— Буду ухаживать за родителями только в обмен на дачу, — заявила родственникам Лида, — а то хорошо устроились! За квартиру грызетесь, гараж уже к рукам прибрали, мне финансово помогать не собираетесь. Почему я одна должна тянуть эту лямку? Или дача, или дом престарелых! Я все сказала!
Лида выросла в многодетной приличной семье. Её отец всю жизнь работал архитектором, имел определённое положение, а мама трудилась в инженерно-конструкторском бюро. Сергей Фёдорович от государства получил в своё время четырёхкомнатную квартиру, а после рождения старшего сына супруги затеяли строительство дачи. Именно из-за загородного дома Лида и рассорилась со старшими сёстрами и братом.
Все четверо детей семьи Николаевых в жизни сумели устроиться. Самый старший брат Лиды, Григорий, построил карьеру в правоохранительной системе, на пенсию ушёл рано и занялся бизнесом. Ольга и Полина, сёстры Лидии, удачно вышли замуж, никогда не работали, воспитывали детей. Только Лида выбивалась из «шеренги» — замуж она не вышла, семьи не завела. В сорок три года Лида заведовала терапевтическим отделением одной московской больницы.
С сёстрами и братом женщина общение поддерживала неохотно — Полина, Ольга и Григорий считали, что Лидия живёт неправильно.
— Я не знаю, — вздыхала Полина, — как ты вообще существуешь! Разве можно жить без мужа и детей? Лида, основное предназначение женщины — хранить семейный очаг, помогать мужчине продолжать его род.
— Что-то с тобой не так, наверное, — поддерживала сестру Ольга, — такая тяга к одиночеству ненормальна, Лида. Ну ты же врач, медик! Ты же прекрасно понимаешь, что чем старше ты становишься, тем меньше у тебя шансов выносить и родить здорового ребёнка. В твоём возрасте вероятность стать матерью скатилась уже практически к нулю! Какой мужик на тебя позарится? Зачем ты ему, если дитя подарить не можешь?
Григорий тоже частенько выражал свою точку зрения:
— Ты, Лидка, существо абсолютно бесполезное для общества! Нет, конечно, ты работаешь врачом, и профессия у тебя вроде бы благородная. А для страны ты чего хорошего сделала? Ничего! И в кого ты такая? Нас у родителей четверо, у Ольги и Полины по двое-трое детей. У меня три сына, шестеро внуков уже. Ты не боишься в старости одна остаться? Кто тебе стакан воды подаст? Сама не родила, так могла бы ребёнка из детского дома взять. Хоть кого-то бы осчастливила!
С каждым годом встречи родственников происходили всё реже. Лида все семейные посиделки старательно игнорировала. Мать на неё за это обижалась:
— Лида, почему ты к нам не приезжаешь? У Аглаи, твоей тётки, день рождения недавно был. Все приехали её поздравить: и Гриша был, и Полинка с Ольгой, все с семьями, как положено. Ты почему не явилась?
— Извини, мама, я приболела, — озвучила заранее придуманную причину Лида, — простуда свалила, побоялась я приезжать. Не хотела гостей опасности подвергать. Сейчас грипп очень коварный, осложнения на некоторые внутренние органы даёт. В общем, мам, долго объяснять…
На самом деле Лида старательно избегала встреч с родственниками только по одной причине: все, кому не лень, учили её жизни. Она, взрослый человек с высшим образованием, была вынуждена оправдываться по большому счёту перед посторонними людьми. Близкой дружбы Лида ни с кем из родни не водила.
***
Проблемы в семье начались два года назад. Лида была на работе, когда ей позвонила встревоженная мама и сообщила:
— Отец пропал!
Лида сначала подумала, что ослышалась.
— Мама, а что значит «пропал»? В каком смысле?
— Рано утром ушёл и не вернулся. Уже шесть часов его уже нет. Лида, я переживаю. У Серёжи в последнее время какие-то провалы в памяти начались, причём то, что с ним происходило в молодости, он прекрасно помнит, а то, что было вчера — нет.
— Мама, это возраст, — объяснила родительнице Лида, — папа восьмой десяток уже разменял. Он не говорил, куда он собирается пойти?
— Нет, не говорил. Я проснулась, а его дома уже нет. И кажется, он ушёл в домашних тапочках. Ботинки на месте стоят.
