⠀
Сергей Никитич Ковалев по праву занимает особое место в славной когорте ученых, творцов, деятельность которых оказала заметное влияние на ход мировой истории.
И это не преувеличение.⠀
Более полувека он, как главный, а затем, как Генеральный конструктор, участвовал в создании подводного флота своего Отечества – Советского Союза, России.
Творения Сергея Никитича — атомные субмарины – стратегические ракетоносцы трех поколений играют заметную роль в глобальной политике на планете и сегодня.
По одной из версий, именно они остановили гонку вооружений между США и Советским Союзом и спасли планету от третьей мировой войны.
⠀
Родился будущий конструктор 15 августа 1919 года в Петрограде в семье моряка.
После окончания школы в 1937 году — поступил в Ленинградский кораблестроительный институт.
К началу войны он был студентом 5 курса.
После прохождения практики на Балтийском заводе на строительстве крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» — Ковалёв был зачислен в бригаду судосборщиков и получил квалификацию судосборщика 6-го разряда.
⠀
Летом и осенью страшного 1941 года, как и многие студенты-ленинградцы, Сергей Ковалев работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг города: рыли противотанковые рвы, окопы, сооружали доты.
В осеннюю стужу ночевали в лесу на кочках в болоте, попадали под артиллерийские и воздушные налеты.
⠀
Как один из лучших выпускников, Сергей Никитич был направлен на работу в находившееся в эвакуации в Горьком (ныне — Нижний Новгород) Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) №18 (в настоящее время — АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»).
После окончания войны перед конструкторами была поставлена задача воспроизвести немецкую турбинную силовую установку и построить по собственному проекту опытную подводную лодку.
Этому проекту присвоили номер 617.
Поэтому уже в 1948 году вышло постановление Правительства СССР о создании в Ленинграде нового (второго в СССР) Специального конструкторского бюро №143, предназначенного для проектирования высокоскоростных подводных лодок, а также энергетических установок для них.
Начальником СКБ-143 и главным конструктором проекта 617 стал А.А. Антипин.
⠀
Сергей Ковалёв был назначен помощником главного конструктора.
В проектные вопросы Антипин особенно не вникал, так как занимался в основном созданием стенда для отработки турбинной установки на заводе «Судомех».
Поэтому проектные работы были доверены Ковалёву, не имевшему тогда еще практического опыта проектирования подводных лодок, тем более, такой уникальной — развивавшей скорость подводного хода в два раза большую, чем обычные дизельные подлодки.
⠀
Главной кораблестроительной проблемой при проектировании подводной лодки являлась ее управляемость и устойчивость движения на большой скорости подводного хода.
Ни теоретических основ, ни практического опыта у советских судостроителей не было.
Требовалось определить, какой должна быть форма корпуса, горизонтальные и вертикальные рули.
Строительство головной лодки проекта велось без высоких технологий, но очень оперативно и быстро.
Решения принимались и исполнялись прямо на месте.
От закладки лодки на стапеле до ее спуска в состоянии хорошей готовности прошел всего год – заложена 5 февраля 1951 года и спущена на воду 5 февраля 1952 года.
⠀
Даже по сегодняшним меркам это ошеломительная скорость строительства!
Подводная лодка проекта 617 явилась гигантским шагом вперед советского подводного судостроения – она стала первой подводной лодкой в СССР, перешагнувшей 18-узловую величину подводной скорости.
Ее подводная скорость в течение 6 часов составляла более 20 узлов.
Но главным достоинством новой подводной лодки являлась ее энергетическая установка, ставшая технологическим прорывом!
⠀
Неслучайно, академики И.В. Курчатов и А.П. Александров, готовящиеся в это время к созданию первых атомных подводных лодок, лично приезжали ознакомиться с этим подводным кораблем.
Подводная лодка – это то средство, которое не может быть уничтожено при нанесении первого атомного удара.
Если бы кто-то захотел нанести по нашей стране удар, то какое-то количество лодок обязательно уцелеет.
И этого будет достаточно, чтобы нанести удар возмездия, которого сторона, развязавшая войну, не переживет.
Но добиться паритета в годы холодной войны удалось не сразу.
⠀
К началу гонки ядерного вооружения под водой — Советский Союз готов не был.
Акцент в то время делали на воздушные и наземные средства доставки ракет.
Исправлять ситуацию страна доверила Сергею Никитичу Ковалеву.
Первые советские атомные подводные лодки превосходили американские по прочности и глубине погружения.
Но значительно уступали по вооружению.
Например, на отечественной К-19 стояло всего 3 ракеты, у конкурентов на «Джордже Вашингтоне» – 16.
А еще наши «шумели на весь океан», что нужно было срочно исправлять.
⠀
Настоящим прорывом в 70-х годах прошлого века стала закладка первого атомного тяжелого стратегического ракетоносца проекта 941 «Акула».
Подлодки этого типа обладают огромным запасом плавучести — более 40%.
Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин.
Именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса, как самые большие атомные подлодки в мире.
По смелости и уникальности технических решений — проект 941, разработанный под руководством Сергея Ковалева и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи «Севмаш», остается непревзойденным в мировом кораблестроении, и до сих не утратил своей роли.
⠀
Создание данного типа кораблей позволило создать ядерный паритет с американцами.
И сегодня в составе российского ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 «Дмитрий Донской».
Он прошел модернизацию и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса «Булава-30».
Запускать 40-тонную ракету с «Дмитрия Донского», минуя все полигонные и стендовые старты, позволила его уникальная архитектура.
⠀
Создатель этого корабля — Сергей Никитич Ковалев — лично гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний.
Как заявлял он сам: «это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету «Булава-30».
Недавно стало известно, что АПЛ «Дмитрий Донской» планируется довооружить 200 крылатыми ракетами типа «Калибр».
В последние годы жизни легендарный конструктор участвовал в проектировании и строительстве серии атомных субмарин с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей».
⠀
Академик Ковалев не любил полумер и доводил любое дело до конца.
Выполнил и главную поставленную перед ним Родиной задачу.
Именно его подводные ракетоносцы сейчас стоят на страже морских рубежей России!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3