О чем же в итоге идет речь?
Один из специалистов немецкого института проблем международной безопасности Янис Клюге открыл статистику Центробанка и увидел там остатки по статьям «прочие инвестиции», «ссуды, займы, наличная валюта и депозиты», а также «прочая задолженность», касающиеся международной инвестиционной позиции, которые в сумме составляют 180 миллиардов долларов.
"Скорее всего, теневые резервы представляют собой деньги крупных компаний-экспортеров из России", - говорит ученый.
Он также обратил внимание, что в 2022 году Россия получила рекордные доходы на $591,5 миллиарда от продажи сырья. В том же году в России был зафиксирован рекордный профицит платежного баланса на $227,4 миллиарда. Но эти деньги, - отмечает ученый, - не попали ни на российские счета, ни в резервы Центробанка, а остались за границей.
И храниться эти деньги могут в банках Китая, Индии и ОАЭ, - так считает немецкий ученый, потому что, например в европейской и американской статистике нет зеркального отображения этих сумм.
180 миллиардов долларов - это сумма, эквивалентая примерно половине годового федерального бюджета РФ или всему объему золотого запаса России. Это очень внушительная сумма.
Однако считать теневыми эти деньги не совсем корректно.
Формировать валютную позицию за рубежом у российских экспортеров всегда было обычным делом. Просто потому что так удобнее вести деятельность с иностранными партнёрами. Ну и безопаснее, с некоторой точки зрения.
Поэтому обороты проходили за пределами страны, а в Россию поступала лишь часть выручки, которая необходима для поддержания текущей деятельности: рублевые расходы, инвестиции, дивиденды итп. Эта часть тоже внушительная.
Только таким образом экспортеры раньше хранили деньги в юрисдикциях, которые теперь названы "недружескими", и в этой связи они, получается, вынужденно перенесли свою заначку в другие страны. И сейчас, учитывая обострившуюся проблему с трансграничными платежам в России, это для них даже еще актуальнее, чем было раньше.
Конечно, среди экспортеров, которые хранят резервы за рубежом, есть и государственные (Роснефть, Газпром), и теоретически государство может их использовать для каких-то своих целей, также теоретически может использовать валютные резервы частных корпораций. Но все равно, деньги компаний - это не прямые деньги государства, пока они не поступили в бюджет в виде налогов, дивидендов и других платежей.
К тому же, мы и сами точно не можем знать, к примеру, что несколько десятков миллиардов долларов экспортной выручки вынужденно "зависли" в Индии, а затем инвестированы в индийскую экономику. Естественно они будут отражаться на балансе ЦБ как международная инвестиционная позиция. Одна только Роснефть дает примерно 40 млрд "резервов" только по Индии (такие цифры назывались), а всего экспортеров, например, фигурирующих в указе о продаже валютной выручки, 43 группы компаний. Так что, 180 миллиардов для всех них - это не такая уж и большая сумма.
В общем, в найденных теневых резервах нет ничего сенсационного: в таком виде они существовали уже много лет, а сейчас без них государству просто не обойтись. Ну и Запад ничего не "проглядел" в этом плане. Выручку российских экспортеров он пока еще не собирался как-либо отслеживать и блокировать. По крайней мере об этом не заявлялось. $€
Комментарии 91