Лида понимала, что ситуация на самом деле довольно опасная. Отец легко мог заблудиться в городе, который раньше он знал, как свои пять пальцев. Признаки заболевания у папы Лидия заметила давно. Она много раз говорила брату и старшим сёстрам, что пора позаботиться о судьбе родителей, но те лишь отмахивались. Мама нервничала, паника передалась и Лидии:
— Мам, может быть, Гришке позвоним? Пусть поднимет людей на уши, в любом случае связи в правоохранительной структуре у него остались. Может, это поможет папу найти. План— перехват какой объявят…
— Да что ты, Лида, какой там перехват! Кому нужен безобидный пенсионер? Ты на работе? Отлучиться можешь? Я побегу по дворам, а ты поищи отца на машине.
Лидия быстро скинула халат и поспешила вниз, к парковке. По дороге она набрала номер старшего брата.
Григорий звонком сестры был недоволен — Лида его разбудила:
— Я вчера под утро лёг! Чего тебе в такую рань надо?
— Гриша, папа пропал! — в голосе Лиды чувствовалась тревога, — пожалуйста, помоги нам с мамой его найти! Он вроде бы из дома ушёл в домашних тапочках, довольно давно, мама говорит, что шесть часов он уже отсутствует! А если случилось что? Может быть, ты поднимешь свои старые связи? Пусть предупредят патруль, может, папу так быстрее найдут!
— Лида, что ты ахинею городишь? — разозлился Григорий, — ещё не хватало из-за такого пустяка людей беспокоить! Найдётся, никуда не денется! Просто, наверное, по городу гуляет, воздухом дышит да от общества мамы отдыхает. Дай поспать!
Полина и Оля тоже Лиду подняли на смех:
— Паникёрша, — хихикнула Полина, — Лида, ты забываешь, что папа в этом городе родился и вырос! Куда он сбежит в домашних тапках? Успокойся! Я в любом случае не могу, мне некогда. У меня младший приболел, с температурой лежит. Как я его оставлю?
Ольга тоже сослалась на занятость и вообще в пропаже отца проблемы не увидела. Лида с мамой оббегали весь микрорайон, но Сергея Фёдоровича так и не нашли. Поздно вечером мужчину привела соседка:
— Иду домой с работы, смотрю, дядя Серёжа сидит в халате и тапках на босу ногу! Спрашиваю у него, что он тут делает, а он говорит, что не знает! Тётя Света, вы бы за дядей Серёжей присматривали получше. Наверное, простите, старческое слабоумие у него начинается. Ну или как называется болезнь, когда старики разум теряют?
Лида, немного успокоившись, попросила маму позвонить брату и сестрам. Ольга, Полина и Григорий приехали поздно вечером:
— В такое время нормальные люди уже спят! — входя в квартиру, высказался Григорий, — что за паника? Зачем вы меня дёрнули посреди ночи?
— И то верно, Гриша, — поддакнула Ольга, — мой меня всю дорогу ругал, пока сюда вёз. Злой сидит, как бобик, даже подняться поздороваться не захотел! Мама, что случилось?
— За отцом нужно присматривать, — заявила Лида ближайшим родственникам, — нам сейчас нужно решить, как обезопасить папу. Хорошо, что его соседка совершенно случайно увидела, когда домой возвращалась. Гриша прекрасно знает, сколько стариков без вести пропадает!
— А что тут решать? — удивилась Ольга, — ты, Лида, вообще этот присмотр как себе представляешь? Мы должны переехать к маме и жить у неё, чтобы папа был круглосуточно под нашим наблюдением?
— Или к себе его перевезти? — вскинула бровь Полина, — у меня места нет, мы в двушке живём. А папе обязательно нужна будет свободная комната.
— Я к себе тоже отца взять не могу, — пожал плечами Григорий, — да меня дома-то вечно нет, я поздно возвращаюсь. Порой даже ночью. Вот, например, как вчера. Под утро домой приехал! И вообще, что за ним смотреть? Я не вижу повода для паники, с отцом всё нормально. Это просто возраст. Ну пошёл человек погулять, ну забыл дорогу домой. Что в этом страшного?
Светлана Антоновна Лиду поддерживала, детям она объясняла:
— Я всё же переживаю о том, что у отца проблемы с памятью! Я вам говорю об этом давно. Лекарства, которые Лида посоветовала, не помогают. Да они и не помогут, потому что деменция не лечится.
