иван Федорович и Вера Степановна Дудкины жили в этом же городке, только в самом центре. Дед, как военнослужащих, как только вышел на пенсию, получив ранение в горячей точке, получил квартиру. Тогда они с бабулей и осели в этом месте.
Единственная дочь Дудкиных – Тамара рано вышла замуж, уже в девятнадцать лет она родила свою старшую дочь Марину, а еще через восемь лет - сына Степу.
До рождения Степы мать и отец Марины вместе с дочкой жили в арендованной маленькой квартире. Хотя у родителей Тамары и была просторная трешка, да только Иван Федорович не нашел общего языка с зятем.
После рождения Степана родители переехали жить в трехкомнатную квартиру, которая досталась отцу Марины - Николаю Петровичу в наследство от родителей. Нельзя сказать, что жизнь восьмилетней девочки как-то изменилась в худшую сторону после рождения брата.
Этого Марина не помнит, да и жила она, практически всегда, с дедушкой и бабушкой. Дело в том, что так девочке было ближе добираться в школу, да и матери она не надоедала. Тамара постоянно жаловалась отцу и матери, что не справляется с двумя детьми, поэтому пенсионеры как могли помогали дочери:
- Мам, ты не представляешь, как тяжело с двумя детьми. Степушка не спит всю ночь, утром я совершенно разбитая, а тут надо Маринку в школу собирать. Только вздремну к обеду рядом с сыном, а Маринка уж из школы прибежит, обедать требует, - жаловалась Тома и со злостью поглядывала на дочь.
- Томочка, так пусть Мариночка после школы к нам приходит, я и покормлю, и уроки проверю, и посмотрю за ней, – с улыбкой говорила мать - Вера Степановна.
- Ой, правда? Спасибо, мама, - тут же обрадовалась Тамара. Иван Федорович только качал головой:
- Тамара, а может быть внучка наша совсем тебе не нужна? Пусть совсем переедет к нам, воспитаем с Верой.
- Пап, да ну тебя, что ты опять начинаешь? Знал бы ты, что значит - двоих детей поднимать. Я из сил выбилась, не сплю, не ем, - возмутилась Тамара.
- Что - то по тебе не видно, что ты не ешь, не спишь. Вон, в боках раздалась, – усмехнулся отец в усы, - а насчет воспитания детей - это ты брось, страдалица. Бабы по пятеро детей на ноги поднимали и никогда не жаловались. Нас у матери шестеро было, - рассердился отец, – и никаких благ цивилизации. Ничего, выросли все. Мать на речку бегала белье полоскать и стирала вручную, печь топила. Отец на фронте был, а она одна. Да, что тебе говорить, – отмахнулся отец.
- Ваня, ну что ты в самом деле, – уговаривала Вера Степановна, – Томочка ведь наша дочь, кто же ей еще поможет?
-Томочка - наша дочь, я не спорю, - немного спокойнее ответил Иван Федорович, но тут же снова завелся, - а Марина разве ей не дочь? Что же она ее, как котенка бездомного - не знает куда бы пристроить, лишь бы отвязаться, - голос отца Тамары дрогнул. Жена обняла его и погладила по спине:
– Ну, что ты, что ты, Ваня? Нельзя тебе беспокоиться, - а потом на ухо тихонько добавила, - пусть Марина у нас, пусть. Ей здесь лучше. Спокойнее.
- Так что, Марину я оставляю? – громко спросила Тамара и поджала губы.
- Конечно, конечно, – засуетилась Вера Степановна.
- Вещи ее привези, – пробурчал отец и тяжело вздохнул.
Постепенно веши Марины практически все перекочевали в дом к деду и бабуле. Конечно, девочка приезжала к родителям, примерно раз в неделю. Оставалась на ночь, вечером рассказывала как в школе дела. Мать проверяла дневник, ставила свою жирную, закорючестую подпись, но на этом воспитание заканчивалось.
Отец, вообще, был с дочерью немногословен. Марина никогда не чувствовала близость с отцом. Иногда она видела отношения своих одноклассниц, подруг с отцами и невероятно завидовала. Ее отец - Николай Петрович, никогда не забирал Марину из школы на машине, хотя автомобиль в семье Ольшанских был.
Папа никогда не проводил с дочерью время вдвоем. Было время, когда Марина специально привирала подружкам о том, что в выходные с отцом ходила в кафе или в магазин, чтобы выбрать платье и туфли. На самом деле роль отца для Марины исполнял дедушка Иван.
Женщина выросла, но ничего не изменилось: самым важным человеком в жизни Марины был дедушка.
*****
В субботу ближе к вечеру Марина, Иван Федорович и Аната стояли у двери квартиры Ольшанских с подарками и огромным букетом цветов для Кристины.
- О, дорогие мои, наконец-то, а мы вас заждались, - с радостной улыбкой произнесла Тамара, которая открыла дверь сразу же, как только раздался звонок.
- Ты, прямо, как под дверью стояла, - пробурчал дед, - здравствуй Тома. Дедушка шагнул в коридор, даже не обнявшись с дочерью.
- Папа, давай хотя бы сегодня не будем ссориться, - еще более нежно улыбнулась Тамара.
- Да я и не собирался, - пожал плечами дед и добавил, - где тут моя правнук - именинник. Ну-ка, дайте дедушка посмотрит, как вырос наш казачок.
- Здравствуй, мама, - Марина поцеловала мать в щеку, а затем бабушка Тома в ответ обняла и дочь, и внучку сразу.
Стол Ольшанские накрыли в гостиной. Было все торжественно и очень красиво. Имениннику сегодня уделяли особое внимание. Малыша поздравляли родственники и друзья, а когда наконец-то все разошлись и остались только своей семьей за столом, Тамара наконец-то решила поговорить с дочерью на кухне, где мыли посуду….
https://ok.ru/group/70000003917036/topic/158140794224108Интересно Ваше мнение, делитесь своими историями, а лучшее поощрение лайк, подписка и поддержка канала.
Комментарии 13