Сущность дрессировки заключается в выработке у собаки условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением. Дрессировка включает в себя воздействие на собаку определенных раздражителей в определенном режиме и последовательности с целью постепенной выработки необходимых навыков. Самым главным раздражителем для собаки является хозяин — дрессировщик. И здесь оказывает воздействие на собаку все — поза, одежда, запах, движение, жесты, громкость и интонация голоса, команды, мимика лица и другие факторы.
Время начала дрессировки не ограничено. Некоторые навыки мы вольно или невольно вырабатываем у щенка с рождения. И его дрессировка-обучение продолжается постоянно — в течение всей жизни.
Прежде чем начинать заниматься дрессировкой, четко уясните ряд понятий и в дальнейшем следуйте им неукоснительно. Первое и главное — нужны безграничное терпение и последовательность.
Команды должны быть краткими, произноситься четко, с одинаковой интонацией. Словесное выражение команды не должно меняться от занятия к занятию. Для собаки знакомое слово или набор слов связаны с последовательностью ряда действий. Поэтому их изменение может привести к неадекватному ответу.
Команда произносится ровным тоном, повышение голоса само по себе уже наказание. Постоянное покрикивание притупляет восприимчивость собаки, но не делает ее послушней. Собака не понимает смысла слов, но прекрасно различает интонацию и тон сказанного. Команду хорошо сопровождать соответствующим жестом.
Это позволит работать с собакой, когда нет возможности управлять ею голосом. После каждого правильно выполненного приема собаку следует похвалить, приласкать. Если хотите получить послушную, уравновешенную собаку, то старайтесь избегать наказания, контрастный метод хорош, но лучше вкусопоощрительный. Достичь результатов этим способом можно не так быстро, зато дрессировка для вашей собаки будет праздником — ведь она получает лакомство и похвалу от хозяина. Однако этот метод не всегда срабатывает с упрямыми собаками, а также когда ваша собака ведет себя излишне агрессивно по отношению к вам, желая перехватить роль вожака в стае, роль лидера в вашей команде. Что же касается наказания, то уже повышение тона команды говорит о вашем неудовольствии, следующий этап — резкий, громкий окрик, рывок поводком. И усиленное наказание (которое следует исключить из практики вашей работы с собакой, особенно со щенками) — удар прутом, плеткой, встряхивание за шкирку или удар сложенной газетой. В любом случае при работе с собакой не прибегайте к побоям, как наказанию. Нельзя наказывать собаку рукой, ногой или поводком (хотя этого «соблазна» избежать очень трудно). Она должна чувствовать к вам безграничное доверие. Если вы протягиваете к собаке руку — то только чтобы приласкать ее. Собака не должна бояться замаха рукой.
Высказывания же некоторых «специалистов», что наказание газетой для крупных собак (ротвейлер, овчарка, стаффорд и другие) неэффективно и бесполезно и наказывать их нужно, чтобы они прочувствовали боль — в корне неверно. Никогда не путайте наказание и избиение. Наказание — это не побои! Наказание дисциплинирует собаку, приучает ее к нормам поведения в обществе человека, заставляет правильно выполнять набор требуемых действий. При дрессировке используют различные методы.
Вкусопоощрительный. Условный раздражитель-команда подкрепляется дачей лакомства, а также поощрением голосом, похлопыванием и поглаживанием собаки, особенно когда дается команда «Ко мне!». При использовании данного метода условные рефлексы вырабатываются быстро и удерживаются хорошо. Собака работает активно, укрепляется контакт с дрессировщиком. При постоянной дрессировке это наиболее предпочтительный метод работы с собаками и, как ни странно, особенно со взрослыми.
Механический. При использовании данного метода условный раздражитель (команда) подкрепляется механическим раздражителем (нажим на холку, крестец, подвижку лап, рывок удавкой и др.). Как правило, используют ошейник (лучше удавку) и поводок. При этом сначала дается команда и если она не выполненяется, то «подкрепляется» механическим воздействием. Это довольно жесткий метод, при его использовании можно получить запуганную собаку, т.е. привить боязнь к дрессировщику и к самой дрессировке. Здесь главный девиз — «Делай, или будет плохо!». Этот способ можно рекомендовать только для работы с упрямыми собаками.
Контрастный. В данном случае условный раздражитель подкрепляется механическим и вкусопоощрительным. При этом используется коррекция двух видов — с одной стороны рывок ошейником-удавкой плюс неудовольствие, выраженное словесной командой, с другой стороны, поощрение голосом, похлопыванием и сглаживанием, дачей лакомства. Таким образом вы даете понять собаке когда она работает неправильно, когда правильно, т.е. как бы подталкиваете ее на нужный путь и награждаете в конце.
Подражательный. В этом случае ваша собака выполняет приемы, подражая работе других собак. Этот метод может быть использован при преодолении препятствий, задержании, выработке навыков караульной службы, например, у кавказских овчарок.
Игровой. Здесь необходимые навыки вырабатывают в процессе игры, его можно использовать при приучении щенков к ошейнику, наморднику,апорту и др.
Конечно, два последних метода можно объединить с первым, т.е. с вкусопоощрительным, так как все основано на поощрении.
И конечно, нельзя сказать, что использовать нужно какой-то один метод. Нет. Это зависит от индивидуальности собаки и от специфики тех приемов, которые необходимо выработать. Крайне нежелательно использовать механический метод дрессировки. Хотя при групповых занятиях зачастую доминирует применение именно этого метода, благо достичь результатов так проще, тем более работая сразу с несколькими собаками. Дрессировка в группах вообще малоэффективна, потому что почти исключает индивидуальный подход при дрессировке собаки инструктором. Так можно проводить дрессировочные занятия на самых ранних этапах, готовясь к сдаче общего курса дрессировки. Положительным здесь будет обучение собаки общению с другими собаками и работе в группе.
Нет комментариев