— Мам, ты дома сидишь, вот за отцом и присматривай. Чего из-за этой мелочи вы меня из дома выдернули? — разозлился Григорий, — могли бы и по телефону всё это обсудить. Всё, я поехал!
Следом за ним ушли и Полина с Ольгой. Лида вздохнула: похоже, брата и сестёр совсем не заботит судьба постаревшего отца.
***
Восемь месяцев назад здоровье ухудшилось и у Светланы Антоновны. На проблемы с ногами пожилая женщина начала жаловаться пару лет назад, а тут ещё после неудачного падения повредила шейку бедра. Лида сделала всё возможное, чтобы мама снова начала ходить — ей провели операцию. Лида временно переехала в квартиру к родителям, потому что ни у брата, ни у сестёр возможности ухаживать за отцом и матерью не было. Работать Лида продолжила. Пока она отсутствовала, за родителями временно присматривала соседка, бывшая медсестра на пенсии, довольно бодрая для своего возраста женщина. Как-то она позвонила Лиде и пожаловалась:
— Ты представляешь, отлучилась я на пятнадцать минут в магазин. Светлана Антоновна захотела манную кашу. Магазинчик в двухстах метрах от дома, я отсутствовала совсем недолго. Прихожу, а в квартире сильно пахнет газом, дым неизвестно откуда взялся. Я побежала на кухню! Оказывается, Сергей Фёдорович пластиковый чайник поставил на газовую конфорку! Поставил и ушёл телевизор смотреть! Я со страху чуть не скончалась, когда до меня вся опасность ситуации дошла.
Лида тем же вечером собрала семейный совет — брата и сестёр она поставила перед фактом:
— Решайте, что делать с матерью и отцом! Я вам, наверное, уже в десятый раз говорю, что за ними нужен качественный присмотр! Валентина сиделкой на постоянной основе работать не может, она через десять дней на три месяца уезжает, к дочери. Она вот-вот родить должна. я круглосуточно в квартире находиться не могу. Если вы помните, я работаю! Давайте скидываться и искать тогда сиделку. Женщина нужна обязательно с медицинским образованием, чтобы могла маме уколы делать.
— Лида, а ты кого-то из своих подчинённых заставить не можешь? Пусть медсестричка приходит и дежурит, пока тебя нет. И платить не надо! Разве они смогут заведующей отделением отказать?
Лида уставилась на Полину:
— Обалдела совсем? Почему чужие люди должны бесплатно за нашими родителями ухаживать? Может быть, ты или Оля посменно будете сюда приезжать и, пока меня нет, за мамой и папой приглядывать? Ну, чего смотришь? Не нравится моё предложение?
Полина надулась, Ольга подала голос:
— Мы, Лида, тоже сложа руки не сидим, у нас семьи! За родителями мы присматривать не можем, и денег лично у меня на оплату сиделки нет. Ты знаешь, сколько в Москве стоят услуги медсестры? Они, как няни, почасовую оплату берут! У меня одна знакомая для своей матери сиделку искала, такие деньги за три года этой женщине отдала! Да квартиру можно было однокомнатную купить. А потом мать в дом престарелых сдала. Говорит, что устала одна всё тянуть.
— Что ты, Оля! — возмутилась Полина, — разве можно маму с папой в дом престарелых? Пусть Лидка за ними ухаживает! Она одна, у неё ни мужа, ни детей. Что ей ещё делать?
— Действительно, — поддакнул Григорий, — Лида, ты зачем нас вообще собрала? Ты взвалила на себя эту тяжёлую ношу, ты её и тащи!
— Да я не против жить у родителей! — объясняла Лидия, — вечером и ночью я буду за ними присматривать, а днём как они останутся одни, пока меня дома нет? Давайте скидываться, сиделка нам нужна в любом случае!
Спорили долго, но с предложением Лиды всё же согласились. Полина взяла на себя обязательство по поиску сиделки для родителей.
— Лично с каждой собеседование проведу! — пообещала женщина, — диплом обязательно проверю. Ну, и цену сбить постараюсь. В общем, о результатах сообщу!
Сиделку Полина нашла через неделю. Лида поговорила с соискательницей и осталась ею довольна. Ярослава показала рекомендательные письма от предыдущих работодателей, у неё уже был опыт присмотра за тяжелобольными людьми.
***
Месяца три всё было относительно спокойно. Лида работала, родители оставались на попечении сиделки. Лидия и не подозревала, что брата и сестёр очень интересует имущественный вопрос. При живом отце Григорий, Ольга и Полина уже давно поделили наследство. На серьёзном разговоре настоял Григорий — он вместе с сёстрами приехал в воскресенье вечером в родительскую квартиру под предлогом навестить маму и отца. Недолго побеседовав с родителями, Гриша отвёл Лиду на кухню и заявил:
— Давай-ка кое-что обсудим!
— Давай, — с готовностью отозвалась Лидия.
— Мы с Олей и Полиной решили, что родительскую дачу нужно продавать. Сейчас всем нам деньги нужны: младший сын Полины собирается поступать в институт, нужно будет оплачивать ему учёбу. Оля хочет помочь беременной дочери с приобретением квартиры. Да я бы тоже от парочки миллионов не отказывался, детям бы и внукам деньгами помог.
— Гриш, я против! — заявила Лида, — о-первых, ты прекрасно знаешь, как матери и отцу дорог этот дом. Во-вторых, я лето с родителями собираюсь проводить на даче, свежий воздух им просто необходим. А в-третьих, вам не кажется, что при живых родителях дербанить наследство как минимум некрасиво? Тебе вообще грех жаловаться, ты гараж себе уже урвал. Вы втроём настояли, чтобы мать с отцом несколько лет назад завещание написали, согласно которому вот эта квартира отходит вам. Мне почему-то доли здесь не положено!
— Лида, что ты возмущаешься? — вспыхнул Григорий. У тебя есть жильё, тебе что ещё нужно? Двухкомнатная квартира, полностью благоустроенная, живёшь ты там одна! Вряд ли в свои сорок с хвостиком ты выйдешь замуж и заведёшь детей. Зачем тебе доля? Это нам нужно заботиться о будущем своих наследников. И всё-таки я настаиваю на продаже дачи!
— Да мало ли на чём ты там настаиваешь, — разозлилась Лида, — не дам продавать дом! Костями лягу, но не дам. Имейте совесть! Как за родителями ухаживать, так в кусты, а как имущество их делить, так вы первые!
К обсуждениям присоединились Ольга и Полина. Обе встали на сторону Григория. Переубедить Лиду им не удалось — младшая сестра закусила удила и сообщила, что будет всячески препятствовать оформлению дарственной.
Григорий, Ольга и Полина от задуманного отказываться не собирались. Пока Лиды не было дома, они по очереди приезжали к родителям и уговаривали мать согласиться на продажу дачи. Ярослава Лидии рассказывала об их визитах. Люда понимала, что нужно срочно что-то предпринять, иначе единственное место отдыха родителей уйдёт с молотка. Лида пошла ва-банк — брату и сёстрам женщина объявила:
— Или вы на меня дачу переписываете, или я отказываюсь ухаживать за родителями! Кидайте жребий, договаривайтесь, устанавливайте график ночёвок. Что хотите делайте, но за родителями смотрите сами!
Родственники возмутились:
— Лида, какая ты бессовестная и корыстная! — скривилась Полина, — ты готова продать мать с отцом за дачу?
— Это вы их продать готовы, — рявкнула Лида, — я вам свои условия озвучила: или оставляете дом мне, или я родителей просто сдам куда надо. Связи, слава богу, в этой сфере имеются. Но тогда учтите: квартиры вам не видать, как своих ушей. Мама сделает всё, чтобы лишить вас наследства. Такого предательства она вам точно не простит!
— Да ты же сама себе яму выроешь, — заорал Григорий, — не только мы наследства лишимся, но и ты!
— Ты забыл, Гриша, что мне и так наследовать нечего, — усмехнулась Лида, — квартира вам достанется. Завещание мама же на вас написала. Я уж как-нибудь переживу потерю денег, зато жить буду спокойно в своей квартире!
Григорий, Ольга и Полина посовещались и решили выполнить требования младшей сестры. Квартира в центре столицы в историческом районе тоже стоила больших денег, отказываться от которых потенциальные наследники не собирались. Светлана Анатольевна, на которую супруг ещё много лет назад переписал своё имущество, дачу подарила младшей дочери. Лида продолжает ухаживать за родителями, весной и летом вывозит их за город. Светлана Антоновна после операции чувствует себя хорошо, уже передвигается самостоятельно. Вместе с Ярославой она присматривает за супругом.
Интересно Ваше мнение, делитесь своими историями, а лучшее поощрение лайк и подписка.
Комментарии 5